Функции советского государственного радио.
«Теория функций» является краеугольным камнем в теории отечественного радиовещания, заменяя собой философию, психологию, футурологию радиовещания как СМИ. Функциональность и «теория жанров», как механизм реализации функций – основные теории советского радиовещания.
Характерно, что именно при сравнении функций советского радио (до 1990 года) и российского радио (после 1990 года) становится понятными и направления трансформации системы. Причем оказывается важным и описание функций радио, и их иерархия в системе радиовещания в целом.
Итак, функциональность была определяющей характеристикой радиовещания как СМИ. Недаром радиовещание определялось как «целенаправленная динамическая система»[21]. У каждого действия должна быть своя цель и свой результат, причем желательно заметный и ощутимый, измеряемый.
Функции не всегда рождались в результате практической деятельности, а потом канонизировались в теории. Они выводились из правительственных постановлений, партийных документов, из задач, которые ставились государством перед радиовещанием, декларировались и потом закреплялись теоретиками. Каждое выступление, заявление членов ЦК, Правительства, касающееся радиовещания или просто развития общества содержало необходимый лозунг, установку.
Первые функции были сформулированы Лениным и носили характер «отражения момента» - «газета без бумаги и расстояний». Как писали в советских учебниках по радиовещанию: «Работы в области радио еще не вышли, по сути дела, за стены лабораторий, а В.И.Ленин уже определил задачу будущего радиовещания – встать в один ряд с печатью, этим мощным средством агитации, пропаганды и организации».[22]
В условиях революции и гражданской войны, огромных расстояний, удаленности центра, неразвитости средств массовой коммуникации, низкой грамотности населения и поэтому ограниченности восприятия традиционных информационных каналов - эти лозунги себя оправдывали и были точным отражением потребностей населения и государства.
Не нужно забывать, что кроме политических задач, радиофикация страны носила и популистский характер. Для населения того времени радио было гиперразвлечением. И само по себе лучшей пропагандой побед Советской власти. Особенно для какой-нибудь удаленной от всех торговых путей сибирской деревеньки, где звучащий голос из жестянки или трансляция концерта симфонического оркестра были прорывом в трансцендентное.
С годами революционные лозунги, как и многие лозунги первых лет, приобрели вид догмата. Как завещал В.И.Ленин: «… Чем более трудна, чем более велика, чем более ответственна новая (курсив мой – В.С.) историческая задача, тем больше должно быть людей, миллионы которых надо привлечь к самостоятельному участию в разрешении этих задач»[23]. Характерно слово «новая». В 1917 году задача, стоящая перед государством и народом, была новая, в 1921году – новая, в 1945 году – новая, в 1970-м – новая.
Процесс догматизации заветов Ильича носил бесконечный характер. В теории стремительность продвижения общества вперед была прямо пропорционально росту коммунистической сознательности его членов. А результаты формирования высоких морально-политических качеств советских людей, в свою очередь, зависели от эффективности коммунистической пропаганды. Круг замыкался. С другой стороны как это не парадоксально звучит «ленинские заветы» оказались рабочими для страны и себя оправдывали практически 60 лет (с 1917 по 1980-й годы). Революция, гражданская Война, НЭП, военный коммунизм, коллективизация, индустриализация послевоенных лет, репрессии 30-х годов, Великая Отечественная Война, восстановление страны после войны, смерть Сталина, развенчание культа личности, хрущевская оттепель, стройки века – БАМ, целина… Все это поводы для глобальных пропагандистских кампаний в масштабах страны. А радио самое оперативное, вездесущее, доступное СМИ Страны Советов. И в этом качестве оно, безусловно, служило стане.
Другой вопрос – почему в 1970-х - 1980-х гг., когда страна начала жить более-менее спокойно и выросло не одно поколение советских людей воспитанных в господствующей идеологии, с заложенными правильными ценностями – СМИ и радио как заведенные продолжали действовать по старинке с пафосом и пропагандистским задором в духе традиционных государственных кампаний. К 1970-м гг. с процессами стабилизации общества и государства установки на мобилизацию массового сознания должны были претерпеть неизбежные корректировки. Основные положения ленинского учения о печати: понятия о функциях, принципах, отношении к аудитории, которые распространялись на радиовещание все годы существования советской власти, должны были неизбежно подвергнуться корректировке, приобрести новую актуальность, своевременность и современность. Людям хотелось музыки, развлечений, коммуникации. А эти функции стояли на последних местах.
