Ельцинское десятилетие. Конституция 1993 г.
Уже в начале своего правления Ельцин допустил немало ошибок, которые в тех условиях были просто неизбежны. Радикальные экономические реформы, шоковая терапия привели к тому, что значительная часть населения России отшатнулась от ранее популярного президента. Цены ежедневно устанавливали новые рекорды, вклады, копившиеся годами, обратились в ничто, многие в условиях массового закрытия предприятий оставались без работы. Можно ли было обойтись без столь радикальных преобразований, ударивших в первую очередь по самым незащищенным категориям населения Стране действительно требовались изменения, рыночная экономика и ликвидация всего того, что тащило страну назад, но разве нельзя было минимизировать потери тех же пенсионеров за счет государства
Начало 1990-х гг. стало временем расцвета преступности, в том числе и организованной. По признанию самих правоохранителей, значительная часть экономики страны оказалась под контролем преступных группировок.
Немаловажную роль в то время приобрела семья и ее ближайшее окружение, имевшая большое влияние на ход процессов в стране. Небольшая группа олигархов, фактически захватила в свои руки ключевые отрасли экономики и борьба с их влиянием неизбежно должна была стать одной из главных задач руководства страны.
Итогом двух первых лет правления Бориса Ельцина стало ухудшение экономического положения значительного числа российских граждан и обогащение относительно небольшой прослойки.
Состояние силовых структур, особенно вооруженных сил и госбезопасности, было плачевным. Расчлененный и обескровленный КГБ уже не мог в прежней мере выполнять своих функций, зрело глухое недовольство и среди военных.
Главной заслугой Ельцина в те дни стало то, что он не допустил возврата страны в прошлое. Теперь уже коммунисты не могли оказывать прежнего влияния на власть и лишились прежнего преобладания в новом парламенте.
Ельцину ставят в вину еще и войну в Чечне. Несомненно, наводить порядок в мятежной республике, превратившейся в очаг международного терроризма, было необходимо. Но возникает вопрос: зачем боевикам оставили горы оружия, позволившие им бросить вызов всей России И кто отвечает за кровавые потери во время Первой Чеченской, особенно в ходе безумного танкового штурма Грозного в новогоднюю ночь
Еще одной ошибкой президента стали Хасавюртские соглашения 1996 года. Естественно, что достижение мира в Чечне было необходимо президенту, чей рейтинг упал до считанных процентов, чтобы выбить козырь из рук оппозиции — все тех же коммунистов во главе с Зюгановым. Талантливо проведенная избирательная кампания позволила коренным образом изменить ситуацию: с минимальным перевесом страна предпочла демократию откату назад. Однако решать чеченскую проблему пришлось уже новому президенту страны.
Первого российского президента некоторые обвиняют и в Дефолте 1998 года. Дело в том, что экономика страны в то время напрямую зависела от экспорта нефти, и падение цен на нее во многом и обусловило эти события. К сожалению, за годы правления Бориса Николаевича так и не удалось создать конкурентоспособные отрасли экономики, и эта проблема досталась по наследству новому руководству.
Заслугами ельцинского правления можно считать то, что первый президент России устранением коммунистической диктатуры укоренил в нашей стране демократические свободы, содействовал развитию предпринимательства, дал возможность молодежи реализовывать свои таланты, как это ни странно, улучшил имидж России за рубежом. Главное, что нас перестали воспринимать на Западе как враждебную силу. Однако ошибки его правления, к сожалению, сказываются до сих пор. И нерешенность проблем, стоящих перед первым президентом, как экономических, так и внутриполитических, продолжает оказывать свое влияние и сегодня. Ясно одно: с кончиной Ельцина уходит целая эпоха, по сути, эпоха первых демократических преобразований и историкам еще предстоит дать взвешенную оценку тому, какую роль сыграл этот человек в жизни нашей страны и всего мира.
Конституция 1993 г.
Конституция РФ 1993 г. была принята 12 декабря путем проведения всенародного голосования референдума.
Носит характер, адекватный сложившимся общественным отношениям, отражая переходный характер российского общества и противоречивый способ его существования.
Новая Конституция закрепила политические, экономические и социальные изменения, которые произошли в ходе проведения государственных реформ.
Характерной чертой Конституции РФ является наличие основополагающих положений развития общества и государства. В ней содержатся нормы, которые регулируют наиболее важные общественные отношения, служащие правовой базой для текущего законодательства РФ.
Действующей Конституцией РФ закреплено, что Россия является демократическим и правовым государством. Закреплен принцип народовластия, т.к. народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Признана частная собственность, которая теперь находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной. Допускаются идеологическое многообразие и многопартийность. Носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ.
Впервые в Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина. Эти права и свободы признаются высшей ценностью. Такое положение соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права. Исключается возможность произвола, тем самым общество получает юридический фундамент для построения демократии. Закреплен принцип неотчуждаемости прав и свобод. Утвержден принцип, согласно которому признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Человек приобретает указанные права с момента своего рождения. Предоставлены новые права, не закрепленные ранее действовавшей Конституцией: право на жизнь, запрет пыток, насилия, жестокого и унижающего достоинство обращения либо наказания, защита частной жизни, право определения и указания национальности.
Конституцией закреплены положения, направленные на укрепление единства РФ и его сохранение в качестве единого федеративного государства. Суверенитет распространяется на всей территории РФ, а Конституция и законы Федерации верховенствуют на всей территории РФ. Законы, принимаемые и действующие на территории РФ, не должны противоречить Конституции. В случае их противоречивости законы признаются недействующими.
