Тема: Соотношение институтов и организаций
Ефимов Илья Викторович
Институциональная экономика
Лекция.
Тема: Теория институтов
Институциональная экономика – это наука изучающая институты.
Институциональная экономика — отрасль экономики, которая изучает экономические отношения внутри и между общественными институтами.
Новая институциональная экономическая теория корректирует эти представления, вводя два положения, которые важны для всех прочих построений и рассуждений: положение об ограниченной рациональности человека и положение о его склонности
Институт:- это правила игры в обществе.
- это совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности.
- это коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.
Функции:
1- Регулирование поведения людей, т.о. чтобы они не причиняли ущерба друг другу или тот ущерб компенсировался;
2- Минимизация усилий;
3- Организация процесса передачи информации или обучения;
Существуют мягкие и жесткие институты.
Мягкие – это обычаи, не обязательны к исполнению;
Жесткие – это законы, обязательны к исполнению, необратимость показаний.
Зоны:
1. Обычай совпадает с законом . Общеизвестно, что у цивилизованных народов нет ни одного обычая , согласно которому убийство считалось бы хорошим поступком.
2. Обычай нейтрален по отношению к закону (т.е. он не противоречит закону , он просто охватывает такой круг поведения, о котором закон ничего не говорит). Это относится, скажем, к обычаю гостеприимства. Нет ни одного закона , который бы гласил: если ты попал к кому-то в гости, тебя обязаны напоить, накормить, а ты обязан все это съесть и выпить, иначе смертельно обидишь хозяина. Однако закон и не запрещает этого делать. Пример: торжественная регистрация брака, празднование дня рождения.
3. Обычай не совпадает с законом (т.е. он покрывает сферу деятельности, которую закон не разрешает). Пример: Обычай - умыкание невест. Законом запрещено учинять насилие. Тем не менее, в некоторых местностях без соблюдения данного обычая нельзя жениться (иначе молодые будут опозорены); ст. 105 УК РФ устанавливается ответственность за убийство на почве кровной мести, то есть предусматривается уголовное наказание за соблюдение обычая кровной мести
Лекция.
Задача 1
Ремонт квартиры. Где уменьшить транзакционные издержки? Варианты ответа: 1) сами ремонтируем и все покупаем; 2) нанимаем фирму, но покупаем сами; 3) нанимаем фирму на все.
Решение: Трансакционные издержки - любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур. Трансакционные издержки ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества.
Задача 2
Фабрика продается. 3 покупателя. Кто купит фабрику за 100, 200 или за 300 000$?
Решение: В этих условиях «первоначальное распределение прав собственности совершенно не влияет на структуру производства, так как в конечном счете каждое из прав окажется в руках у собственника, способного предложить за него наивысшую цену на основе наиболее эффективного использования данного права» . Ответ: за 330 тыс $.Транзакционные издержки –возникают, когда индивиды обменивают свои права собственности в условиях неполноты информации либо подтверждают их в тех же условиях.
Классификации транзакционных издержек
Милгрем и Робертс
Мотивационные (они связаны с неполнотой информации и связанные с оппортунизмом ( т.е. с нечестным поведением)) и координационные (делятся на издержки деталей контракта (обследование рынков), издержки определения партнеров, издержки непосредственной координации).
Уильямсон
1)Разовый обмен (покупаем какую-либо вещь один-2 раза в жизни)
2)Повторяющийся обмен (покупаем почти постоянно).
Нортон
1)Издержки поиска– включают в себя цену товара, услуги и собираем всю имеющуюся по ним информацию.
2)Издержки ведения переговоров –тратим время, деньги и т.д.
3)Издержки составления контрактов – несем издержки, когда приглашаем юристов.
Издержки мониторинга
5)Издержки на принуждении –издержки, которые тратим, чтобы решить какие-либо конфликты.
Издержки на защиту прав собственности
Современная классификация
Издержки измерения
2)Информационные издержки –издержки поиска, мониторинга и т.д.
3)Издержки по правам собственности –по защите прав собственности, по принуждению и т.д.
Налоги – специфический вид транзакционных издержек. Взамен налогов от государства мы получаем транзакционные блага (деньги (печать, проверка подлинности денег), то есть о функционировании денежной системы полностью заботится государство, система мер и весов (то есть ГОСТы)), социальные блага (здравоохранение, образование, культура).
