Социальные задачи национал-социального движения в Германии.
Национальные социалисты представляют собой наиболее молодую группу среди политических партий в Германии. Отцом этого движения был на самом деле Й.Х. Вихерн, основатель немецкой Внутренней миссии (2). Эта Внутренняя миссия является организацией практической филантропии Германской Протестантской церкви, которая является, как известно, несомненно, и в Америке, по-настоящему мощным и благотворным агентством. Тем не менее, всеми своими практическими трудами, она достигает лишь одной цели: она смягчает и уменьшает, но не устраняет несчастий. Хотя она одноразово и на некоторое время помогает отдельным страждущим, по большей части это не навсегда останавливает источники нужды. Однако же ясно, что если бы этого можно было бы достигнуть, то это означало бы еще более возвышенное и триумфальное свидетельство мощи христианства, религии любви. Но источники современных социальных недугов заключаются не в вине отдельных лиц, но главным образом в структуре современной экономической системы. Если христианство когда-либо хочет помочь уничтожить причины этих бедствий, то оно должно решиться погрузиться в море социальной политики и политического действия в целом.
Этот курс, которому Вихерн и его современники не последовали, был принят др. Штокером, бывшим прежде берлинским придворным проповедником. Он дал старт Христианскому социальному движению, инициированному Евангелическим социальным конгрессом, и его друзья основали евангелические рабочие союзы. Эти три организации до сих пор существуют, и, несмотря на снижение социального энтузиазма в Германии, они работают преданно и усердно, и имеют признанные успехи в экономической науке и практической политике. Но они пришли опытным путем к открытию, что социальная этика христианства действительно может составлять нравственную основу общего типа для социальной работы и социальной политики, но не точные и строгие социальные принципы, как и не компактную и оригинальную политическую программу. Очевидно, что отдельные христиане, которые принимают общие социальные этические принципы со всей серьезностью и убедительностью, в момент, когда они продолжают реализовывать их действиями в практической и социальной политике, склонны следовать самым различным направлениям, в соответствии с характером, образованием, способностями и социальной позицией. Очень правильно христианство отказывается идти за позицией, где его этика начинает быть делом определенной политической и социальной партии. Оно поддерживает членов партии в праведном духе и в праведном состоянии, но не обеспечивает их программой. Поэтому движение, которое будет опираться на этику христианства в социально-политической полемике, в качестве влиятельного должно извлекать свои принципы и особенности своей программы из других источников, нежели христианство.
Те в христианской социальной тенденции, кто обладал четким представлением этой позиции, объединились вместе вследствие неё, около двух или полутора лет с тех пор, в новую и непосредственно политическую партийную группу. Национальный интерес стал для них учредительным принципом их программы и их социальных усилий, которые, как и прежде продолжали черпать вдохновение из социального и этического духа христианства, и решили привнести этот дух в представление и во власть. Так летом 1896 года возникла Национально-социальная партия (ферейн, союз). Ее лидером является 38-летний пастор Фридрих Науманн. Среди его приверженцев как люди образованные, так и простые рабочие. Движение уже организовано более чем в половине избирательных округов Немецкого Рейхстага; в качестве своего печатного органа оно имеет еженедельную газету «Хильфе» (Помощь), дважды в месяц – «Ди дойче фольксштимме» (Немецкий народный голос), две ежедневных газеты, и несколько небольших местных и социальных листков.
Фундаментальные идеи его программы таковы: развитие Германии в сторону роста мощи, энергии и благополучия должно быть первой целью всей практической политики. Эта цель будет достигнута в первую очередь за счет постоянно растущего экономического и политического развития внешней мощи Германской Империи. Поэтому рост и экспансия германской промышленности, ее внешних рынков, а также ее коммерческая политика должны продвигаться всеми средствами; а также несокращающейся поддержкой ее вооруженных сил, подходящим увеличением германского флота и расширением германских колоний должным образом защищенных и снабжаемых. Этот рост германской промышленности, мировая торговля, и мировая мощь, эта политика власти за рубежом находятся на другой стороне условий и возможностей органичных социальных реформ внутри страны. Социальные реформы в пользу более слабых представителей народа никогда не будут возможны в стране, чье развитие остановлено. Только когда государство в целом возвышается, могут подняться и его нижние слои. И опять же, внешнеполитическая мощь будет поддерживаться постоянно, если народ и его части и представители, сами по себе здоровы и сильны, постоянно движутся вперед.
