Вопрос.Административное право: понятие, предмет, метод, система, источники, соотношение с другими отраслями права.
Вопрос. Исполнительная власть: понятие, место в системе разделения властей, соотношение с государственным управлением.
Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой[1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом,исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.
Основное назначение исполнительной власти в Российской Федерации — России — организация практического исполнения Конституции России и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественноадминистративного права.
Состав исполнительной власти набирается на выборных началах с возможностью последующего назначения.
· является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
· является проводником государственной политики в жизнь;
· подзаконна по своему характеру и задачам;
· объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
· её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
· является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.
Функции исполнительной власти
· подзаконное регулирование;
· осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
· административное правоприменение;
· осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
· административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
· охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
· информационное обеспечение органов государственной власти.
Гос-служебные отнош.-часть гос-управленческих отнош. 2 группы: организ-структурные и организ-функциональные. Субъекты гос. управления: фед. органы испол. вл., органы испол. вл. Субъектов, гос. служащие этих органов. Объекты: предприятия, организации, граждане, подчиненные гос. служащие.
Соотношение ИВ с государственным управлением:
ИВ – категория политико-правовая, в то время как государственное управление – категория организационно-правовая.
Соответственно, государственное управление – реальность, без которой государственно-властный механизм работать практически не может. По своему назначению оно представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется ИВ. Иначе говоря, государственное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.
Свой реальный характер ИВ приобретает в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.
Государственное управление – конкретный вид деятельности исполнительно-распорядительного характера по осуществлению единой государственной власти.
Итак, государственное управление — это исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая с использованием метода власти и подчинения. Важнейший признак государственного .управления — практическая организация осуществления функций государства, проведение в жизнь российских законов. Поэтому государственное управление является исполнительной деятельностью, использует при этом от имени государства распорядительство как в связи с организацией всякой совместной деятельности людей, так и применяя при необходимости меры государственного принуждения.
И федеральные агентства, руководство деятельностью которых
Осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные
Которых осуществляет Правительство Российской Федерации,
Вопрос 41. Управление в области спорта. (Положение о Министерстве спорта РФ)
Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта
Министерство руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве спорта Российской Федерации.
Осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
4. Министерство спорта Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
4.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
4.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
4.2.1. перечень видов спорта, для развития которых создаются и действуют общероссийские спортивные федерации с возможным членством спортивных клубов и их объединений;
4.2.2. порядок разработки и представления программ развития соответствующих видов спорта;
4.2.3. общие требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающие особенности отдельных видов спорта;
4.2.4. Единая всероссийская спортивная классификация и положение о ней;
4.2.5. положение о спортивных судьях;
4.2.6. положение о присвоении почетных спортивных званий;
4.2.7. порядок проведения допинг-контроля;
4.2.8. перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте;
4.2.9. общероссийские антидопинговые правила;
4.2.10. типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта;
4.2.11. общие принципы и критерии формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации и порядок утверждения этих списков;
4.2.12. нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, методические указания и инструктивные материалы по осуществлению полномочий, переданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
4.2.13. порядок государственной аккредитации региональных спортивных федераций, осуществляемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
4.2.14. порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации;
4.2.15. порядок получения государственной аккредитации и приобретения статуса общероссийской спортивной федерации общественной организацией, членами которой являются аккредитованные региональные спортивные федерации, осуществляющие свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и развивающие сложные виды спорта;
На уровне субъекта департамент спорта и молодежной политики
вопрос.Административное право: понятие, предмет, метод, система, источники, соотношение с другими отраслями права.
Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности. Обществ. Отнош., складывающиеся в сфере реализации испол. вл., гос. управления.
Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти.
Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.
Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Методже административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.
Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:
1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;
2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;
3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Особенности административно-правового регулирования вытекают из особенностей предмета административного права и сущности государственно-управленческой деятельности.
Наиболее характерно для метода административного права использование предписания, т.е. прямых средств распорядительного свойства. Свое выражение они находят в том, что одной стороне административных отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне.
Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных отношений (властеотношений).
Все методы правового регулирования принято делить на императивные и диспозитивные. Административное право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.
Источники административного права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. нормативные правовые акты, содержащие нормы административного права.
К источникам административного права относятся:
1. Конституция РФ — основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.
2.Международно-правовые договора и соглашения.
3.Федеральные законы и кодексы, такие как «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и т.д.
4. Законы субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». Правовой основой данного областного закона являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав Ростовской области.
5. Указы и распоряжения Президента РФ.
6. Постановление и распоряжение Правительства РФ (Постановления правительств субъектов РФ).
7. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).
8. Акты субъектов Российской Федерации.
9. Ведомственные акты субъектов РФ.
10. Ведомственные акты местного самоуправления.
Система отрасли административного права —это совокупность норм, правил административного права, взаимосвязанных и взаимозависимых и образующих специфическое информационно-правовое единство, обеспечивающее эффективное правовое регулирование управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной деятельности, государственного управления, администраций органов МСУ, а также отношения в сфере управленческой деятельности, осуществляемой другими органами государственной власти и их обслуживающими аппаратами и иными уполномоченными законом субъектами административного права.
Система административного права— это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.
Система административного права как отрасли права:
1. Общая часть: Предмет, Формы и методы, Субъекты административного права, Ответственность по административному праву, Административный процесс
2. Особенная часть: Экономическая сфера, Социально-культурная сфера, Административно-политическая сфера, Межотраслевая
Институты общ. Части: админ-прав. Статус граждан и их объединений, органы испол. вл., админ-прав. Статус предприятий, учреждений, организаций, гос. служба, админ-прав. Принуждение, админ. Ответ-ть, админ. Процесс, обеспечение законности в сфере испол. вл.
Институты особен. Части: основы админ-прав. Организации гос. управления(сущность, функции и методы), управление в эконом. Сфере(промыш-ть и торговля, энергетика, сельское хоз-во, экология), управление в соц-культурной сфере(образование, наука, молодежная политика, туризм, здравоохранение, труд и соц. защита), управление в админ-полит. сфере(оборона, безопасность, юстиция, внутр. дела, иностр. Дела), управление в межотраслевой сфере(эконом. Развитие и имущ. Отнош, антимонопольная деят-ть, статистика).
Отрасль административного права имеет тесную взаимосвязь со всеми другими отраслями права,но при этом обладает специфическими признаками, обусловленными своим предметом регулирования, методом воздействия, источниками права и иными признаками.
Взаимодействие с конституционным правом: конституционное право устанавливает исходные положения для всех отраслей права, в том числе административного. На основании норм конституционного права административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.
Взаимодействие с финансовым правом: финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.
Взаимодействие с трудовым правом: целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.
Взаимодействие с гражданским правом: в ряде случаев регулируют сходные имущественные отношения, но путем применения различных методов правового регулирования. В основе гражданского права лежит метод равенства сторон, в административном праве – метод одностороннего предписания.
Имеется связь с земельным правом,нормы которого регулируют отношения между землепользователями и государством. Вместе с тем, органы исполнительной власти сдают земельные участки в аренду, производят их изъятие, контролируют их рациональное использование. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права. Охрана этих отношений также осуществляется нормами административного права.