Транзакционные издержки – ценность ресурсов, затраченных на осуществление транзакций.
Лекция
Тема: Нелегальная экономика
Нелегальная экономика - это экономика которая осуществляет свою деятельность вне рамках закона.
Причина нелегальной экономики – это высокие трансакционные издержки, если действовать в рамках закона.
Классификация:
1. Неофициальная – это когда мы работаем легально и есть нефиксируемая экономическая деятельность по производству товаров и услуг;
2. Фиктивная - взятничество, мошенничество, спекулятивные сделки
3. Криминальная - прямое нарушение закона
Де Сото выделил 2 типа издержек:
В рамках закона
Цена подчинения закону:
ü Издержки доступа к закону (открытие счета, получение юридического адреса)
ü Издержки продолжения деятельности в рамках закона
Вне закона
Цена в нелегальности
ü Издержки, связанные с уклонением от легальных санкций(двойная бухгалтерия, отсутствие рекламы)
ü Издержки, связанные с трансфертом доходов (отбеливание денег)
Трансферт доходов – это перевод черных денег в деньги с кредитной историей.
ü Издержки, связанные с уклонением от налогов и начислением на заработную плату.
ü Издержки, связанные с отсутствием легально зафиксированных прав собственности.
ü Издержки, связанные с невозможностью использования контрактной системы(нет обязательств, если нет контактов).
ü Издержки, связанные с исключительно двухсторонним контрактом сделки (чем меньше народу знает, тем лучше).
ü Издержки доступа к нелегальным процедурам разрешения конфликта.
Тема: Теория Контрактов.
Экономика состоит из различных людей, обменивающихся между собой принадлежащими им ресурсами.
По теории контактов, все участники экономической жизни считаются изначально свободными (нет никакого принуждения). Все участники экономической жизни преследуют свои собственные интересы.
Контракт – это добровольное соглашение сторон. Любой контракт действителен с момента заключения, пока не доказано обратное. Если обе стороны устраивает контракт, даже если он не законный, то он все равно остается легально-действующим, пока кто-то не докажет обратное.
КОНТРАКТ- двустороннее или многостороннее соглашение, где обговоренные права и обязанности для его участников.
Контракт- Взаимное соглашение двух или нескольких лиц, по которому одно из них или несколько обязываются другим что-либо сделать.
Основные составляющие контракта:
1. Предмет контракта
2. Размер возмещения
3. Правила и процедуры для действия в будущем
4. Ожидаемое поведение
ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРАКТУ
Контракт должен содержать следующие обязательные разделы:
1. Предмет контракта:
- наименование товара (ассортимент, размеры, модели, комплектность - указываются в приложении к контракту);
- страна происхождения товара.
2. Цена и сумма:
- общая сумма контракта и цена за единицу товара в валюте цены;
- базис поставки в соответствии с международными правилами условий поставки товара «ИНКОТЕРМС-2000» (EXW, CPT, CIP, FOB и т.п);
- наименование валюты, в которой оценен товар.
3. Условия платежа:
- наименование валюты, в которой будет производиться платеж;
- сроки платежа и условия рассрочки, если таковая предусмотрена;
- условия и сроки возврата предоплаты в случае недоставки товара;
- обязательный перечень документов, передаваемых Продавцом Покупателю и подтверждающих факт отгрузки, стоимость и номенклатуру отгруженных товаров.
4. Срок поставки:
- дата завершения поставок и (или) график поставок;
- срок действия контракта.
5. Условия приемки товара по качеству и количеству:
- сведения о месте и сроках проведения инспекции качества и количества товара.
6. Форс-мажор:
- условия, при наступлении которых стороны будут освобождаться от ответственности за неисполнение условий, предусмотренных контрактом.
7. Прочие условия и обстоятельства сделки:
- гарантийные обязательства, лицензионные платежи, техническая помощь, сборка, наладка и монтаж оборудования, обучение персонала, информационные и другие услуги.
8. Рассмотрение споров:
- порядок предъявления и рассмотрения претензий, порядок платежей по претензиям, рассмотрение спорных вопросов в арбитражных судах.
9. Санкции:
- за просрочки поставки товара или просрочки в оплате стоимости товара, за поставки товара ненадлежащего качества.
