Креативность в деятельности и поведении государственного гражданского служащего в Российской Федерации.

Профессиональная деятельность государственных служащих носит общественный характер, а продукт их труда имеет два основания. Первое основание - продукт деятельность госслужащего субъективен и зависит от профессионализма субъекта деятельности. Второе - продукт деятельности госслужащего объективен и имеет общественно значимый характер. Отсюда следует, что профессиональная деятельность госслужащих признается качественной только тогда, когда осознание и оценка результата своей деятельности самим субъектом - адекватны осознанию и положительной оценке результата его деятельности членами социума. Кроме того, профессиональная деятельность государственных служащих по своему смыслу - деятельность управленческая, направленная на защиту интересов государства и общества; охрану прав и свобод граждан; обеспечение реализацию Конституции и Законов РФ на вверенной им территории.

Сегодня, продуктами деятельности госслужащих являются не только управленческие решения (нормативные документы), но и идей, инновации (аналитические записки, программы). Управленцы заняты производством общественных отношений (субъект-субъект, субъект - объект); нормативной базой элементов корпоративной культуры как государства, так и конкретного территориального образования.

Роль креативности в управленческой деятельности необходимо рассматривать с точки зрения современной науки управления. Анализ культурной эволюции позволяет сделать вывод, что субъект управления отвечает на кризисные ситуации двумя вариантами: либо вырабатывается инновационная идея, открывающая новые возможности; либо идет возвращение к старым идеям, оправдавшим себя в предшествующие времена. Общекультурный смысл первого типа «в стремлении людей повышать эффективность собственной деятельности в соответствии с возрастающей сложностью подлежащих формулировке и разрешению проблем. Смысл второго типа заключается в том, что усложнение проблем соответствующего субъекта не рождает адекватного творческого потенциала». Следовательно, креативность – свойство не любой управленческой культуры, а только той, которая ориентирована на программы преобразований, обеспечивающие расширенное воспроизводство и адресованные в будущее.

Креативный тип мышления государственного служащего позволяет находить необходимые решения, не ссылаясь на безысходность, связанную с наличием каких-то объективно присутствующих негативных факторов. Например, ликвидацию бедности в России часто ставят в зависимость от экономического роста: будет обеспечен экономический рост, и эта проблема исчезнет. Тем самым, фактически бюрократическое управление снимает с себя решение сложнейшей проблемы повышения уровня жизни подавляющей части населения.

В настоящее время можно сказать с уверенностью, что отечественным государственным и муниципальным служащим приходится сталкиваться с множеством сложных, нетрадиционных проблем, что, безусловно, требует освоения новых механизмов и методов управления. Российский опыт показывает, что государственным служащим в сложных ситуациях приходилось решать нестандартные задачи, которые, несмотря на новизну и отсутствие практического опыта были выполнены.

Вполне очевидно, что без исследований, без научного и творческого подхода к управлению социально-экономическими процессами современный чиновник не может успешно функционировать. Круг вопросов, решаемых управленцем на основе исследований и творчества, выступает отчетливо и ясно: это экспертные оценки, мониторинг различных процессов, прогнозы развития региона и т.д.

Реализации креативного потенциала госслужащего и соответственно повышению эффективности управленческой деятельности может существенно способствовать учет и активное использование совокупности факторов и условий, среди которых:

создание творческой атмосферы в профессиональной среде государственной службы, в которой конструктивное отношение к новой идее, нововведению было бы не только потребностью каждого государственного служащего, но и одной из наиболее значимых ценностей;

конструктивное, уважительное отношение к новшествам, их носителям, а также моральное и материально стимулирование креативных идей;

создание в профессиональной среде государственной службы обстановки здоровой состязательности, проведение разнообразных конкурсов инновационного решения проблем в государственном и муниципальном управлении;

изучение и распространение позитивного опыта формирования корпоративных культур, базирующихся на инновационной основе. Заложенный в них инновационный потенциал, став реальной моделью деятельности государственных служащих, способен дать существенный экономический и социальный эффект;

сопровождение внедрения тех или иных новшеств их обоснованием: следует вовремя распознавать и пресекать использование новшеств, способных причинить вред человеку и обществу;

содействие развитию правовой культуры в части поддержки и охраны авторских прав, интеллектуальной собственности, стимулирования инновационной активности и повышения ответственности за препятствия ей;

стимулирование профессиональных коммуникаций, направленных на обмен опытом в области развития инновационной культуры государственных служащих на региональном и международном уровне.

Наши рекомендации