Тема: Постконтрактное регулирование.
(нечестное поведение)
1. Неполнота контракта – когда где-то ошиблись;
2. Ограниченность возможностей мониторинга – отслеживание, обязательно необходимо отслеживать хотя бы 20% деятельности другой стороны контракта;
Моральная угроза в страховании:
1. Недобросовестное поведение – если сегодня дом застрахован, и сегодня же он сгорел;
2. Пренебрежение рисками;
3. Сверхнормативное потребление – бабушки в больницах;
Моральный риск в рыночных транзакциях:
1. Сокрытие неявных качеств продаваемого товара;
2. Недобросовестное распоряжение доверенной собственностью;
· Излишние траты;
· Рискованное потребление;
Моральный риск в организации:
Поведение исполнителя
Человек -> Труд ->Деньги
2 типа оплаты труда:
· Повременная (делать вид, но не работать; растягивание работы; ничего не делать; уходить пораньше) – за это вас уволят, это гарантированное увольнение, а не методы отлынивания.
Способы отлынивания от работы:
1. Всегда приходите на работу в разное время - Если ваш начальник никогда точно не знает, в какое время вы будете в офисе, ему трудно будет давать вам задания.
2. Работайте дома - Удаленная работа - один из самых легких способов избежать неприятных обязанностей.
3. Старайтесь как можно меньше времени находиться за своим рабочим столом - Если вы работаете в офисе, как можно чаще отлучайтесь в уборную, устраивайте себе перекуры и перерывы на кофе. Заходите в гости к коллегам. Если ваш начальник не сможет вас найти, он не сможет дать вам поручение.
4. Сделайте так, чтобы ваша голосовая почта была переполнена - Это создает впечатление, что вы настолько заняты, что даже не можете найти времени проверить свои сообщения.
5. Демонстрируйте доброжелательное неведение - Вы должны производить такое впечатление, как будто вы очень хотите, но никак не можете выполнить данное вам задание. Тогда ваш босс перепоручит его кому-то еще.
6. Произвольно увеличивайте время на специализированные задания - Если другие не могут делать то, что вы делаете, то они и не знают, сколько на это нужно времени.
7. Пользуйтесь методом прогнозируемого провала - Как можно дружелюбнее и любезнее дайте понять боссу, что, скорее всего, по объективным причинам не справитесь с тем заданием, которое он планирует вам дать.
8. Производите впечатление страшной загруженности -Когда вас кто-то спрашивает, как у вас дела, говорите: «Я так занят, что у меня даже нет времени в туалет сходить».
9. Приписывайте себе чужие заслуги - Этот метод особенно популярен в академическом мире, политических кругах и среди высшего руководства. Приписывайте себе честь за проекты, в которых вы являлись только наблюдателем или участвовали только на этапе их запуска.
10. Освойте технику кибер-безделья - Запрограммируйте свою электронную почту так, чтобы ваши письма отправлялись, когда вы спите - чтобы создавалось впечатление, что вы трудитесь день и ночь. А монитор можно настроить таким образом, чтобы таблица Excel выскакивала при любом нажатии клавиши - чтобы можно было при приближении босса мгновенно скрыть игру в пасьянс или страницу ЖЖ, которую вы на самом деле читаете.
Критерии:Делать не больше того объема который дали
· Сдельная – это качество, экономия на качестве, чтобы сделать быстрее и получить деньги.
Способы борьбы:
ü Увеличение числа показателей- черные списки;
ü Усложнение оценки;
ü Распространение на работников определенной доли прибыли;
ü Промежуточные системы стимулов, доски почета, премии, соревнования.
Основными методами, используемыми на российских предприятиях для контроля над сотрудниками:
Метод 1. Подбор (отсев) кадров - Первым шагом на пути контроля является процедура подбора и проверки кандидатов. Однако, проблема заключается в том, что специалисты по управлению персоналом даже при использовании самых современных методов психологии не в состоянии однозначно ответить на вопрос, будет ли тот или иной сотрудник в дальнейшем использовать свое положение в корыстных целях. Выявить таких людей бывает очень сложно, так как при приеме на работу стандартные проверки обычно не дают результатов. Да и на бывшем месте работы предпочитают расставаться, не афишируя выявленных фактов, боясь повредить репутации компании, или не желая ввязываться в долгие судебные разбирательства.
Метод 2. Видеонаблюдение - Системы видеонаблюдения на предприятиях бывают двух типов: открытые и скрытые. В первом случае работники знают, что за их действиями наблюдают, стараются максимально полно выполнять возложенные на них функции и избегать злоупотреблений. При скрытой системе персонал не подозревает о наличии видеонаблюдения и ведет себя свободно. Но в этом случае начальство сильно рискует. В результате - потеря лояльности даже самых верных работников.
Метод 3. Автоматизированный учет рабочего времени. Существующие сегодня на рынке электронные системы учета и регистрации рабочего времени без труда позволяют вычислить, например, сколько времени из 8 часов рабочего дня конкретный сотрудник потратил на обед, нахождение вне рабочего места, курилке, когда покинул рабочее место.
Метод 4. Прослушивание и запись телефонных разговоров.Современные системы позволяют суммировать время разговоров сотрудников в течение рабочего дня, контролировать время неслужебных международных и междугородних переговоров.
Использование систем помогает избежать:
· Проявления некомпетентности и грубости сотрудников в общении с клиентами
· Утечки конфиденциальной информации о предприятии
· Недобросовестности менеджеров, агентов и других работников при обсуждении с клиентами финансовых вопросов и ведении деловых переговоров
Метод 5. Просмотр электронной почты.Самый сложный вопрос - законность мониторинга электронной корреспонденции персонала. Просмотр служебной корреспонденции не является ущемлением прав гражданина и не может повлечь за собой какой-либо ответственности со стороны руководителя. Однако работник должен быть поставлен в известность о возможном мониторинге.
Метод 6. Контроль работы компьютера. Существует ряд специальных программ, предназначенных для сбора, хранения и анализа статистики работы компьютера. Они осуществляют исчерпывающий контроль над всеми действиями всех пользователей компьютера. Например, контроль за работой с интернет по серверам или по сайтам. Естественно, такие программы используются на большинстве российских предприятий. Что вполне оправданно и никоим образом не нарушает права сотрудников.
Однако, при контролировании сотрудников руководство должно выполнять ряд правил:
· Уведомлять сотрудников, что их будут контролировать.
· Объяснять необходимость такого контроля.
· Установливать четкие правила того, что будет контролироваться, и определять виды надзора.
· Ограничивать доступ к определенным ресурсам для всех сотрудников независимо от занимаемой должности.
· Четко определять меры наказания за нарушение установленных правил.