Томмазо Кампанелла «Город солнца».
Итальянский социалист и монах-доминиканец Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) изобразил свою утопию в книге «Город Солнца». Кампанелла стал создателем коммунистической утопии, причем старался реализовать свои идеи на практике. В 1598-1599 гг. Томмазо Кампанелла возглавил заговор против испанского владычества в Калабрии, но был схвачен и около 27 лет провел в тюрьмах.
Город-государство соляриев занимается военным делом (руководит этим правитель Мощь), наукой (под водительством правителя Мудрость), воспроизводством населения, обеспечением его пищей и воспитанием граждан (этим командует правитель Любовь).
Во главе управленческой пирамиды города Солнца стоит премудрый Метафизик. В городе Солнца, где нет частной собственности, земледелие, ремесла и прочие занятия являются делом совместного труда соляриев, коим ведают правители и подчинённые им должностные лица - специалисты в одной из трех областей. Все, в чем солярии (жители города Солнца) нуждаются, «они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше, чем ему следует».
Государство вмешивается буквально во все (даже в творчество поэтов), делая это, что подчеркивает Томмазо Кампанелла, в интересах общего блага, чтобы все были одинаково счастливы.
Труд общеобязателен при 4-часовом рабочем дне. Господствуют здесь установки на аскетизм, авторитаризм, отдельная человеческая личность пренебрегается (так, хоть граждане и участвуют в политическом процессе, на деле им отведена там роль статистов), даже имена детей подбираются не случайно, а Метафизиком по определенной схеме.
Над городом Солнца царит дух однообразия у всех одинаковые жилье, одежда, пища, занятия, развлечения, обыкновения, даже строй мыслей.
Доминируют интересы государства, а интересы частных лиц существуют постольку, поскольку все они являются частичками единого государственно-общественного целого. Нет не то чтобы сфер, даже уголков общественной жизни, скрытых от всевидящего ока государства и лично Метафизика.
Гуго Гроций о видах права, о понятии и предписаниях естественного права и о происхождении государства.
Голландский юрист Гуго Греции (де Грот) (1583-1645 гг.) под воздействием буржуазной революции в Нидерландах написал свои знаменитые труды «Свободное море» (1609 г.), «О праве войны и мира в 3 книгах» (1625 г.). В учении Гроция видны истоки нарождающегося юридического мировоззрения, кроме того, его считают основателем современной доктрины международного права.
По Гроцию, государство должно обеспечивать общую пользу, являясь союзом свободных людей.
Государство - сознательная деятельность людей, результат общественного договора, что противопоставлялось Гроцием теологической концепции богоустановленности государства.
Государство - основа длящихся отношений власти и подчинения! Верховная государственная власть, обладающая государственным суверенитетом, издает законы, осуществляет правосудие, назначает должностных лиц и руководит ими, взимает налоги, решает вопросы войны и мира, заключает международные договоры.
Государство обязано признавать и охранять частную собственность своих граждан.
Гроций осуждал агрессивные захватнические войны. Во время войны Гроций требовал щадить женщин, стариков, военнопленных. В международных отношениях все решает не сила, а договор, считал Гроций.
Гроций не был согласен с концепцией народного суверенитета, считая более важной волю государства, нежели граждан. Носителем государственного суверенитета могут являться либо одно лицо (монарх), либо несколько лиц (парламент). Без согласия правителей народ не может изменить форму правления.
Гроций первым из западно-европейских политических и правовых мыслителей раннего Нового времени изложил концепцию естественного права. По Грецию, право основано, прежде всего, не на воле Бога, а на природе человека. У людей есть стремление к мирному общению (здесь Гроций рассуждает в духе Аристотеля), которое организовано согласно разуму. Это стремление к общению и есть источник права, независимый от положительного (позитивного) права, выводил Гроций. Право стремится к самой природе человека и не зависит от законов, установленных у различных народов.
Принципы естественного права (по Г. Гроцию):
Не трогать чужого добра.