Право и политика в их соотношении
В современном значении политику в самом общем виде можно определить как социальную сферу, в которой сталкиваются, борются, реализуются интересы (прежде всего экономические, материальные) больших социальных групп: классов; народов; национальных, религиозных, профессиональных сообществ и других социальных общностей. Политика и возникает как явление вместе с социальной дифференциацией общества, расслоением его на большие социальные группы, обладающие своими особыми (а порой и антагонистическими, то есть прямо противоположными) интересами. Поэтому политики не существовало в первобытном обществе, где даже индивид не отделял свои интересы от интересов родовой общины.
Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество, уничтожить его как форму социального бытия человека, и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право), которые призваны сохранить целостность общества в его новом состоянии. Право имеет политическую природу, ибо по своей сути является нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп.
Общее: есть нормативы, свобода и равенство, все связано с властью.
В праве главное устойчивость, порядок, норма.
В политике – борьба за власть, искусство принимать решение, против которого не возражают, т.е. искусство компромисса.
Различия по функциональному признаку:
для политики: сохранение достигнутого и проблема некоторых изменений(для традиционного общества второе утверждение не характерно, хотя реформы были). Политика – это перманентная борьба за власть, разных групп и достижение согласия между ними, постоянное взаимодействие стратегий государства, партий и т.д.
право воплощает всеобщее социальное требование сохранения. Право выражает одну функцию. Правом закрепляется не только то, что относится к политике. Право устанавливает некие всеобщие запреты(административные, уголовные и т.д.), на семью, отношений по поводу собственности. Право не дуалистично. Право тяготеет к внутренней непротиворечивости. Если не так, то значит, что в праве не хватает правовой культуры. Относительной противоречивости в праве нет, право существует, чтобы удержать.
Различия по сфере действия:
основной объект политики – поведение больших масс
для права – конкретное решение вопроса, которое будет соответствовать нормам, признание его правомерным или нет.
По структуре:
Общее – пространства, регулируемые политикой и правом, совпадают. Однако это не дублирование, так как функции права и политики различны. Есть универсальные и национальные факторы.
Универсальные основания для совпадения этих полей:
в значительной степени политические процессы поддаются нормативной формализации
правом закрепляются формирования политической формализованности. Например, конституция – это совпадение правого и политического поля.
Нормативные начала в политике – это не только законы. Там много и традиций, которые не всегда прописаны (Традиция-это то, что не связано с правом, но существует). Мифы – утверждения, в виде преданий и идей, которые нельзя доказать, но которые являются духовной основой. Возникают на основе идеалов. К политическим мифам относятся лидеры, исторические имена.
Как бы ни были важны нормативы в политике, главное уметь консолидировать, обеспечить согласие.
Для Запада характерна дифференциация политики и права. В праве главное порядок, в политике – борьба за власть.
Рузвельт – мечта, отделить политику от права. Право политизировано. Политика частично существует без права, например, существуют не правовые политические нормы, нормативы, например, общая цель
12. Правосознание: понятие и виды. Правосознание и правопонимание в их соотношении.
Правосознание – это оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным.
Правосознание – неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических предписаний до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание людей. В то же время и воздействие права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание граждан.
Характерные черты:
- это есть самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с нравственными, религиозными, политическим и иными факторами
- оно выражает психическое и идеологическое отношение людей к праву и правовым явлениям
- дает представление о прошлом, настоящем и будущем права.
Структура правосознания
Эту структуру характеризуют два пласта – правовая идеология и правовая психология.
Правовая идеология (понятия, принципы, убеждения; более глубокое осмысление субъектами правовых явлений) – это система правовых взглядов, основывающихся на определенных социальных и научных познаниях. Правовая идеология является главным элементом в структуре правосознания.
Правовая психология – это оценка существующего и желательного права; она выражается в виде (эмоций, штампов, стереотипов) психологических характеристик. Психологическую структуру в решающей степени формирует национальная психология.
В структуре правосознания выделяются уровни.
Обыденное правосознание – это отношение к праву, но оценки на уровне стереотипов, слухов, курсирующих в тех или иных социальных группах. (массовые представления людей, настроения по поводу права, возникающие под влиянием жизненного опыта)
Профессиональное правосознание– это правосознание, прежде всего юристов-практиков, иных работников государственного аппарата. (чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юридической практики)
Научное правосознание опирается на изучение состояние действующей правовой системы, необходимых перемен, социальных заказов и ожиданий в правовой сфере. (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права)
В структуре правосознания выделяются также виды: индивидуальное, групповое, общенациональное.