Методические указания к семинарскому занятию. В результате изучения темы «Правомерное поведение и правонарушение» студент должен:

В результате изучения темы «Правомерное поведение и правонарушение» студент должен:

Иметь представление:

о правомерном поведении и его признаках;

об основных критериях классификации правомерного поведения и его видах;

о причинах правонарушений в современном обществе и основных путях борьбы с ними.

Знать:

определение и признаки правонарушения;

критерии классификации и характеристику видов правонарушений;

состав правонарушения и характеристику его элементов.

Уметь:

на основании полученных знаний отграничивать преступления от проступков.

Ответ на первый вопрос посвящен детальному исследованию понятия «юридически значимое поведение». Поясните, что, оценивая поступки человека через призму права, государство диктует два основных вида поведения: юридически значимое и юридически безразличное, выходящее за границы предмета юриспруденции. Кроме раскрытия самого явления юридически значимого поведения, обозначьте и дайте подробную характеристику его признаков.

При ответе на второй вопрос расскажите, что понимается под правовым поведением. Выделите его конкретные виды и определите названные понятия. Объясните, почему основной разновидностью правового поведения является правомерное поведение. Перечислите его признаки и дайте им характеристику. Уточните, что говорить о правомерном поведении человека можно лишь тогда, когда его действия совпадают с моделью, зафиксированной в правовой норме. Поясните, что правомерное поведение выступает социально полезным поведением, не противоречащим интересам общества или отдельной личности. Уточните, что степень социальной значимости этого поведения различна. Разграничьте и опишите необходимое, желательное и допустимое правомерное поведение. Приведите конкретные примеры такого поведения.

Ответ на третий вопрос начните с определения правонарушения, подчеркните, что все без исключения правонарушения являются деяниями людей. Под деянием понимается как активное действие, так и юридически значимое бездействие. Уточните, что в цивилизованном обществе правонарушением не могут считаться мысли и чувства человека. Обратите внимание на основные признаки правонарушения. Перечислите и раскройте эти признаки. Особо выделите такие признаки противоправного поведения, как его виновность и вредность. Резюмируйте, что отсутствие какого-либо признака не позволяет рассматривав деяние в качестве правонарушения.

Ответ на четвертый вопрос посвящен юридическому составу правонарушения. Сталкиваясь с различного рода правонарушениями, люди выявляли наиболее существенные и типичные их признаки. На сегодняшний день эти признаки, образующие систему, являются необходимыми и достаточными для возложения юридической ответственности. Они составляют понятие «юридический состав правонарушения». Отметьте, что в число обязательных элементов юридического состава любого правонарушения входят: субъект правонарушения; его объект; субъективная сторона нарушения; его объективная сторона. Охарактеризуйте данные элементы. Вспомните такие изученные ранее понятия, как «деликтоспособность», «праводееспособность». Детально проанализируйте категорию вины: дайте ей формулировку; выделите две ее формы; поясните, что понимается под умыслом и неосторожностью; разграничьте прямой и косвенный умысел; выделите и определите две формы неосторожности (самонадеянность и небрежность). Рассматривая результат правонарушения, подчеркните многообразие вреда. Он может быть материальным и моральным, измеримым и неизмеримым, физическим и духовным, значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым.

В рамках этого вопроса возможно применение такого метода обучения, как «Ажурная пила». Предварительно определите, на какие задачи раскладывается проблема, которую предстоит решить. Например, при принятии решения об уголовной ответственности необходимо установить объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону преступления. Следовательно, можно организовать работу четырех экспертных групп. Подготовьте необходимую информацию для каждой экспертной группы: разделы изучаемого параграфа, набор задач и т.п. Желательно, чтобы учащиеся смогли ими легко воспользоваться (указать конкретные страницы, подобрать задания по учебнику или другим источникам, сделать копии и др.). Изготовьте таблички разного цвета с именами (или цифрами) для распределения учащихся по группам. Каждый студент будет входить в две группы - основную и группу экспертов. Основные группы можно обозначить номерами, например от 1 до 5. Каждая группа состоит из 5 человек, которые будут являться экспертами по определенной теме. Экспертов каждой темы (раздела темы, типов задач, уравнений и т.п.) обозначаем цветами: красный, синий, желтый, зеленый, белый. Таким образом, в каждой основной группе присутствуют эксперты разных цветов (по разным темам). После того как члены основной группы ознакомились с заданием, обсудили и распределили его между собой, эксперты расходятся по экспертным группам, в каждой из которых собираются эксперты по одной теме (с одним цветом) и обсуждают эту тему, решают свои задачи и т.д. Группа экспертов определяет: чему каждый из экспертов научит свою основную группу. Затем эксперты возвращаются в свои основные группы и докладывают группам о проделанной работе, обучая своих товарищей. Таким образом, происходит обмен информацией между студентами, а преподаватель выступает в качестве консультанта, помощника экспертным группам, наблюдателем за процессом взаимного обучения.

