Основные принципы государственной службы.
В юридической литературе отмечалось, что государственная служба основывается на общих принципах деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и некоторые специальные принципы. С развитием законодательства о государственной службе эти принципы постепенно оформились в виде правовых норм. Первоначально в основу организации государственной службы была положена система основополагающих идей, облеченных в форму правовых норм и закрепленных в ст. 5 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» как принципы государственной службы. Позднее определенное уточнение эти принципы нашли в ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации». Там законодатель уже говорит не просто о принципах государственной службы, а о принципах построения и функционирования государственной службы. Таковыми являются:
1) федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) законность;
3) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
4) равный доступ граждан к государственной службе;
5) единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
6) взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
7) открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
8) профессионализм и компетентность государственных служащих;
9) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Однако, закон не уточняет какие из перечисленных принципов относятся к построению, а какие к функционированию системы государственной службы.
Исключительное значение имеет принцип федерализма, обеспечивающий единство системы государственной службы. Его реализация позволит подходить ко всем видам государственной службы. Его реализация позволит подходить ко всем видам государственной службы с единых позиций. В результате неизбежно произойдет определенное сближение между видами государственной службы, что особенно важно применительно к сближению гражданской службы с военной и правоохранительной. Также хотелось бы отметить закрепление принципа общественного контроля за государственной службой. В постсоветской России происходит интенсивное формирование и укрепление структур гражданского общества. Без конструктивного диалога между государством и гражданским обществом невозможно создать эффективную государственную службу, обеспечивающую реализацию функций государства в интересах личности и общества.
Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования государственной службы, учитывающие их особенности. Например, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплены принципы «стабильности гражданской службы» и «доступности информации о гражданской службе». Однако, представляется, что в выделении отдельных принципов в зависимости от вида государственной службы нет необходимости, так как принципы − это сущностные идеи, которые должны быть в какой-то степени общими для всех видов государственной службы. Кроме того, следовало бы четко разграничить отдельно принципы организации и отдельно принципы функционирования государственной службы.