Реформы органов власти и управления.
С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органы власти и управления и заменять их новыми. Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора. В 1711 г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти – Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.
Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которой ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство.
Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией.
Роспись чинов 24 января 1722 г., Табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все ново-учрежденные должности – все с иностранными названиями, латинскими и немецкими, кроме весьма немногих, – выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный.
Церковная реформа играла важную роль в утверждении абсолютизма. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. Фактическим главой Духовной коллегии являлся обер-прокурор, назначаемый императором из числа высокопоставленных чиновников.
Социальная политика
На протяжении дочти всех лет царствования Петр предпринимал меры по созданию системы привлечения людей на службу государству. Царь, считая себя «работником» в государстве, подобного ожидал и требовал от граждан своего государства, независимо от сословной принадлежности. Дворянское сословие в его классическом виде юридически оформилось при Петре. Произошла его консолидация в замкнутую привилегированную структуру, зависимую от монарха и обязанную служить царю и государству; за что дворянство обеспечивалось землей (до 1762 года), душевладением и освобождалось от многочисленных податей.«Указ о единонаследии» (1714 г.) закрепил процесс консолидации, с экономической точки зрения уравняв в правах дворянское поместье с боярской вотчиной. Параграфы этого указа предписывали передавать земельную собственность по наследству только старшему сыну, вводилась системамайората – запрет на продажу любых дворянских земельных владений. Остальные члены рода должны были нести обязательную службу в государственных учреждениях, армии или на флоте. Таким образом, государственная служба становилась единственным источником благосостояния. Служебная карьера зависела от личной выслуги или заслуг перед царем, что требовало обязательного образования. Указ 1714 года запрещал дворянским детям жениться, если они не постигли основы наук. Более почетна была военная карьера, которую дворянские сыновья начинали с нижних чинов. Подобная практика привела к тому, что сыновей в армию записывали с младенческого возраста, чтобы к приходу в армию получить хотя бы младший офицерский чин. Гражданскую службу предписывалось также начинать с низших ступеней. Таким образом, дворянство стало особым привилегированным сословием, всецело зависящим о государства и царя. Введенная в январе 1722 года «Табель о рангах»еще более упорядочила и регламентировала службу:
- разделила службу на гражданскую, придворную, военную;
- ввела систему иерархии чиновников (14 классов);
- укрепила новые критерии продвижения по службе (принцип личной выслуги и заслуг);
- создавала стимулы для служебного рвения и продвижения по чинам: занять следующий ранг можно было пройдя все предыдущие.
«Табель...» предоставляла возможность лицам податного сословия входить в дворянское сословие: чин XIV класса предоставлял личное дворянство, а VIII класс возводил личного дворянина в потомственное дворянство. Особенно быстро можно было сделать карьеру в армии.
Стремление упорядочить жизньподатных сословий, увеличить государственные доходы, обеспечить реализацию реформ нашло свое отражение в следующих правительственных распоряжениях:
Крестьянство было разделено на две основные группы:крепостных и государственных; институт холопства ликвидирован – холопы вливались в число крепостных крестьян; государственные крестьяне – лично свободное сельское население;
Посадское население, состоящее изкупцов и ремесленников, было распределено по гильдиям и цехам и подчинялось магистрату, ставшему государственным учреждением.
«Духовный регламент» и образованный в 1721 годуСвятейший Синод превратили духовенство в служилое сословие, в отрасль государственной структуры. Священники обязаны был доносить светской власти о настроениях народа, поддерживать и укреплять политику государства.
Усиление налогового гнета, противоречивость указов, регламентация выбора занятия, ограничение свободы передвижения приводили к конфронтации различных социальных слоев.
Экономические преобразования.
Промышленность. Побывав в Европе, осознав уровень экономического отставания России, сказавшегося на ходе Северной войны, Петр вплотную начинает заниматься реформированием промышленности и приоритет отдает тем ее отраслям, которые были необходимы для снабжения и вооружения армии и флота. Равнодушный к роскоши, Петр I хотел поставить торговлю и промышленность на службу государственным интересам. Понимая, что Россия обладает уникальными запасами минералов, Петр решает взяться за их разработку. Царь выписывает из-за рубежа и привлекает русских «рудознатцев», чтобы те искали то серебряные руды, то каменный уголь, то селитру, то торф. Особо привлекает Петра Урал, где еще в конце XVII века существовали металлургические промыслы и кузницы. В первое десятилетие XVIII века на Урале создаются металлургические казенные заводы;
Одновременно строятся мануфактуры и в легкой промышленности. На казенной основе в Москве возникают Канатный завод. Кожевенный, Портупейный, Шляпный дворы, строятся суконные, стекольные, пуговичные мануфактуры. Позднее промышленное строительство развивается и в Петербурге, и других областях России. Российская промышленность первой четверти XVIII века имела свои особенности:
1. Практически все мануфактуры были государственными и создавались за счет бюджета.