При ответе на пятый вопрос следует учесть, что проблема выявления причин правонарушений очень сложна, ибо противоправные деяния затрагивают самые разные области общественной жизни и обусловлены различными социальными процессами. При этом следует отличать конкретное правонарушение от правонарушения как массового явления. Юридическая наука занимается изучением причин не отдельного противоправного деяния, а правонарушений в целом. Следовательно, данная проблема требует высокой степени научной абстракции, что, естественно, вызывает определенные трудности в понимании и объяснении. Выделите, что основная причина противоправного поведения связывается с различными противоречиями, дестабилизирующими нормальное существование индивида, функционирование социальной среды. Приведите конкретные примеры борьбы с противоправными деяниями в современной России.

Словарь терминов:

Правомерное поведение — соответствующее требованиям действующего права социально полезное, интеллектуально волевое поведение субъектов, направленное на удовлетворение их юридически значимых интересов, обеспеченных поддержкой государства.

Правонарушение — общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.

Состав правонарушения — совокупность выделенных законодателем типичных, основных признаков правонарушения, необходимых и достаточных для привлечения к юридической ответственности.

Юридически значимое поведение — урегулированное правом, типичное, социально значимое и сознательно волевое поведение субъектов, влекущее юридические последствия.

Рекомендуемая литература

Основная

Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 2013.

Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001.

Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). 2-е изд., доп. М., 2005.

Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права : учебник. М., 2008.

Марченко М.Н. Теория государства и права : учебник. М., 2003.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права : учебник. М., 2008.

Общая теория права и государства : учебник / под ред. В.В. Лазарева. М., 2005.

Сырых В.М. Теория государства и права : учебник. 3-е изд. М., 2007.

Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2012.

Теория государства и права: учебник для вузов / отв. ред. В.Д. Перевалов. 3-е изд. М., 2007.

Дополнительная

Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М., 1992.

Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2006.

Баулин Ю.В. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Харьков, 1991.

Гринберг М.С. Пределы принуждения (уголовно-правовой аспект) // Государство и право. 1994. № 4.

Грызунова Е.В. Правонарушение: юридический состав и его особенности применительно к различным видам правоотношений. Саратов, 2002.

Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. Л„ 1983.

Дружинина В.Ф. О разграничении преступления и административного проступка // Советское государство право. 1978. № 4.

Иванов Б.Л. Понятие добровольного отказа от начатой преступной деятельности // Правоведение. 1992. № 2.

Карамнов М.Н. Правомерное поведение и правонарушение: грани отличия // Ученые труды российской академии адвокатуры и нотариата. 2012. № 2 (25).

Ковалев Л.М. Правонарушение и закон // Правоведение. 1991. № 1.

Коробов П. В. Уголовный проступок «за» и «против» // Правоведение. 1990. № 5.

Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1988. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1988. Кудрявцев В.Н. Социальные деформации. М., 1992.

Кулапов В.Л. К вопросу о понятии и некоторых видах правового поведения // Вопросы теории государства и права. Саратов, 2001. № 3(12).

Кулапов В.Л. Проблемы теории государства и права : учебное пособие. Саратов, 2009.

Кулапов В.Л. Теория государства и права : учебное пособие. Саратов, 2006.

Лазарев В.В. Правомерное поведение как объект юридического исследования // Советское государство и право. 1976. № 10.

Лукьянов В.В. Административные правонарушения и уголовные преступления : в чем различие? //Государство и право. 1996. № 3. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. М., 1991.

Лунеев В.В. Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции //Государство и право. 1996. № 4.

Малеин Н.С. Закон. Ответственность и злоупотребление правом // Государство и право. 1991. № 11.

Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985.

Мальков В.П. Состав преступления в теории и законе // Государство и право. 1996. № 7.

Медведев А.М. Разграничение преступлений и административных проступков // Советское государство и право. 1990. № 6.

Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности. Киев, 1985.

Организованная преступность и переход к рыночным отношениям // Государство и право. 1992. № 3.

Пудовочкин Ю.Е. Содержание субъективной стороны в преступлениях с двойной формой вины // Журнал российского права. 2000. № 4.

Рукавишников Д.В. Современные ценности ч их влияние на правомерное поведение : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: Н. Новгород, 2011.

Самощенко И.Е. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М., 1963.

Сидоров В.В. Социальные противоречия и преступность. Саратов, 1989.

Тарбагаев А.И. Дисциплинарный проступок в механизме уголовно-правового регулирования // Правоведение. 1993. № 13.

Тогонидзе Н.В. Политическая коррупция в России (материалы «круглого стола») // Государство и право. 2003. № 3.

Федотов А.В. Виды причинной связи между деянием и наступившими вредными последствиями // Журнал российского права. 2001. № 12.

Чайка Я.В. Соотношение понятий «правомерное поведение» и «правовой нигилизм» // Российская юстиция. 2011. № 3.

Юридическая конфликтология / под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1995.

Юшков В.Н. Институт необходимой обороны и его роль в борьбе с преступностью в современных условиях // Государство и право. 1992. № 4.

Наши рекомендации