Для поддержания такого прогресса и особенно, чтобы поддержать нижние классы населения большим потенциалом производства, последовательная социальная реформа более всего необходима. И, следовательно, политика внешней мощи связана со вторым фундаментальным принципом, с политикой социальных реформ внутри страны.
Как же социальная реформа, в соответствии с взглядами национальных социалистов, будет проводиться? Они на этот счет разместили следующее базовое утверждение в четвертом параграфе своей программы:
Мы требуем увеличение доли, которой труд, во всех его различных видах и формах, в городе и селе, среди мужчин и женщин, обладал бы от общего объема производства немецкой промышленности; и мы ожидаем этого, не от утопий и догм революционного коммунизма марксистского типа, но от продолжения политических, профсоюзных, и партийных усилий на основе существующих отношений, на чье развитие мы хотели бы повлиять во благо труда.
Из этого выводятся следующие общие идеи: национальные социалисты взращивают себя на устойчивом основании насущной экономической реальности, из умеренности порожденной знаниями. Эта реальность, однако, определяется экономическим принципом свободной торговли (фритредерство – доп. прим. переводчика), известным как манчестерство (3). Национальные социалисты ни коим образом не отрицают огромные экономические, социальные, и политические достижения, которые были достигнуты, с тех пор, как этот принцип был принят. Но они не закрывают глаза на ужасные результаты, которые его восхождение принесло с собой. Этот ущерб, а не преимущества, которые были достигнуты, и постоянные хорошие и проверенные стороны принципа, будет устранен неутомимой работой социальных реформ, и будет заменен более совершенными мерами. Фундаментальный закон постепенного органичного развития должен быть поставлен во главу угла. Из этого следует, что национальные социалисты являются противниками грубой, крайней доктрины частного капитала, также как и одностороннего коммунизма, в соответствии с которым пролетарии установят одним махом диктатуру, и введут коммунистическое общество и индустриальный порядок. Национальные социалисты видят здесь порочную утопию, которая даже в случае успешной реализации будет означать определенное продвижение для отдельных классов, но, через свои предубеждения, приведет ко многим большим и неожиданным несправедливостям. Мы узнали, что односторонняя частнокапиталистическая теория, когда осуществляется безоговорочно на практике, на самом деле творит зло, хотя какое-то время верили, что она принесет благословение всем и ничего кроме благословения. С другой стороны, однако, национальные социалисты знают, что они стоят рядом с социал-демократией, когда та, как это уже всё чаще верно, стремится к фундаментальному и постепенному восходящему развитию рабочего класса посредством социальных усилий в частности, меры как возможности для них стать результатом. В основном мы можем принять как лозунг национальных социалистов это выражение: высшее развитие немецкого рабочего класса.
Теперь, в частности, что национальные социалисты предлагают, чтобы продвинуть это восходящее развитие?
Прежде всего, посредством профессиональных ассоциаций (4). Хорошо известно, что в Германии существует три вида профессиональных ассоциаций: социал-демократические, наиболее сильные; ультрамонтаны (5), Католическая партия Центра; и так называемые профсоюзы Хирша-Дункера (6), которые руководствуются гражданскими и либеральными принципами. Все три вида союзов следуют своим партийным курсам, один из которых социал-демократический, другой ультрамонтанский, и третий немецкий либеральный (свободомыслящий). Национальные социалисты видят, однако, в данном партийном характере разрушение профсоюзов, или, по крайней мере, уменьшение их власти и влияния, которое они могут оказывать. Так как, в первую очередь, сила, разделенная на три части никогда не будет такой же мощной как объединенная сила; во-вторых, часть рабочих, которые ничего не понимают в партийной политике, боятся тем самым вступать в профсоюз; и, тем самым, связь с социал-демократической партией дает особенно капиталистическим управленцам хороший повод осуждать профсоюзы перед лицом немецкого правительства чисто политически, и это ограничивает их свободу действия. Всё это национальные социалисты удалили бы из профсоюзов, объяснив им беспартийный характер, превратив их в отдельный, самостоятельный орган, который идет своим путём и не знает никакой другой цели, кроме обеспечения повышения заработной платы и условий труда в борьбе с капиталистами. Перед глазами национальных социалистов проплывают как идеал замечательные английские профсоюзы, которые до сих пор оставались беспартийными, и были так успешны. Они намерены работать непрерывно, пока этот идеал не будет реализован. Их труды уже увенчались частичным успехом. Уже данный идеал полно обсуждался в социал-демократических профсоюзах, и с таким эффектом, что завоевал большое число приверженцев.
