Развитие политико-правовой идеологии в произведениях индепендентов, левеллеров, диггеров в период английской буржуазной революции.
Джон Мильтон (1608-1674 гг.), известный английский поэт, был основоположником учения индепендентов. Его политико-правовые взгляды изложены в двух памфлетах под общим названием «Защита английского народа» (1650, 1654 гг.).
Из естественно-правовой концепции Мильтон делает вывод о допустимости революции. Королевская власть в государстве нужна для защиты мира. Чтобы ограничить произвол королей и их сановников, над ними существуют законы. Власть дана королю народом в порядке поручения. Король отчитывается не только перед Богом, но и перед народом. Мильтон настаивает на возможности низложения монарха, не выполняющего свои функции и нарушающего законы (концепция народного суверенитета). Народ, обладающий политическими правами и суверенитетом, по Мильтону, - не толпа, а лишь лучшие люди, поэтому необходима система избирательных цен Мильтон провозглашал и выступал за свободу мысли, свободу слова, свободу вероисповедания.
Джон Лильберн (1614-1657 гг.) был идеологом партии левеллеров (уравнителей) - наиболее радикальной группировки в английской буржуазной революции. Его труд «Народное соглашение», который являлся программой действия левеллеров, также называют республиканской конституцией Англии.
Левеллеры провозглашали такие естественные права и свободы личности, как право собственности, свобода совести, свобода печати, свобода промышленной и торговой деятельности. Также прирожденным и неотъемлемым объявлялось формальное равенство всех перед законом и судом. Никакие власти, никакие органы, по мнению левеллеров, не полномочны, отменять либо изымать эти естественные права и свободы человека Объективно данное мнение покоилось на той презумпции, что естественные права и свободы людей существуют раньше стоят выше всякого гражданского, позитивного закона.
Дж. Лильберн выступал за ликвидацию палаты лордов английском парламенте, реорганизацию палаты общин на демократических началах. Все должностные лица должны быть подотчетны парламенту (представленному только палатой общин). В основе государственной власти, по мнению Дж. Лильберн жит общественный договор, которым учреждается правительство (государство) Дж. Лильберн выступал за всеобщее избирательное право для всех англичан, достигших 21-летнего возраста, не являвшихся слугами короля, не находящихся в домашнем услужении и не живущих на милостыню и (или) пособия, и образом, в основу механизма формирования органов государственной власти кладется принцип народного суверенитета, так как любая власть (и парламента, и должностных лиц исполнительных органов) является производной от народной воли. Дж. Лильберн был близок к идее разделения властей (между парламентом и исполнительными органами). Присяжные (в суде) должны избираться народом, что, с одной стороны, обеспечит независимость судебной власти, а с другой - соблюдение принципа народного суверенитета и в правосудии.
Лильберн выступал за реформу церкви на началах самоуправления. В уголовном праве, как совершенно точно замечал Лильберн, не может быть преступления без прямого упоминания на то в законе.
Лильберн выступает за формальное равенство всех перед законом и правосудием. Вместе с тем уравнение не должно касаться частной собственности, которую левеллеры вовсе не хотели упразднить. Уравнение должно ограничиваться только сферой политических прав граждан.
Теоретиком и идеологом диггеров («истинных левеллеров») был Джерард Уинстэнли (1609 - после 1652 гг.), ему принадлежат такие труды, как «Новый закон справедливости», «Закон свободы» (1652 г.).
Уинстэнли утверждал, что каждый человек должен иметь столько земли, сколько способен обработать. Купля-продажа земли должна быть запрещена. Каждый должен наслаждаться исключительно трудом рук своих. Уинстэнли сформулировал понятие свободы, обозначив ее через свободное пользование землей.
«Закон свободы» - программа создания общности имущества диггерами, Дж. Уинстэнли предлагает отменить частную собственность, торговлю, деньги, имущественное неравенство. Все необходимое для жизни люди будут брать из общественных складов. Все будут абсолютно равны. Для осуществления программы диггеров необходима революция, после чего - переходный период (от частной собственности к общности имущества).
В парламенте должны заседать малоимущие и неимущие граждане, его депутаты должны переизбираться ежегодно, необходимо ввести всеобщее избирательное право для всех мужчин-англичан, достигших 20-летнего возраста и не домогающихся государственных должностей. Основное внимание Уинстэнли уделяет законам и воспитанию, которые должны сообща искоренить частную собственность. Принятые законы должны обсуждаться народом, который вправе их отклонить. Должностные лица, как и парламент, должны переизбираться ежегодно.
В таком государстве должна быть централизованная налаженная служба информации. Государство, по Уинстэнли, представляется единой, управляемой свыше семьей.
Уинстэнли думает об организации правильного судопроизводства в этом государстве. Тяжкие преступники и тунеядцы подлежат каторжным работам и телесным наказаниям, убийцы - смертной казни. Прочих (менее опасных) преступников сначала надо попробовать увещевать и только позже (если преступник не исправляется) - наказывать.