Социально-политические функции радио были призваны решать задачи на уровне «государство-человек», а социально-рекреативные – «человек-человек». Но удовлетворение человеческих потребностей в этом перечне функций всегда было на последнем месте.
Общая или интегративная функцияопределялась как задача «объединять самые различные группы населения в единый социальный организм, т.е. выполнять задачу социальной интеграции». В рамках этой функции закладывались основные идеологические постулаты социализма. Общество должно быть единым в своем восприятии, проявлениях, сплоченным до монолитности организмом, движимым едиными порывами. Все противоречия должны быть сглажены на концептуальном уровне, на уровне унифицированности восприятии явлений и событий. Эта функция была главной всегда. Унифицированность восприятия, унифицированность реакции на раздражители очень важна для управления государством. Все как один встали, пошли, сделали, осудили… Более того, в условиях многонационости, неодинакового социального развития населения, которое нужно было приводить к общему знаменателю, эта функция приобретала особое значение.
Второй по значимостишла функция агитации и пропаганды.
Даже в 1985 году в начале перестройки, когда вроде бы уже агитировать было не за что «радиожурналистика вела активные поиски в области пропаганды и агитации. Они были направлены на то, чтобы сделать материалы этой тематики более убедительными, аргументированными, эмоционально привлекательными»[24]. Это была еще одна определяющая функция радио - на конкретных примерах воспитывать марксистско-ленинское мировоззрение.
Организаторская функция радиобыла самой понятной.При помощи радио можно было: «а) разъяснять, что надо делать; б) наметить план действия; в) инструктировать участников; г) наметить расстановку сил; д) дать зарядку в начале работы; е) контролировать процессы работы; ж) корректировать работу на ходу; з) вести учет и подводить итоги проведенной работы».[25]
Это была идеальная функция для ведения/управления пропагандистскими кампаниями в масштабах страны. Учебники выделяли три основных направления организаторской деятельности – три типа пропагандистских кампаний, которые требовали предварительной или постоянной организации/мобилизации внимания/действия:
· пропаганда каких-то конкретных политических, хозяйственных или культурных задач;
· предваряющая подготовка сознания перед значительными выступлениями в эфире, постоянными циклами, крупными пропагандистскими компаниями;
· профилактическая работа, захватывающая в основном сферу сознания аудитории, в целях организации общественного мнения.
Четвертая функция – функция выражения и формирования общественного мнения.
«Общественное мнение – это особое активное состояние массового сознания. Предмет общественного мнения должен представлять общественный интерес, в момент формирования оно обычно связано с дискуссионными ситуациями. Для его выражения необходим определенный уровень компетенции и владения темой. Чтобы общественное мнение состоялось – оно должно быть выражено».
Пятое место занимала функция информирования.
Причем и она играла в системе функций особую роль. Информирование подразумевалось как объективное, но пропагандистский заряд закладывался автоматически и в специфику отбора информации и особенности ее преподнесения аудитории.
Характерно, что функции были закольцованы друг на друга. Сами по себе они практически не работали. Реализация одной подразумевала скрытое выполнение другой.
Отдельно стояли социально-рекреативные функции: функция просвещения, эстетическая функция, функции развлечения и воспитания.
Воспитание «советского человека», «строителя коммунизма» являлось одной из важнейших задач средств массовой информации и культуры и определяло программную политику теле- и радиоканалов и принцип отбора художественного и музыкального материала. Это особенно важно для понимания того, почему появление музыкально-развлекательного радио в 1990 году перевернуло систему отечественного радиовещания.
Просвещение подразумевало политическую, экономическую, международную, культурную подкованность населения. В ходе реализации функции просвещения государство закладывало в нее функции агитации и пропаганды, формирования общественного мнения, итогом которого становился, безусловно, примитивный, но верный постулат – «Как хорошо жить в СССР».
Человек - строитель коммунизма – это была особая категория человека. Такие люди должны были отличаться от просто людей, тем более от представителей чуждого буржуазного мира. И они выводились СМИ, обществом, институтами образования.
Понятие «советский человек» должно было звучать по особому. Он обязан был разбираться в вопросах политики, экономики, в том числе и международной, быть «культурным и политически подкованным». Его отличал особый набор «врожденных» человеческих качеств - храбрость, энтузиазм, вера в идеалы, самоотверженность, принципиальность, трудолюбие. Кроме этого к категории прививаемых, но все равно необходимых, относились – культурность, вежливость, нравственность. Именно этими качествами определялся «моральный облик советского человека».