В дополнение к развитию и преобразованию профсоюзов, национальные социалисты взяли на себя, как вторую из своих социальных задач, напряженную работу от имени ассоциаций (товариществ, кооперативов – доп. прим. переводчика). В Германии существует в настоящее время более 20000 ассоциаций сельских ремесленников, крестьян и рабочих. Первые среди них, кредитные объединения ремесленников добились высокой степени успехов по методу, установленному более пятидесяти лет назад их основателем, Шульце-Деличем (7). В противоположность, этому методу управления не последовали там, где ассоциации были заняты куплей-продажей и производством. Никогда они не обретали какого-либо значения. И национальные социалисты находят причину этой неудачи в их настоящей форме организации. Некоторые из них посвятили себя полностью кооперативному труду, и таким образом образовали новые кооперативы по современным методам организации. Начинания уже оправдывают надежды и представляют перспективу того, что мастера-ремесленники могут объединиться для общего производства и общей продажи их общей продукции, способом в соответствии с которым они смогут воспользоваться преимуществами современной крупной индустрии, и в то же время, сохранить, по крайней мере, часть своих преимуществ бывшей мастеровой независимости. Таким образом, возникнет смешанная форма из чисто индивидуалистических и чисто коммунистических (коллективных – доп. прим. переводчика) профессий, что представляется естественным шагом экономического прогресса. Франкфурт-на-Майне оказался также для того времени особо благоприятным полем для подобных экспериментов. Еще больше, чем от этих ассоциаций ремесленников, ожидают национальные социалисты от усиления рабочих обществ потребителей. В Германии они все еще молоды и совсем немногочисленны. Причина этого состоит в том, что раньше Лассаль осуждал полностью ассоциации среднего класса Шульце-Делича, как не отвечающие нуждам рабочего класса. Этой точки зрения Лассаля придерживались до последнего времени рабочие, занятые в профсоюзах и политической деятельности, и только недавно общества потребителей, поддерживаемые рабочими партиями, стали возникать в среде самих рабочих. Промышленное королевство Саксонии кажется особенно плодотворной почвой для их роста. Это одна из главных задач национальных социалистов – культивировать это движение всеми доступными средствами, а также организовывать и поддерживать рабочих, не только как трудящихся, но и как потребителей. И снова Англия, со своими мощными потребительскими обществами, служит примером для национальных социалистов.
Но больше всего ценятся национальными социалистами крестьянские ассоциации, которые разрослись повсеместно в большом количестве, как предприятия по заготовке кормов, минеральных удобрений, семян, сельскохозяйственных орудий и машин; по сбыту волов, мясного скота, лошадей, масла, молока, фруктов, овощей, семян и злаков; по молочному, скотоводческому, племенному и ликероводочному производству; по дренажу и орошению, скотобойне и хлебопечению; и по культивации полей и садов. Национальные социалисты надеются благодаря их развитию на еще больший результат для обедневших и среднего класса крестьян, чем был достигнут для ремесленников посредством новых объединений ремесленников, начатые ими: новый, выгодный, наполовину индивидуалистический, наполовину социалистический способ владения и экономики в стране.
