Государственная власть и государственное управление: соотношение и механизмы взаимодействия
Существует множество определений гос.власти: характеризующие власть как отношения господства и подчинения, Также сюда относятся определения, характеризующие власть как способность субъекта подчинять себе поведение других людей. Они выражают волевую трактовку власти. 2) многие определения опираются на точку зрения Вебера - власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению независимо от того, на чем такая возможность основана.Более обосновано понимается власть как система деятельности народа, составляющих его общностей и индивидов, а также создаваемых ими органов по осуществлению принадлежащих им публичных прав, свобод, предоставленных полномочий, обязанностей и возложенной ответственности, выражающих их социальное качество и потребности.
Система гос. власти рассматривается как структурированное единство властеоотношений складывающихся в результате деятельности государства, гос.органов. а также лиц и объединений реализующих или представляющих интересы государства в различных сферах общественной жизни.
Развитое состояние системы гос.власти признаки: правовой характер; публичное признание и обеспечение прав и свобод человека; закрепление структуры и системы гос.власти, ее меры, процедуры осуществления в законодательстве; включенность гос.власти в систему правовой культуры общества. Первичные субъекты гос.власти: народ, общество, его составные части и граждане, обладающие правами. Вторичные субъекты гос.власти органы гос.власти через которые первичными субъектами осуществляются гос- властные полномочия. Первичные субъекты осуществляют учредительную госвласть. Учредительская власть, являющаяся выражением и реализацией исключительного права народа на определение своей конституции, способом обеспечения легитимности фактически осуществляемой власти, обеспечение баланса общественно-политических сил и призванная решать судьбоносные для данного этапа развития государства вопросы, не отчуждаема от народа. Основные функции: 1)принятие изменение конституции; 2) принятие решения о необходимости учреждения новой власти; 3) организация учреждения новой власти; 4) организация выборов должностных лиц; высший контроль за развитием и обеспечением прав человека. Под системой органов госвласти РФ понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих фед. и регион. Органов закн., испол. Суд. Власти, в присущих им орган-прав формах ф-ции единой гос.власти. ав Конституции ст10 –закреплено осущ. Гос.власти нв принцип разделения. Монтескье.).Законодательная власть (Парламент) - комплекс субъектов и видов деятельности по созданию правового фундамента. Исполнительная власть -(Правительство и подчиненные ему органы) призваны исполнять законы, проводить в жизнь. Судебная вл. Представлена судебными учреждениями, им. самостоятельную структуру организации.
Внешний контроль - со стороны общества - полит, контроль за деятельностью высших должностных лиц гос-ва и т.п. Внутриадминистративный контроль — осущ. органы, действующие в структуре исполнительной власти (Фед. казначейство, Гос. Таможенный комитет, госсанэпидемнадзор и т.п.)
Функции контрольной власти осуществляют органы особой компетенции - органы прокуратуры, счетные палаты, избирательные органы и т.п.
Юрид.трактовки и определена, гос. управление - одна из форм осуществления власти - практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общ. жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу; - деятельность всего гос. аппарата по регулированию общ.отношений, по управлению как общ., так и собственными делами.
Система органов гос.власти в РФ отражает единство конституционных принципов построения и деятельности государственных органов. К ним относятся: a) Приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст.2,7,18 Конституции РФ). Именно права и свободы человека и гражданина определяют главное содержание и направление деятельности органов гос. власти России с целью обеспечения достойной жизни и свободного развития человека; b) Народовластие (ст.3 Конституции РФ). Верховной властью в стране наделяются органы, которым народ доверяет и вручает соответствующие полномочия. Эти органы формируются непосредственно населением страны или от его имени представителями народа – депутатами. c) Федерализм (ст.5 Конституции РФ). Благодаря этому принципу обеспечивается единство страны, децентрализация гос. власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий, равноправие и самоопределение народов. d) Разделение властей (ст.10,11 Конституции РФ) Основные функции власти осуществляются самостоятельными органами, которые не зависимы, самостоятельны и взаимно уравновешенны. Разделение властей действует как по горизонтали (самостоятельные ветви власти), так и по вертикали (федеральный уровень и субъектов Федерации). Кроме того, в ветвях власти происходит структурное деление функций и полномочий. Децентрализация власти и ее разделение является гарантией предупреждения ее концентрации не только в каком-либо органе власти, но и в руках отдельной личности. e) Законность (ст.15 Конституции РФ) Формирование органов гос. власти, их функции, полномочия и деятельность осуществляется на основании Конституции, законов и в рамках законодательства. f) Деидеологизация (ст. 13 ч.2 Конституции РФ) Никакая идеология (как это было в советский период или существующий в мусульманских странах - Иран) не может устанавливаться в качестве гос. или обязательной;g) Употребление национальных языков наряду с государственным языком. Конституция в ст. 26 закрепила право использования родного языка. Субъекты Федерации в праве устанавливать собственный гос. язык, который может официально использоваться наравне с русским (ст.68 Конституции РФ). h) Светский характер государства (ст.14 Конституции РФ)
Религия во всех ее видах отделена от государства, осуществляется взаимное невмешательство в дела, взаимоотношения строятся на основе Конституции РФ и законодательства; верховенство Конституции РФ во всем правовом пространстве в ст. 15 Конституции РФ, во-вторых, через закрепление исключительных предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов, а также через закрепление (ст. 77 Конституции РФ) единой системы исполн. власти в РФ (фед. органы испол. власти и органы испол. власти субъектов РФ) по предметам совместного ведения РФ;