Стагнация и предкризисные явления.
На октябрьском Пленуме ЦК в 1964 г. генеральным секретарем ЦК стал Л.И.Брежнев. Председателем Совета министров А.Н.Косыгиным были предложены меры по экономическим преобразованиям, в основе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования.
Хозяйственная реформа разрабатывалась группой экономистов под руководством Либермана. Дать толчок дальнейшему развитию производства должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекращено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием.
На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилетка стала самой успешной за послевоенные годы. Объем производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий.
В 1972 г. основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд), закупалось импортное оборудование.
Для успешного продолжения реформ требовались новые подходы. Однако большинство лидеров экономики не могли отказаться от привычных методов управления, что привело к свертыванию преобразований.
Система отторгала все инициативы «снизу» оживить экономику. Многие хозяйственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству.
Существующий механизм хозяйствования противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство.
Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали дефицит государственного бюджета, внешний финансовый долг. Сказывалась непоследовательность в проведении реформирования.
В 70-е годы приток «нефтедолларов» сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управления.
В дальнейшем падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х гг. экономика страны находилась в критическом состоянии.
Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сельском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.
В 70-е гг. была сделана ставка на агропромышленную интеграцию - кооперирование колхозов и совхозов в Агропромобъединения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 г. создали Госагропром. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40 %. Экономический кризис села усугублялся несправедливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян.
Процесс изменения уровня жизни народа в этот период протекал противоречиво. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х гг. 80 % семей имели отдельные квартиры, с другой, - резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны расходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары.
Однако, несмотря на большие издержки, в стране было достигнуто относительное благополучие по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это создало видимость социальной стабильности
48. Холодная война кратко
Вторая Мировая Война стала самым жестоким за всю историю человечества конфликтом. Она навсегда изменила мир. Напряженность между странами, победившими в этой войне, привела к расколу мира на два лагеря коммунистический и капиталистический. СССР и США начали борьбу за господство в мире, пережившем две мировые войны.
Главные причины холодной войны это противоречия двух идеологий, моделей общества – капиталистической и социалистической. Спровоцировало начало холодной войны и отсутствие общего врага, не последнюю роль сыграли политические амбиции отдельных лидеров. Можно выделить следующие периоды холодной войны:
- 1946 г. (5 марта) – 1953 г. Речь, произнесенная Черчиллем в 1946 г. в Фултоне, в которой была высказана идея создания для борьбы с коммунистической угрозой союза англосаксонских стран, положила начало холодной войне. Однако, фактически противостояние началась несколько раньше, но весной 1946 года ситуация серьезно обострилась в силу отказа СССР от вывода войск из Ирана. Целью Соединенных Штатов в этой ситуации стало достижение и военного и экономического превосходства над СССР.
- 1953 г. – 1962 г. Если оценивать этапы холодной войны с точки зрения риска возникновения нового крупного военного конфликта, то этот период был наиболее напряженным. Мир оказался на грани ядерного конфликта. Гражданам СССР это время принесло оттепель в культурной и духовной жизни, но в Польше, ГДР, Венгрии пятидесятые ознаменовались антикоммунистическими выступлениями. Еще более обострилась ситуация после того, как СССР провел успешные испытания баллистической ракеты. Мир потрясли Суэцкий, а так же, Берлинский и Карибский кризисы. Карибский кризис 1962 года удалось разрешить только в ходе личных переговоров глав СССР и США. Нужно отметить, что Кеннеди и Хрущев подписали и ряд соглашений по нераспространению ядерного оружия.
- 1962 г. – 1979 г. Экономика соперничающих стран несла колоссальную нагрузку. Гонка вооружений требовала разработки более мощных вооружений, что приводило к огромным затратам. Напряженность в отношениях между США и СССР все так же сохраняется. Тем не менее, великие державы договариваются о нераспространении стратегических вооружений. Ученые СССР и США работают над совместной космической программой «Союз-Аполлон». В этот период намечаются первые признаки отставания СССР в гонке вооружений.
- 1979 г. – 1987г. Ввод советских войск в Афганистан привел к серьезному обострению отношений между США и СССР. Соединенные Штаты размещают свои баллистические ракеты в Италии, Англии, ФРГ, Бельгии, Дании в 1983 г. Активно разрабатывается система противокосмической обороны. Реакцией СССР становится Выход из Женевских переговоров. Система оповещения о ракетном нападении находится в боевой готовности.
- 1987 г. – 1991 г. Завершающий этап холодной войны ознаменовался глобальными изменениями в мире. Политика «нового политического мышления» Горбачева позволила заметно улучшить внешнеполитическую ситуацию. Но экономика СССР была окончательно подорвана начавшимися в стране непродуманными реформами. И это привело к поражению в холодной войне СССР.
Слабость экономики Советского Союза предопределила конец холодной войны. Она была не в состоянии поддерживать прокоммунистические режимы и гонку вооружений. Несомненно, свою роль сыграли и антисоветские выступления в разных странах. Воссоединение Германии и падение Берлинской стены стало символом победы западных стран. Для СССР последствия холодной войны оказались гибельными.
К итогам холодной войны вполне можно отнести и последующее формирование однополярной модели мирового устройства. После падения Советского Союза осталась только одна сверхдержава – США. Говоря о холодной войне кратко, стоит упомянуть и о том, что благодаря соперничеству великих держав произошел серьезный скачок в науке, появилось большое количество технологий, особенно военных.