Именно этой цели последних ассоциаций национальные социалисты придерживаются, чтобы все ранние и большие цели безусловно были реализованы, и легче достигнуты, так как было сделано очень заметное продвижение в земельной реформе собственности. Лидеры этой реформы являются также и лидерами национальных социалистов, и их органы также и органы национальных социалистов. Действительно, немецкие земельные реформаторы имеют отличный от своих коллег в других странах характер. Они не обращаются к одной теории и к призыву к единому налогу, как мы знаем, это делают в Америке. Они достаточно узнали в последние годы, и в частности под влиянием национальных социалистов, из социал-демократии и манчестеризма, что односторонняя теория сама по себе никогда не приводит к экономическому росту. Таким образом, они пришли к выводу, что условно надо распилить или разделить весь огромный багаж их идеала земельной реформы на ряд «бревен», «заготовок», «досок» и «балок», которые могут быть использованы по назначению в многогранной трансформации и перестройке социального здания, так, как они могли лучше всего быть приспособлены к немецким потребностям. Одно из этих требований реформы, как земельных реформаторов, так и национальных социалистов, относится к национализации ипотечных кредитов на земельное страхование, и второе к систематической государственной политике в пользу крестьянской собственности. Первое требование понятно сразу, второе отличается. Хорошо известно, что в Восточной Германии феодальное, ростовщическое и большое помещичье землевладение существует со Средневековья до наших дней, и что это сизифова гора и чума для современной Германии. В последнее время, однако, через различные изменения в мировой торговле, поместья стали убыточными, и они станут еще менее выгодными со временем. Одно поместье за другим, один землевладелец за другим, приходят в упадок. Теперь возникает вопрос, перейдут ли эти обанкротившиеся поместья, как это часто происходило в Англии, в руки богатых городских производителей и купцов, или же будут преобразованы в леса и пастбища, или же вступят в крестьянскую собственность, и будут поддерживать крестьянское население. Национальные социалисты работают над способом формирования арендуемых поместий; они требуют, чтобы государство, как величайший и самый беспартийный капиталист, сделало эти экономические манипуляции бескорыстными; чтобы при установлении новой крестьянской собственности, государство сохраняло за собой право первой покупки, и таким образом, а также по принципу аренды, сохраняло за собой приоритетность собственности. Эта позиция усилится, если ипотечный кредит также национализируется со стороны государства, и будет обеспеченным и гарантированным, не становясь обузой (угнетающим – доп. прим. переводчика), помогая производить наполовину индивидуалистичный, наполовину социалистический характер сельской формы собственности и производства в уже распространенной ассоциации. Третье серьезное социальное и политическое требование национальных социалистов и земельных реформаторов – это обобществление земли в городах и пригородах, с тем, чтобы положить конец ростовщичеству владельцев жилья и мошенничеству застройщиков. В этой области успех деятельности уже больше, чем в других.
В отношении к крупной промышленности национальные социалисты более консервативны в требованиях, чем по отношению к сельскому землевладению, которое обречено на распад. Касательно крупной промышленности это все еще новая система, и в отношении развития, не может быть так легко, как обычно представляют себе социал-демократы, радикально измениться и трансформироваться. Тем не менее, национальные социалисты доброжелательно относятся к идее национализации некоторых конкретных отраслей промышленности, таких как электроэнергетика, шахты, кораблестроительство, таким же путем, как были национализированы железные дороги. Они также решительно выступают за взятие на себя городскими администрациями газо- и водоснабжения, городского транспорта, и прочих подобных городских предприятий. В целом, национальные социалисты остро видят тенденцию к комбинированию конкретных отраслей промышленности, так как каждое такое сочетание означает начало завоевания существующего манчестерского, анархического метода производства, и начало систематической организации производства, заработной платы, и фиксирования цен. Конечно же, это работает в первую очередь исключительно в пользу управляющих. Но это должно быть лишь вопросом практических, хотя и фундаментальных, социальных реформ, на каждом этапе разделить преимущества этих новых и постепенно установленных сочетаний соразмерно между управляющими, рабочими и потребителями. Это можно рассматривать как новый фактор социального мышления национальных социалистов, чтобы повлиять на развитие крупной индустрии, насколько это возможно, в данном направлении.