10. Адреса покупателя и продавца:
- юридические и полные почтовые адреса Продавца и Покупателя, контактный телефон, факс, телекс.
11. Подписи сторон:
- подписи лиц, уполномоченных организациями Продавца и Покупателя заключить контракт, заверенные печатью с обязательной расшифровкой их фамилии, имени и отчества и указанием должностей.
В контракте также необходимо указывать место подписания контракта, полные официальные наименования организаций Продавца и Покупателя, полное наименование страны иностранного партнера и страны назначения товара.
Примечание: В случае несоблюдения этих требований возможны задержки при таможенном оформлении.
Полный контракт(идеален) –это такой контракт в котором учтены все условия: возможные и невозможные. Идеальных контрактов не бывает, он только предел мечтаний.
Типы контрактов:
ü Имплицитный (устный) – без каких-либо записей, сумма не очень велика;
ü Отношенческий (реляционный) - объединенные общей целью, когда прописана только цель, а методы ее достижения не прописаны, каждый решает сам как достигать ее;
ü Классический – контракт, в котором прописано наибольшее количество пунктов.
Основные типы контрактов:
· Договор аренды зданий, сооружений и нежилых помещений
· Договор аренды земли, земельного участка
· Договор аренды имущества, оборудования с выкупом и без
· Договор аренды квартиры, жилого помещения
· Договор аренды предприятий
· Договор аренды транспортных средств
· Договор банковского вклада
· Договор банковского счёта
· Договор дарения
· Договор доверительного управления имуществом
· Договор займа
· Договор залога
· Договор комиссии
· Договор коммерческой концессии
· Договор контрактации
· Договор купли-продажи
· Договор лизинга, финансовой аренды
· Договор мены
· Договор на выполнение НИИ и ОКР
· Договор на оказание услуг
· Договор найма жилого помещения
· Договор о совместной деятельности. Договор сотрудничества
· Договор перевозки
· Договор поручения
· Договор поручительства
· Договор поставки
· Договор продажи недвижимости
· Договор проката
· Договор простого товарищества
· Договор ренты
· Договор страхования
· Договор уступки требований. Договор цессии
· Договор финансирования под уступку денежного требования
Лекция.
Поведение исполнителя
Человек -> Труд ->Деньги
2 типа оплаты труда:
· Повременная (делать вид, но не работать; растягивание работы; ничего не делать; уходить пораньше) – за это вас уволят, это гарантированное увольнение, а не методы отлынивания.
Способы отлынивания от работы:
1. Всегда приходите на работу в разное время - Если ваш начальник никогда точно не знает, в какое время вы будете в офисе, ему трудно будет давать вам задания.
2. Работайте дома - Удаленная работа - один из самых легких способов избежать неприятных обязанностей.
3. Старайтесь как можно меньше времени находиться за своим рабочим столом - Если вы работаете в офисе, как можно чаще отлучайтесь в уборную, устраивайте себе перекуры и перерывы на кофе. Заходите в гости к коллегам. Если ваш начальник не сможет вас найти, он не сможет дать вам поручение.
4. Сделайте так, чтобы ваша голосовая почта была переполнена - Это создает впечатление, что вы настолько заняты, что даже не можете найти времени проверить свои сообщения.
5. Демонстрируйте доброжелательное неведение - Вы должны производить такое впечатление, как будто вы очень хотите, но никак не можете выполнить данное вам задание. Тогда ваш босс перепоручит его кому-то еще.
6. Произвольно увеличивайте время на специализированные задания - Если другие не могут делать то, что вы делаете, то они и не знают, сколько на это нужно времени.
7. Пользуйтесь методом прогнозируемого провала - Как можно дружелюбнее и любезнее дайте понять боссу, что, скорее всего, по объективным причинам не справитесь с тем заданием, которое он планирует вам дать.
8. Производите впечатление страшной загруженности -Когда вас кто-то спрашивает, как у вас дела, говорите: «Я так занят, что у меня даже нет времени в туалет сходить».
9. Приписывайте себе чужие заслуги - Этот метод особенно популярен в академическом мире, политических кругах и среди высшего руководства. Приписывайте себе честь за проекты, в которых вы являлись только наблюдателем или участвовали только на этапе их запуска.