Перестройка и ее итоги
После смерти в 1985 г. Черненко к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени СССР уже находился на грани глубокого кризиса, как в экономике, так и в социальной сфере. Современныеисторикивыделяютследующиеэтапыперестройки:
- 1985 – 1986 гг.
- 1987 – 1988 гг.
- 1989 – 1991 гг.
В период начала перестройки с 1985 по 1986 гг. существенных изменений в организации управления страной не было. В регионах власть, по крайней мере, формально, принадлежала Советам, а на высшем уровне – Верховному Совету СССР. Но, в этот период уже слышались заявления о гласности и борьбе с бюрократией. Постепенно начался процесс переосмысления международных отношений. Значительно уменьшилась напряженность в отношениях СССР – США.
Масштабные изменения начались несколько позднее – с конца 1987 года. Этот период характеризуется небывалой свободой творчества, развитием искусства. На телевидении выходят авторские публицистические программы, журналы печатают материалы, пропагандирующие идеи реформ. В тот же время, явно обостряется политическая борьба. Начинаются серьезные преобразования в сфере государственной власти. Так, в декабре 1988 г., на 11 внеочередной сессии Верховного Совета принимается закон «Об изменениях и дополнениях к Конституции». Закон внес изменения в избирательную систему, введя принцип альтернативности.
Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. В 1989 г. полностью выводятся из Афганистана советские войска. Фактически СССР перестает поддерживать социалистические режимы на территории других государств. Лагерь социалистических стран рушится. Важнейшим, знаковым, событием того периода является падение Берлинской стены и объединение Германии. Партия постепенно утрачивает реальную власть и свое единство. Начинается ожесточенная борьба фракций. Критике подвергается не только сложившаяся в СССР ситуация, но и сами основы идеологии марксизма, а так же октябрьская революция 1917 г. Формируется множество оппозиционных партий и движений.
На фоне невиданной то этого времени политической и социальной свободы значительно уменьшаются объемы финансирования, как искусства, так и науки, образования, многих отраслей производства. Талантливые ученые в подобных условиях уезжают работать за рубеж, или же превращаются в бизнесменов. Множество НИИ и КБ прекращают свое существование. Развитие наукоемких отраслей замедляется, а позже и совсем останавливается..
Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг., привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле. Несомненно, итоги перестройки и ее значение еще не раз будут переосмыслены будущими поколениями.
РФ в 92-2010 гг.
В конце 90 г. российская внешняя политика потерпела ряд неудач, ослабивших позиции страны. Кризис в экономике и разложение государственной власти привели к падению международного престижа России. Это стало причиной разрастания блока НАТО, бомбардировок Югославии, агрессии США против Ирака.
В сложной обстановке, когда постоянно меняется баланс сил, у России остаются благоприятные условия для развития. На страну не оказывается внешнеполитического давления, и нет признаков подготовки внешней агрессии. У нашего государства имеются перспективы внутреннего развития, возможности интеграции в мировую экономику. Темпы развития страны будут зависеть от того, смогут ли политики и экономисты своевременно отвечать на изменения, происходящие в мире, адаптироваться и интегрироваться в него.
В течение длительного периода СССР являлся мощнейшим государством. Российская Федерация значительно уступает бывшему союзу в масштабах и уже не является супердержавой. Однако, она сохранит статус второй в мире ядерной державы, ее экономика набирает силу, общество страны имеет высокий интеллектуальный потенциал.
Россия - крупнейшее в мире государство по природным ресурсам и территории, уникальность ее географического положения в том, что она занимает стратегически выгодное положение, являясь мостом между Европой и Азией.
Традиционные связи, существенное влияние России в ряде стран и регионов послужат успеху становления экономики и политического влияния нашего государства.
Немаловажна и политическая воля современного российского правительства, которое отвергло все попытки сделать Россию «ведомой» страной. Наша держава сумела сохранить себя в качестве самостоятельной политической и экономической величины в современном мире. Этому способствовала правильно выбранная ориентация и активная дипломатическая деятельность руководства.
События 11 сентября 2002 г. отчетливо показали способность нашего руководства к быстрому маневру и переориентации внешней политики и подтолкнули Россию и США к партнерству и сотрудничеству на полях совпадающих интересов. Это привело к доверительности в отношениях. Однако это не означает, что Россия поведет политику полностью идентичную действиям США. У нашего государства есть традиционные приоритеты, экономические интересы и давние отношения с рядом стран.
В 2000 г. принята новая концепция внешней политики РФ, где приоритетом внешнеполитического курса объявлена защита интересов личности, общества и государства. Для обеспечения этой программы были определены основные цели:
обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности, завоевание авторитета в мировом обществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам России как великой державы и одного из влиятельных центров современного мира;
воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильности, справедливого и демократичного миропорядка на принципах равноправных отношениях между государствами;
создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.
Последовательность внешней политики создает благоприятные условия для повышения международного престижа России и дальнейшего социально-экономического и культурного развития страны.
Российская внешняя политика способна сделать немало полезного для дела мира, и в этом стремлении нет места имперским амбициям.
Несмотря на нынешние серьезные экономические и социальные трудности, Россия, несомненно, сохранится в качестве одного из центров многополярного мира.