Согласно тому, что уже было сказано, вполне естественно, что национальные социалисты должны, прежде всего, использовать и добросовестно привлекать каждое удобное средство, пусть и небольшое, для улучшения экономического состояния всех бедных людей, до тех пор, пока они соответствуют экономическому прогрессу. Как само собой разумеющееся, поэтому, они трудятся для дальнейшего расширения страхования немецких рабочих, и ради защиты прав трудящихся, в которых содержится все еще много несовершенств; и они работают за распространение непартийных бюро по трудоустройству по всей империи, и с их распространением, за организацию трудоустройства в целом. Они поддерживают любые усилия по улучшению жилья рабочих; основывают кооперативы по строительству такого жилья, и принимают участие в мероприятиях по повышению квалификации и образованию всех полуобразованных, слабо образованных и необразованных людей; и на эту задачу они специально ориентированы, и считают её своим долгом, так как большинство всех немецких протестантских учителей являются сторонникам такого образа мышления. Естественно, что новое движение национальных социалистов пока еще не имеет исчерпывающей социальной программы. Постепенно, шаг за шагом, она будет возникать в ходе общих усилий. Требования, которые были описаны, практически все, которые были до сих пор обозначены. В настоящее время мы занимаемся созданием специальной коммунальной программы. Впрочем, позже, будет возможно на страницах этого журнала рассказать о новостях дальнейшего социального и социально-политического прогресса.
Примечания переводчика:
(1) Пауль Гёре (18.04.1864-6.06.1928) – немецкий теолог и политик. В 1896 году основал вместе с Науманном Национально-социальный ферейн, но в 1900 году вступил в Социал-демократическую партию.
(2) Внутренняя миссия – движение немецких евангелистов, основанное Йоханом Хинрихом Вихерном в 1848 году. Оно быстро распространилось в Германии и других странах. Как и другие миссии, Внутренняя миссия подразумевает «возрождение» христианства посредством доктрины «братской любви» и социальной программы благотворительности и христианского воспитания.
(3) Манчестерство – Фритредерство (англ. Free trade – свободная торговля) – направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества. На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; противники состоят из многих левых партий и движений: социалистов и коммунистов, защитников прав человека и окружающей среды, а также большинства профсоюзов.
Одной из ранних теорий торговли был меркантилизм, возникший в Европе в XVI веке. В XVIII веке протекционизм был подвергнут резкой критике в трудах Адама Смита, учение которого можно считать теоретической основой свободной торговли. В XIX веке взгляды Смита получили более полное развитие в трудах Давида Рикардо. Зародилось в городе Манчестер.
Основным посылом развития «Свободной торговли» явилась необходимость в XVIII веке сбыта избыточного импортированного в экономику капитала развитыми странами (Англия, Франция, далее США) с целью избежания обесценения денег, инфляции, а так же экспорта произведённого товара в страны-участники и колонии. Об этом можно почитать в книге Савельева Николая Николаевича «Река времени. История глобализации».
(4) ассоциации – очень многозначное слово. Может при переводе означать и союз, и кооператив, и прочие формы коллективной организации. Поэтому выбор пал на прямой перевод этого слова.
(5) Ультрамонтаны – последователи возникшего в 15 в. религиозно-политическое направления в католицизме. Ультрамонтаны поддерживали начавшееся после авиньонского пленения восстановление престижа папского престола, его стремление к неограниченной власти, претензии папы на вмешательство в светские дела европейских государств. В 16 в. активными ультрамонтанами были иезуиты. В начале 19 в. идеи ультрамонтанов использовали представители реакционной аристократии. Например, Ж. де Местр видел в централизации папской организации орудие борьбы против революции; он предлагал создать конгломерат монархии, государств, спаянных авторитетом папы. На Ватиканском соборе 1870 ультрамонтаны добились провозглашения догмата о непогрешимости папы. Идеи ультрамонтанов нашли отражение в «Сиплабусе», они используются различными группировками империалистической реакции.
(6) Профсоюзы Хирша-Дункера – реформистские профсоюзы в Германии в 1868-1933 годах. Были основаны М. Хиршем и Ф. Дункером, активистами немецкой Прогрессивной партии. В 1869 году эти профсоюзы объединились в Союз немецких профсоюзов, насчитывающий 30000 участников.
Лидеры профсоюзов Хирша-Дункера проповедали идею «гармонии интересов» между работодателями и рабочими, и выступали против забастовочного движения. На политической арене профсоюзы Хирша-Дункера поддерживали буржуазные либеральные партии. В 1913 году эти профсоюзы насчитывали 106600 участников и в 1932 году – 600000 участников, приблизительно две трети из них были офисными служащими. В 1933 году профсоюзы Хирша-Дункера были распущены.
