Прекращение государственной службы.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий может расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе. Государственная служба прекращается, в том числе, в связи с выходом на пенсию.

Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа по дополнительным (специальным) основаниям, предусмотренных в федеральном законе:

1) по достижении им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы;

2) при прекращении гражданства Российской Федерации;

3) при несоблюдении обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего;

4) при разглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

5) при возникновении других обстоятельств.

Кроме того, основаниями для прекращения государственной службы являются:

- истечение срока действия контракта;

- неизбрание (для выборных должностей) на новый срок;

- отставка;

- ликвидация должности, занимаемой служащим;

- служебное несоответствие;

- грубое либо систематическое нарушение служебной дисциплины и др.

Выход на пенсию государственного служащего осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы – 65 лет. Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет не допускается. С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.

После достижения возраста 65 лет гражданский служащий может продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.

При увольнении в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке. Он сохраняет присвоенный ему классный чин. В трудовой книжке в этом случае производится запись о последней государственной должности государственной службы с указанием «в отставке»

Решение об увольнении государственного служащего в связи с несоблюдением им обязанностей и ограничений, установленных законодательством о государственной службе, а также в связи с разглашением им сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, может быть принято руководителем соответствующего государственного органа, исходя из конкретных обстоятельств, при которых допущено такое несоблюдение, и лишь при наличии вины государственного служащего. При этом в случае увольнения за неисполнение обязанностей, установленных для государственного служащего, должны быть соблюдены условия, предусмотренные отдельными положениями ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, т.е. при увольнении по основаниям, связанным с виновным поведением работника.

Несовместимость государственной службы с предпринимательской деятельностью является одной из важнейших проблем в формировании и функционировании государственной службы всех государств. Государственный служащий нередко непосредственно связан по характеру своей служебной деятельности с выдачей разрешений на предпринимательство регистрацией создаваемых предпринимательских структур, созданием для них определенных условий и т.д. Вследствие этого у государственных служащих создается много возможностей для участия в предпринимательских операциях с целью извлечения для себя выгоды, и не каждый служащий в силах преодолеть этот соблазн.

Вот почему во многих странах, в том числе и в России, установлено на этот счет жесткое законодательное ограничение, запрещающее государственному служащему участие в предпринимательстве. Так, согласно статье 17 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями и др.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» ввел абсолютно новое положение, касающееся прав гражданских служащих после оставления службы. В соответствии с п.3 ст.17 после увольнения с гражданской службы гражданин не вправе:

1) замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;

2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны может быть основанием для увольнения государственного служащего лишь при условии, что эта тайна была доверена ему в связи с выполнением должностных обязанностей и если факт разглашения тайны действительно имеет место.

При расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы гражданский служащий исключается из реестра гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа.

[1] Трудовой кодекс Российской Федерации. – Москва-Санкт-Петербург: «Герда», 2002. Ст.20.

[2] Указ Президента Российской Федерации «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // «Российская газета», 2005, 18 февраля.

[3] Положение «О проведении аттестации федерального государственного служащего», утвержденное указом Президента Российской Федерации 09.03.96. № 353. Ст.1.

[4] Положение «О проведении аттестации государственных гражданский служащих Российской Федерации»от 1 февраля 2005 г. № 110.

[5] Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим // Собрание законодательства РФ, 07.02.2005, № 6. С.440.

[6] Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.- СПб: «Герда». 2002.Ст.191.

Наши рекомендации