2. Государство регулировало и контролировали все процессы развития в промышленности.
3. Мануфактурам был обеспечен сбыт продукции, так как заказчиком выступало государство.
4. В промышленности практически отсутствовала естественная конкуренция.
5. Мануфактуры строились максимально близко к источникам сырья; к их организации привлекали опытных русских и иностранных специалистов.
6. На мануфактурах использовался принудительный дешевый труд крепостных крестьян, получивших название «посессионных»
Российское правительство проводило политику меркантилизма, т.е. устанавливало приоритет национальной промышленности и торговли, и протекционизма – юридической и фактической охраны интересов отечественной промышленности и торговли через систему льгот, субсидий, таможенных тарифов. Возникли новые отрасли производства: судостроение, шелкопрядение, фаянсовое дело, производство бумаги. Стали развиваться транспортные коммуникации. Развитием промышленности ведала Мануфактур-коллегия. С 1710-х годов правительство разрешает своим подданным основывать новые заводы и передает часть казенных предприятий в руки частных лиц и купеческих компаний. В 1719 году была объявлена «Берт-привилегия», разрешающая всем жителям России, независимо от их социального статуса, отыскивать руды и основывать заводы. Владельцу вновь основанного предприятия предоставлялись привилегии на разработку и добычу месторождения. При этом Петр исходил из принципа полезности государству, порой даже нарушая права собственности. Практически все частные мануфактуры выполняли государственные заказы, их действия регламентировались Мануфактур- и Берт-коллегиями. И все же это был рывок в процессе формирования русской буржуазии.
Торговля. Развитие промышленности, выход к Балтийскому морю, экономическая программа меркантилизма и протекционизма способствовали развитию торговли: строились каналы и дороги, увеличивалось количество ярмарок и их товарооборот, продолжался процесс формирования всероссийского рынка. Внешняя торговля развивалась через порт в Петербурге. Торговая политика также основывалась на принципах протекционизма и меркантилизма: высокие пошлины на заграничные товары, принятый в 1724 году Покровительственный тариф ограничивали ввоз иностранных товаров и поощряли вывоз русских за границу, что способствовало накоплению национального капитала. Однако государство, активно вмешиваясь в торговлю, вводило монополии, т.е. исключительное право на производство, распределение и сбыт товаров. Нередко за достаточно высокую сумму денег государство передавало «откупщину» - право торговли товаром, на который была наложена государственная монополия – купцам и довольно часто иностранцам. Купцы несли многие государственные службы и повинности, платили прямые и косвенные налоги. Государственными органами, которые ведали купеческими делами, были Коммерц-коллегия и Главный магистрат. Петр, «подсмотрев» во время поездок за границу систему торговых купеческих компаний, пытался создать подобное в России. К 1726 году Россия вывозила товаров больше в два раза, чем ввозила. Экспортировали лес, кожи, лен, пеньку, железо, полотно. Импортировали в Россию краски, вина, шелк, пряности, предметы роскоши. Самым крупным торговым портом России стал Санкт-Петербург.
Налоги. Ведение Северной войны требовало огромных расходов. Они покрывались за счет многочисленных налогов: прямых (общественных и чрезвычайных) и
косвенных – на рыбную ловлю, постоялые дворы, бани, бороды и т.д. Но денег не хватало. Тогда было решено изменить податную систему. Начиная с 1678 г. единицей податного обложения являлся двор. Нередко помещики, чтобы облегчить бремя податей, при проведении переписи объединяли в один двор родственников, соседей, а иногда и чужих друг другу людей. Поэтому было решено сделать единицей обложения не двор, а мужскую душу, независимо от возраста и трудоспособности. В 1718 г. началась всеобщая перепись населения, которая продолжалась несколько лет, так как помещики не торопились подавать сведения и утаивали численность крестьян. Была проведена ревизия результатов первой переписи, и с этого времени все последующие переписи населения получили название ревизий. Все лица, внесенные в списки (позднее их назовут «ревизские сказки»), должны были платить подушную подать.