Середина 1970-х гг. Окончательное формирование модели советского радио.
К середине 1970-х гг. система советского радиовещания окончательно сформировалась в мощную, идеологически и технически продуманную структуру, часть государственного аппарата по производству и распространению информации. Так как внешних предпосылок к трансформации (кардинальной смены власти, реформаторских постановлений, революций, войн и прочих объективных факторов влияния) не было, то в достаточно законсервированном состоянии система просуществовала до конца 1980-х гг., абсолютно устраивая государство как одно из наиболее оперативных средств массовой пропаганды и информирования.
Жесткий государственный контроль, встроенность радио в государственный аппарат явилась естественным следствием цепи исторических событий.
Управленческая вертикаль в силу всеобъемлющей роли ЦК КПСС была работающей, понятной, и всех устраивающей. За радиовещание в СССР отвечали два ведомства - Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР) и Министерство связи СССР. Министерство связи отвечало за техническую сторону вещания – связь в государственном масштабе и за сеть распространения - провода и передатчики[10].
Гостелерадио СССР являлось политической структурой, частью государственной идеологической машины. У него было три главных направления работы: телевизионное вещание, внутрисоюзное радиовещание (общесоюзное и местное), зарубежное вещание. И его основной концептуальной задачей была «целеустремленная пропаганда идей коммунизма и социализма»[11] методами электронных СМИ.
Гостелерадио напрямую подчинялось ЦК КПСС. Тесная связь советского радиовещания с ЦК Партии являлось еще однойего отличительной чертой. Все Постановления ЦК КПСС и внутренняя переписка между ЦК и Председателем Гостелерадио имели фактически законодательный характер. Решения не оспаривались. При этом большая часть документации носила секретный характер. Даже если вопросы были бытовые и несекретные, все равно на документы нельзя было ссылаться. (Что сегодня сильно осложняет работу исследователей этого периода). Причем постановления принимались по всем проблемам, начиная от того, кто будет редактором той или иной центральной газеты, кончая вопросами строительства типографии. Все эти вопросы решались исключительно на заседаниях ЦК, его Секретариата и Политбюро, а также на заседаниях Совета Министров. Если же возникал вопрос о мелких местных СМИ, то его решали партийно-советские органы в регионах[12].
В стране функционировала стройная и, безусловно, эффективная структура, управлявшая и организовывавшая все уровни радиопроизводства - от центрального из Москвы до низового - фабрично-заводских, колхозных и сельсоветовских радиоузлов. По сути, все они были частью единой жестко контролируемой партийно-государственной системы массовой пропаганды. Как писали в учебниках по радиовещанию: «Управление радиовещанием осуществлялось едиными социальными институтами путем выработки общих идеологических концепций, постановки целей и задач, принятия организационных мер»[13].
Централизованность вещания тоже была обоснована спецификой целей и задач, а также сложившимися историческими и управленческими традициями.
В структуре общесоюзного Гостелерадио существовала разветвленная сеть телерадиокомитетов. По всем регионам Советского Союза: внутри республик, краев, областей были облтелерадиокомитеты, крайтелерадиокомитеты, и республиканские комитеты по телевидению и радиовещанию.
В середине 1980-х гг. в 170 регионах Советского Союза было свое радиовещание и в 130 регионах - свое телевидение[14]. Передачи велись на 70 языках, 14 комитетами по телевидению и радиовещанию в союзных республиках, 162 комитетами в краях, областях, автономных республиках, национальных округах, 7 окружными редакциями радиовещания, 200 городскими, 2824 районными, большим количество редакций радиовещания предприятий и учреждений[15].
Все региональное радиовещание имело двойное подчинение.
Теоретически все областные телерадиокомитеты являлись структурой облисполкомов и работали под их началом, подчиняясь местному руководству. Но облисполкомы решали чисто хозяйственные вопросы (например, выделение денег на ремонт). Вся идеология – определялась Гостелерадио, которое, в свою очередь, выполняло установки ЦК. Поэтому председатель облтелерадиокомитета был номенклатурой Гостелерадио СССР. Его кандидатуру утверждали по представлению обкома партии на коллегии Гостелерадио.
Все телерадиокомитеты подчинялись Главному управлению местного радиовещания (а позднее и телевидения), в задачу которого входили: контроль и координация вещательных программ центрального, республиканского и областного уровня. Районное и низовое вещание формально не входили в эту систему, но в структуре Главка время от времени организовывались отделы, вырабатывавшие нормы, правила и рекомендации, как организационного, так и творческого характера, которые были обязательны для всех занятых в радиопроизводстве вне зависимости от уровня или адресного направления вещания.
Районное вещание занимало особое место в системе. По объему вещания оно занимало 15-20 минут 2-3 раза в неделю. Считалось, что районное вещание – «кровное дело райкома партии, отдела агитации и пропаганды»[16]. Бюро райкома утверждало состав общественного редакционного совета районной радоиредакции, раз в месяц заслушивало корреспондента о выполнении месячного плана, рассматривало и утверждало план работы. Причем утверждались не только темы, но и авторы и кандидатуры выступающих у микрофона. Считалось, хорошо, когда по районному радио регулярно выступают секретари райкома партии, председатели райисполкома и работники отделов, председатели колхозов и директора совхозов, комсомольские работники, представители интеллигенции, передовики производства. И там, где к этой работе подходили «со всей ответственностью», на должность корреспондента подбирался специальный человек - инициативный, живой, с огоньком. А в состав редакции (его утверждало бюро райкома партии) входили, например: секретарь парткома колхоза, управляющий отделением колхоза, учитель истории средней школы, методист Дома пионеров, заведующий отделом школьной молодежи райкома комсомола, заведующий районной библиотекой, санитарный врач, редактор радиовещания зерносовхоза, редактор радиоузла[17].
Экономика модели.
Годовой бюджет Гостелерадио был больше, чем у прибалтийских или среднеазиатских республик. В конце 1980-х он составлял около 670 000 000 рублей в год до деноминации (когда батон был 16 копеек, масло – 3 руб., мясо – 2 руб., а водка – 2,80). Работу только центрального радиовещания обеспечивали 21 000 работников, включая экспериментальные заводы, институт повышения квалификации, огромные материально-технические службы. В музыкальной редакции работало 250 человек. На «Маяке» – 270 человек. Дирекция программ – более 200. Вещание всесоюзного радио обеспечивали - 1500 человек.
При этом система государственного радиовещания была дотационной. Для решения материально-технических проблем Председатель Гостелерадио ездил на заседания Совета министров СССР. Все проекты постановлений, сопряженных с крупными финансовыми затратами, обсуждались, как правило, на заседаниях Правительства.