В разное время в стране с помощью СМИ запускались разнообразные пропагандистко-воспитательные кампании по борьбе – с пьянством, тунеядством, мещанством, прогулами на производстве. В этих кампаниях ковался образ советского человека – честного, работящего, умного, доброго, морального, принципиального, непримиримого врага лени.
Культура тоже была частью официальной идеологии. Культурная активность являлась демонстрацией силы СССР, его высокого духа. Правда, в СССР понятие культуры было умело интерпретировано, подменено образованностью. Кроме политической подкованности советский человек должен был быть образованным: понимать толк в хорошей классической советской и плохой буржуазной литературе, уметь отличить хорошую музыку от плохой, настоящую поэзию от реакционной и упаднической.
При этом народ – всего лишь – толпа. И она хочет хлеба и зрелищ. Но удовлетворять ее примитивные потребности, идти на поводу у низменных вкусов толпы государство не собиралось. Поэтому эта функция совмещалась с функциями просветительской, эстетической, воспитательной.
Советские развлечения были «культурными», лишенными народного примитивизма – поэтому массовую, вкусовую культуру (например, анекдоты) в них не пускали. Это были преимущественно образцы искусства: музыкальные концерты, номера эстрады, театральные постановки.
Радио и массовая культура.
Главная редакция музыкального радиовещания состояла из отделов симфонической и камерной музыки; музыки народов СССР; песни и эстрады; писем и концертов по заявкам; оперативных передач; планирования и выпуска.
Считалось, что музыкальное радиовещание - одна из основных форм идейно-эстетического воспитания трудящихся. Его важнейшие задачи - пропаганда выдающихся достижений русской, советской и мировой музыкальной культуры, активное формирование художественных вкусов слушателей, удовлетворение интересов аудитории в области музыки.
Тематический диапазон передач был достаточно широк. Знакомство с классикой, рассказы о крупнейших советских и зарубежных композиторах, дирижерах, мастерах вокального искусства, трансляции опер, оперетт, публицистические передачи о современной советской и зарубежной песне, показ пути развития национальной культуры народов СССР, информация о крупных событиях музыкальной жизни в стране и зарубежом - все это составляло содержание передач, которое формировалось на основе изучения писем, замечаний, предложений слушателей.
Одни передачи были рассчитаны на самую широкую аудиторию, другие - на более подготовленных слушателей.
Правда, что бы сегодня не говорили критики советского пути в развитии радиовещания и западные теоретики, радиовещание в СССР не носило характер канала только массовой пропаганды и агитации. Это была система, в которой просвещение, образование, воспитание, развлечение занимали хоть и последние, но все же значимые места. При этом процесс имел двойственный эффект. С одной стороны, культура была частью пропагандистской машины, «призванной…». А с другой - в недрах это машины рождались произведения телевизионного и радиоискусства, которые становились классикой мировых СМИ: советский радиотеатр, образовательные программы, детское телевидение и радио. С одной стороны на правильное воспитание советского человека работало все, а с другой советский человек хотел он того или нет получал классическое гуманитарное образование основанное на лучших образцах мирового искусства.
Советские люди читали много книг. Дети читали газеты и журналы, смотрели советские мультфильмы и сказки, развивающие ум и душу, закладывающие классические представления о добре и зле.
А представители Запада, приезжая в СССР, всегда удивлялись высокому морально-нравственному облику советских людей, их начитанности и научно-культурным познаниям, идеологической подкованности… *
На последнем десятом месте в иерархии функций стоялафункция общения.
В то время как радио во всем мире считалось самым интимным и доверительным СМИ, в СССР через микрофон обращались сразу к народу. Это была митинговая манера коммуникации – торжественная, выразительная и пафосная. Слушателю практически не предоставлялось выбора. Не слушать радио он не мог. Радиовещание в стране носило принудительный характер: во всех государственных учреждениях, частных домах и квартирах были установлены радиоточки.
Свободная равноправная коммуникация с аудиторией не очень вписывалась в радио, отражающее образ, символ советского образа жизни, советского человека, советского строя. Коммуникация с самого начала строилась сверху вниз: от государственной машины к слушателю. Это была абсолютно верная коммуникация в условиях централизованного управления государством. Равноправие между аудиторией и государством в лице его СМИ не допустимо. Теряется сила сказанного, написанного слова.