10. Освойте технику кибер-безделья - Запрограммируйте свою электронную почту так, чтобы ваши письма отправлялись, когда вы спите - чтобы создавалось впечатление, что вы трудитесь день и ночь. А монитор можно настроить таким образом, чтобы таблица Excel выскакивала при любом нажатии клавиши - чтобы можно было при приближении босса мгновенно скрыть игру в пасьянс или страницу ЖЖ, которую вы на самом деле читаете.
Критерии:Делать не больше того объема который дали
· Сдельная – это качество, экономия на качестве, чтобы сделать быстрее и получить деньги.
Способы борьбы:
ü Увеличение числа показателей- черные списки;
ü Усложнение оценки;
ü Распространение на работников определенной доли прибыли;
ü Промежуточные системы стимулов, доски почета, премии, соревнования.
Основными методами, используемыми на российских предприятиях для контроля над сотрудниками:
Метод 1. Подбор (отсев) кадров - Первым шагом на пути контроля является процедура подбора и проверки кандидатов. Однако, проблема заключается в том, что специалисты по управлению персоналом даже при использовании самых современных методов психологии не в состоянии однозначно ответить на вопрос, будет ли тот или иной сотрудник в дальнейшем использовать свое положение в корыстных целях. Выявить таких людей бывает очень сложно, так как при приеме на работу стандартные проверки обычно не дают результатов. Да и на бывшем месте работы предпочитают расставаться, не афишируя выявленных фактов, боясь повредить репутации компании, или не желая ввязываться в долгие судебные разбирательства.
Метод 2. Видеонаблюдение - Системы видеонаблюдения на предприятиях бывают двух типов: открытые и скрытые. В первом случае работники знают, что за их действиями наблюдают, стараются максимально полно выполнять возложенные на них функции и избегать злоупотреблений. При скрытой системе персонал не подозревает о наличии видеонаблюдения и ведет себя свободно. Но в этом случае начальство сильно рискует. В результате - потеря лояльности даже самых верных работников.
Метод 3. Автоматизированный учет рабочего времени. Существующие сегодня на рынке электронные системы учета и регистрации рабочего времени без труда позволяют вычислить, например, сколько времени из 8 часов рабочего дня конкретный сотрудник потратил на обед, нахождение вне рабочего места, курилке, когда покинул рабочее место.
Метод 4. Прослушивание и запись телефонных разговоров.Современные системы позволяют суммировать время разговоров сотрудников в течение рабочего дня, контролировать время неслужебных международных и междугородних переговоров.
Использование систем помогает избежать:
· Проявления некомпетентности и грубости сотрудников в общении с клиентами
· Утечки конфиденциальной информации о предприятии
· Недобросовестности менеджеров, агентов и других работников при обсуждении с клиентами финансовых вопросов и ведении деловых переговоров
Метод 5. Просмотр электронной почты.Самый сложный вопрос - законность мониторинга электронной корреспонденции персонала. Просмотр служебной корреспонденции не является ущемлением прав гражданина и не может повлечь за собой какой-либо ответственности со стороны руководителя. Однако работник должен быть поставлен в известность о возможном мониторинге.
Метод 6. Контроль работы компьютера. Существует ряд специальных программ, предназначенных для сбора, хранения и анализа статистики работы компьютера. Они осуществляют исчерпывающий контроль над всеми действиями всех пользователей компьютера. Например, контроль за работой с интернет по серверам или по сайтам. Естественно, такие программы используются на большинстве российских предприятий. Что вполне оправданно и никоим образом не нарушает права сотрудников.
Однако, при контролировании сотрудников руководство должно выполнять ряд правил:
· Уведомлять сотрудников, что их будут контролировать.
· Объяснять необходимость такого контроля.
· Установливать четкие правила того, что будет контролироваться, и определять виды надзора.
· Ограничивать доступ к определенным ресурсам для всех сотрудников независимо от занимаемой должности.
· Четко определять меры наказания за нарушение установленных правил.
Лекция.
Алчиан и Демсетц.
Собственнику земли
2. Тому кто построил
3. Никому
Сложные объект – тот, в котором сложно определить, кому принадлежит право собственности.
Разница между общественной и государственной собственностью:
Общественная – используется обществом.
Государственная – используется государством.
