Проблемы государства и права в идеологии средневековых ересей.
Недовольство существующими порядками получило выражение в различных протестных еретических движениях. Что симптоматично, ереси возникали в наиболее экономически развитых районах Европы.
XI-ХIII вв. - ересь катаров (чистых), они назывались богомилами в Сербии и Болгарии. Основатель, поп Богомил воспринял свои идеи от манихейства.Катары, проповедовавшие в Западной Европе (главным образом в Италии и Фландрии) среди ремесленников и части крестьянства, осуждали католическое духовенство, феодальные общественные порядки. Считая материальный мир порождением дьявола, катары осуждали все земное, призывали к аскетизму. Папу катары считали наместником сатаны. В XII против папы вспыхнуло в самом Риме под руководством Арнольда, его сумели подавить лишь при помощи войск Фридриха Барбароссы.
Взгляды катаров легли в основу идеологии ереси альбигойцев в Южной Франции в XII-ХIII вв. Альбигойцы выступали против догматов католической церкви, церковного землевладения и десятины в пользу церкви. Альбигойцы-были осуждены Вселенским собором (1215 г.), разгромлены северофранцузскими крестоносцами при поддержке французского короля Людовика VIII и Альбигойских войнах (1209-1229 гг.).
К катарам и альбигойцам примыкают вальденсы,- приверженцы ереси, возникшей в конце XII в. в Лионе. Вальденсы получили наименование по имени своего лидера Пьера Вальдо. Они призывали к «евангелической бедности» и аскетизму, выступали против католической церкви, отвергали необходимость существования духовенства как особой социальной группы, утверждая, что всякий достойный христианин может выступить священнослужителем. Некоторые итальянские общины вальденсов сохранялись вплоть до XX в.
В XIV-ХV вв. в 3ападной Европе выделяют два потока еретического движения: бюргерское и крестьянско-плебейское.
Бюргерские ереси отражали общественно-политические интересы значительных слоев горожан, которые требовали секуляризации церковного имущества и отмены церковных иммунитетов возврата к раннехристианским идеалам, защиты частной собственности от притязаний церковников. Идеологами бюргерских ересей были английский профессор Джон Уинклиф и лидер чешской Реформации Ян Гус (1371-1415 гг.).
Ян Гус, национальный герой чешского народа, в 1402-1403 и 1409-1410 гг. был ректором Пражского (Карлова) университета, являлся вдохновителем народного движения в Чехии против немецкого засилья, и католической церкви - в частности, порицал торговлю индульгенциями, требовал возвращения к эгалитаристским принципам раннего христианства, уравнения в правах мирян с духовенством. Ян Гус был осужден церковным собором в Констанце и сожжен.
Представителями крестьянско-плебейских ересей были английские лолларды («нищие священники»), чешские табориты, которые выступали за ограничение прав дворянства, отмену феодальных повинностей.
Часть бюргерских ересей впилась (со своими бунтарскими идеями) в духовный арсенал бюргерско-церковной Реформации (прежде всего в Германии). Элементы крестьянско-плебейских ересей были включены в идеологию революционных масс, принимавших участие в ранних буржуазных революциях в Голландии XVI в. и в Англии XVII в.
Во второй половине XIV в. из-под духовной власти римского папы по решению парламента вышла Англия (это теоретически обосновал Дж. Уинклиф), позже здесь утвердилось освященное королем англиканство, одно из направлений протестантизма. Последователями Дж. Уинклифа были лолларды, требовавшие возврата к простоте раннехристианских общин и оказавшие немалое влияние на крестьянское движение Уота Тайлера (1381 г.). Лолларды участвовали в антикатолическом крестьянско-плебейском движении не только в Англии; но и в других западноевропейских странах. Впервые лолларды появились в начале XIV в. в Антверпене. Одним из руководителей восстания У. Тайлера стал идеолог лоллардов Джон Болл (казненный в 1381 г.).
В XV в. в Чехии вспыхнуло антифеодальное движение гуситов под руководством Яна Гуса. Они выступали за ограничение церковных полномочий, требовали распространения обряда причащения на всех верующих (а не только на священников). Гуситами в основном были рыцари и горожане. Более радикальными были требования чешских таборитов, содержащиеся в опубликованных ими «Двенадцати пражских статьях» (1420 г), они отрицали церковный культ, какую-либо роль католического духовенства в донесении слова Божьего до народных масс, табориты также требовали ликвидации сословных ограничений. Таборитов, которые в основном были мелкими рыцарями и крестьянами, возглавлял Ян Жижка (около 1360-1424 гг.). Он ввел в войсках таборитов систему вагенбург- укрепление из повозок в форме четырехугольника, круга или полукруга, иногда усиливаемое рвом и другими препятствиями. Вагенбург применялся как в древности (галлами, германцами, гуннами), так и в Средние века (помимо таборитов также рыцарями-крестоносцами и наемниками-швейцарцами) для прикрытия войск от атак противника. Несмотря на поражение у Липан (1434 г.), отдельные отряды таборитов вели борьбу с католическими силами вплоть до 1437 г.
Идеи таборитов были восприняты в Германии идеологом крестьянской войны Томасом Мюнцером, который стал вождем крестьянско-плебейских масс в Реформации и Крестьянской войне в Германий (1524-1526 гг.). Т. Мюнцер в религиозной форме проповедовал идеи насильственного ниспровержения феодального строя, передачи власти народу и установления справедливо устроенного общества. В Тюрингии и Саксонии он пытался создать единый центр крестьянского сопротивления, однако у Франкенхаузенаего отряд был разгромлен, а сам крестьянский вожак был пленен и впоследствии казнен.