(7) Герман Шульце-Делич (нем. Hermann Schulze-Delitzsch, настоящее имя нем. Franz Hermann Schulze) (29 августа 1808, Делич – 29 апреля 1883, Потсдам) – немецкий экономист и политический деятель. Наряду с Фридрихом Вильгельмом Райффайзеном (1818-1888) и Вильгельмом Хаасом (1839-1913) вошёл в историю как один из отцов-основателей кооперции в Германии – новой формы хозяйственной деятельности.
Джеймс Коннолли
Социализм и национализм.
Представляем Вашему вниманию работу ирландского революционера Джеймса Коннолли о синтезе национальных и социалистических идей:
В настоящее время в Ирландии действует ряд организаций, стремящихся сохранить национальные чувства в сердцах людей.
Эти организации, будь то движения за ирландский язык, литературные общества или комитеты памяти, несомненно, выполняют работу, приносящую долговременную пользу для нашей страны, помогающую сохранить от угасания драгоценную расовую и национальную историю, язык и особенности нашего народа.
Тем не менее, существует опасность, что излишне строго соблюдая присущие им современные методы пропаганды и в итоге пренебрегая жизненно важными вопросами, они могут преуспеть лишь в стереотипизации наших исторических исследований в виде идеализации прошлого, либо в кристаллизации национализма в традицию — славную и героическую, однако всего лишь традицию.
Теперь традиции могут и часто обеспечивают материалы для славного мученичества, но никогда они не будут достаточно сильны, чтобы оседлать порыв успешной революции.
В наши дни национальное движение должно не просто воспроизвести старинные и печальные трагедии нашего прошлого, оно должно показать себя готовым к возрастающим требованиям современности.
Необходимо продемонстрировать народу Ирландии, что наш национализм — не просто нездоровая идеализация прошлого, а политическое и экономическое учение, способное к формулированию четкого и определенного ответа на проблемы настоящего, а также адаптированное к требованиям будущего.
Я полагаю, что этот конкретный политический и общественный идеал лучше всего дополнится искренним признанием в качестве своей цели националистами, всерьез обеспокоенными судьбой Республики.
Не республика, как во Франции, где капиталистическая монархия с избранным главой пародирует конституционные ограничения в Англии, и в открытом союзе с московским деспотизмом нагло демонстрирует свою измену традициям революции.
Не республика, как в Соединенных Штатах, где власть кошелька установила новую тиранию под видом свободы; где, спустя сто лет с того дня, как ботинки последнего британского солдата оскверняли улицы Бостона, британские лендлорды (1) и финансисты навязывают американским гражданам рабство, по сравнению с которым налог дореволюционных дней был сущим пустяком.
Нет! Республика, в которой я хотел бы, чтобы наши соотечественники установили свой идеал, должна иметь такой характер, чтобы даже простое упоминание ее названия всегда служило бы сигнальным огнем для угнетенных каждой страны, всегда давало бы надежду на свободу и процветание как результат усилий с их стороны.
Для фермера-арендатора, который находится между лендлордизмом и американской конкуренцией, как между верхним и нижним жерновами; для наемных рабочих в городах, страдающих от взысканий эксплуатирующих их капиталистов; для сельскохозяйственного работника, теряющего здоровье ради зарплаты, едва достаточной, чтобы свести концы с концами; фактически для каждого из миллионов трудящихся, из страданий которых соткана снаружи роскошная ткань нашей современной цивилизации, Ирландская Республика должна стать волшебным словом, сплочающим пунктом для недовольных, прибежищем для угнетенных, отправной точкой для социалистов, заинтересованных в вопросах человеческой свободы.
Эта связь наших национальных стремлений с надеждами мужчин и женщин, которые подняли знамя сопротивления системе капитализма и лендлордизму, агрессивным представителем и решительным защитником которого является Британская Империя, не должна, в любом случае, вносить элемент разногласия в ряды убежденных националистов, а должна служить нам для обеспечения контакта с новыми резервами моральной и физической силы, достаточной для поднятия Ирландии на более значимую позицию, чем та, которую она занимает со дня Бенбарба (2).
Можно возразить, что идеал Социалистической Республики, который предполагает полную политическую и экономическую революцию, отдалил бы весь наш средний класс и сторонников из аристократии, которые боялись бы потери своего имущества и привилегий.
Что означает это возражение? То, что мы должны расположить к себе привилегированные классы в Ирландии!