Конституцией 1993 г. четко разграничены и определены права Президента, Федерального Собрания, Правительства. Закреплен принцип разделения властей, что создает механизм противовесов, когда каждая из ветвей власти имеет свои функции и компетенцию. Президент является главой государства, стоит над всеми ветвями власти и служит гарантом конституционного строя. Президент не входит в систему исполнительной власти и занимает самостоятельное место в системе высших органов. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики. Парламент РФ состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Конституцией РФ установлены различный порядок их формирования, численность, особый статус, сфера полномочий, порядок работы.
Конституцией закреплено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Конституцией закреплено положение по особой защите системы государственной власти, согласно которому самовольный захват власти либо незаконное присвоение властных полномочий преследуется согласно федеральному закону.
РФ в наше время.
Социально-экономическая политика России в начале 2000-х годов базировалась на принципе децентрализации. Передача полномочий с федерального уровня на региональный позволяла более рационально решать социальные проблемы с учетом специфики регионов. В то же время финансовые поступления в региональные бюджеты не покрывали значительную часть необходимых расходов в социальной сфере, т.к. шоковая терапия привела к остановке большей части предприятий, и приоритет отдавался наполнению в первую очередь федерального бюджета.
После кризиса 1998 г. правительство России уделяло повышенное внимание социальной сфере, в результате чего реальная зарплата работников и пенсионное обеспечение повысились в 2,5 раза, в 2 раза снизился уровень безработицы. Для улучшения демографической ситуации было принято решение о выплате 250 тыс. руб. на рождение второго и последующих детей. Медицинские учреждения начали обеспечиваться современным диагностическим и медицинским оборудованием. Начала внедряться программа обеспечения жильем молодых семей, создавались условия для ипотечного кредитования.
Началась реформа образования с учетом международных стандартов и требований инновационного развития современной экономики, базирующегося на внедрении высоких технологий и фундаментальных научных исследований. Разработаны мероприятия, позволяющие стимулировать молодых ученых, активно занимающихся научной деятельностью.
Основным итогом периода между окончанием кризиса 1998 г. и началом глобального кризиса 2008 г. было достижение стабильности в социально-экономической сфере, что позволяло с оптимизмом смотреть в будущее. Но в стране большая часть населения продолжала оставаться в статусе малоимущих граждан, что требовало дальнейшего внимания государства к социальной сфере.
После преодоления кризиса 2008-2009 г.г. государственные органы предпринимают новые шаги по усилению социальной защиты населения. На 2010-2013 г.г. разработан бюджет Фонда социального страхования, позволяющий улучшить обеспечение инвалидов путевками для курортно-санаторного оздоровления, техническими средствами передвижения и реабилитации. На эти цели выделяется почти 1,5 трлн. руб. на 3 года, с примерно равномерным распределением по планируемым годам.
Наиболее эффективно проводится эта работа в тех регионах, которые согласились получать субвенции из федерального бюджета и на региональном уровне осуществлять полномочия по обеспечению инвалидов и ветеранов.
Решение о проведении в г. Сочи зимней Олимпиады в 2014 г. способствует развитию не только профессионального, но и массового спорта, т.к. при подготовке к Олимпиаде строится значительное количество современных спортивных сооружений, катков, лыжных трас, спортивно-оздоровительных комплексов, а также реконструируются существующие спортивные объекты.
Учитывая уровень инфляции, ежегодно увеличивается размер материнского капитала. В 2007 г. он составлял 250 тыс. руб., в 2008 г. — 276,25 тыс. руб., в 2009 г. — 312,162 тыс. руб., в 2010 г. — 343,278 тыс. руб., в 2011 г. — 365,7 тыс. руб. Выдачу материнского капитала планируется производить до 2016 г. включительно. Законодатели упростили процедуру получения материнского капитала и четко определили сферу его использования: улучшение жилищных условий, образование ребенка и формирование накопительной доли пенсии матери.
Преодоление кризиса привело к росту ипотечного кредитования. В 2010 г. выдано ипотечных кредитов на сумму 370 млрд. руб., а в 2011 г. прогнозируется возрастание ипотечного кредитования до 600 млрд. руб., при этом уровень рублевых кредитов увеличивается, а долларовых — сокращается. Общий объем кредитов на жилищное строительство составил в 1-ом полугодии 2011 г. почти 1,4 трлн. руб.
Преодолеваются последствия глобального кризиса в сфере занятости. Количество официально зарегистрированных в службах занятости безработных сократилось до 1,4 млн. чел. и продолжает сокращаться быстрыми темпами. За 2 недели июля 2011 г. количество безработных сократилось на 0,8%. Но следует отметить, что существует большое количество безработных, не зарегистрированных в службе занятости.
Одним из основных факторов, характеризующих социально положение населения России, является уровень оплаты труда и пенсионного обеспечения. При прожиточном минимуме, который в 1 квартале 2011 г. составил 6473 руб. средний размер пенсии в июне месяце составил 8252 руб., при этом номинальная пенсия повышена почти на 9%, но реальная ее величина сократилась на 0,6%. Такой же разрыв наблюдается в реальной и номинальной величине доходов и среднемесячной заработной платы. Номинальные доходы на душу населения возросли почти на 10%, а реальные — на 0,7%. При росте номинальной зарплаты на 14%, реальная зарплата увеличилась только на 4,2%.
Условия развития современной экономики приводят к необходимости вклада субъектами экономики значительных инвестиций в человеческий капитал. Такие предприятия, как Газпром и другие крупнейшие компании России, ежегодно направляют значительные средства на образование, развитие науки, проведение культурных и спортивных мероприятий, строительство и реконструкцию спортивных и культурных объектов. Участие предприятий в качественно новой подготовке работников значительно сокращает расходы федерального и региональных бюджетов на социальные нужды, дает возможность перераспределить освободившиеся ресурсы на решение накопившихся социальных проблем.