Но вы можете нейтрализовать их враждебность, лишь гарантируя им, что в свободной Ирландии их привилегии не будут отменены. Иными словами, вы должны гарантировать, что когда Ирландия будет свободна от иностранного господства, ирландские солдаты будут охранять мошеннические прибыли капиталиста и лендлорда от «худых рук бедноты» подобно тому, как безжалостно и эффективно это делают английские эмиссары сегодня.
Ни на каком другом основании эти классы с вами не объединятся. Вы ожидаете, что массы будут бороться за такой идеал?
Когда вы говорите об освобождении Ирландии, вы имеете в виду только химические элементы, которые составляют почву Ирландии? Или вы имеете в виду ирландский народ? Если последнее, то от чего вы предлагаете его освободить? От правления Англии?
Но все системы политического управления или государственного механизма являются лишь проявлением экономических форм, лежащих в их основе.
Английское правление в Англии — факт того, что английские завоеватели в прошлом насильно внедряли в этой стране систему собственности, основанную на грабеже, мошенничестве и убийстве. Поскольку нынешнее осуществление «прав собственности» порождает непрерывную практику узаконенного грабежа и мошенничества, английское господство является наиболее подходящим способом управления, защищающим расхищение, а английская армия — наиболее подходящим инструментом, позволяющим осуществлять узаконенные убийства, когда опасения имущих классов требуют этого.
Социалиста, который уничтожил бы причину и следствие, всю бесчеловечную материалистическую систему цивилизации, которую мы, подобно английскому языку, приняли как нашу собственную, я склонен считать гораздо большим противником английского господства и опеки, нежели недалеких мыслителей, допускающих возможность примирить ирландскую свободу с такими коварными и гибельными формами экономической зависимости, как тирания лендлордов, капиталистическое мошенничество и отвратительное ростовщичество; с пагубными плодами норманнского завоевания, порочной троицей, в которой Стронгбоу (3) и Диармайд МакМурхада (4) — нормандский вор и ирландский предатель — были соответствующими предтечами и апостолами.
Если завтра вы изгоните английскую армию и поднимите зеленый флаг над Дублинским замком — пока вы не установите Социалистическую Республику, ваши старания будут напрасными.
Англия все еще будет управлять вами. Она будет управлять вами через своих капиталистов, через лендлордов, через финансистов и целую плеяду коммерческих и индивидуалистских учреждений, которые она посадила в нашей стране и полила слезами наших матерей и кровью наших мучеников.
Англия по прежнему будет вести вас к раззорению, даже если ваши губы будут возносить лицемерное почтение в храме Свободы, чье дело вы предали.
Национализм без социализма, без реорганизации общества на основе более широкой и развитой формы общественной собственности, которая лежала в основе общественной структуры Древнего Эрина (5) — суть национальная измена.
Это было бы равносильно публичному заявлению, что извращенные понятия о справедливости и морали, которые наши угнетатели успешно прививают нам, мы наконец решили принять как наши собственные, и больше не требуется чужой армии, чтобы насаждать их нам.
Как социалист, я готов сделать все, на что способен один человек, чтобы получить для нашей Родины ее законное наследство — независимость; но если вы попросите меня уменьшить хоть на йоту требования социальной справедливости для того, чтобы умиротворить привилегированные классы — я буду вынужден отказать.
Такие действия не будут ни благородными, ни осуществимыми. Помните, что никогда не достигает небес тот, кто шагал туда в компании с дьяволом. Давайте открыто провозгласим наши убеждения: логика событий с нами.
Январь 1897 г.
Примечания:
1. Крупный земельный собственник.
2. В июне 1646 г. в Битве у Бенбарба войска Ирландской Конфедерации разгромили англо-шотландскую армию.
3. В переводе с английского — «Тугой лук». Прозвище Ричарда Фиц-Гилберта де Клер — нормандского аристократа, руководившего вторжением в Ирландию.
4. В английском варианте — Дермот МакМерроу. Изгнанный король Лейнстера (восточная часть Ирландии), обратившийся к Стронгбоу с просьбой о помощи в возвращении утраченного королевства. Согласно их договоренности, Стронгбоу была обещана возможность в обход ирландских законов наследовать власть в Лейнстере после смерти МакМурхады.
5. Эрин — кельтское название Ирландии.