Тема: Блага.
Блага- все одинаково и бесплатно при соблюдении определенных условий
Социальные блага - предоставляются государством:
При социальном благе- чем больше благо(в денежном эквиваленте) тем больше условий вам требуется выполнить должны соблюдаться условия.
Общественные блага – распределяются между всеми и не могут быть ограничены в использовании: солнце, воздух. Возобновляемые ресурсы
Трансакционные блага:
Лекция.
2 типа сложных объектов:
1. По видам использования;
· объекты с комплементарным использованием;
Комплементарное использование - это когда мы дозволяем использовать свою собственности или нам все равно что ее используют другие владельцы.
· объекты с конфликтующим использованием;
Конфликтующее использованием - это когда один из владельцев собственности против, чтобы эту собственность использовал другой владелец(использовал определенным образом)
· объекты с разного рода использованием(объекты которые могут быть использованы по различному назначению).
Пример: если помещение где и живут и торгуют и как склад используют
2. По видам организации;
Фирма– это организация, которая приобретает факторы или услуги факторов производства и производит их трансформацию в некоторые торгуемые товары и услуги.
1 этап: собираем факторы производства;
2 этап: трансформация в определенный набор благ;
3 этап: реализация этих благ
· Закрытая форма организации бизнеса:
a) ЧП
Преимущества:
1. нет агентских издержек(не нанимает других людей)
2. может скрывать заработанные деньги
Ограничения:
1. проблема горизонта – если у вас малое предприятие, то вы не сможете превратится в крупное предприятие;
2. проблема диверсификации – из-за небольших накоплений, нельзя вкладывать деньги в несколько проектов;
3. ограничение по зарабатыванию денег (небольшое предприятие).
b) Товарищество – объединение по интересам.
Преимущества:
1. возможность увеличивать масштаб производства, т.к. партнеры сами дают инвестиции.
Ограничения:
1. ответственность за общую собственность
2. проблема «зайцев» - кто-то вложился и не работает, а требует процента на равнее с теми кто работает.
3. преследование своих собственных интересов – зарабатывание за счет других себе денег.
c) Закрытая корпорация – ООО, ЗАО – образуется, когда лидер приглашает своих знакомых вступить в корпорацию.
Признаки:
1. Принцип ограниченной ответственности- члены несут ответственность только в пределах вложенного имущества.
2. Неполное разделение на менеджеров и собственников
3. Отсутствие акций, которые заменены долями
4. Высокие трансакционные издержки в оценке активов
5. В закрытой корпорации доля оценивается самим собственником.
6. Трудно войти, трудно выйти
2. Открытая форма организации.
Признаки:
1. Легко войти, легко выйти.
2. Права собственности (акции) торгуются на специализированном рынке
3. Менеджер и собственник разделены.
4. Легко оцениваются активы.
a) Общество основанное на взаимности – Профсоюз, студенческие объединения.
Преимущество:
1. Создана не для того чтобы зарабатывать деньги, прибыль не является основной деятельностью.
2. Состав активов жестко лимитирован – не у всех принимаются деньги и четко распределены, куда они направлены.
Недостатки:
1. Контроль за менеджером
2. Если вы выходите из общества, то ваши деньги(взносы) не возвращаются
b) Некоммерческие организации -направлены на любую цель кроме получения прибыли. Она может очень хорошо зарабатывать.
Признаки:
1. Создана для достижения определенной цели, которая записана в уставе.
2. Заказчик может быть в лице государства или частных лиц.
3. Заказчик может предоставить или не предоставить денежные средства.
4. Плюсы и минусы в данной организации зависят от конкретной цели.
5. Очень часто интересы общества и государства различны, и это вызывает конфликты. Плюс если нет заказчика то нет денежных средств.
c) Политическая фирма( государственная)– это государственно или муниципальное предприятие которое существует в различных секторах экономики. Деньги получают от государства и весь доход передается государству. Владелец – ГОСУДАРСТВО.
Недостатки:
1. Неконкурентоспособна
Преимущества
1. Поддержка государства.
Тема: Теория государства.
Государство - это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим распоряжениям обязательную силу для населения всей страны.
Государство– это контракт между правителем и подданным.
Феномен возникновения государства:
1. Конкуренция без правил – это сильный захватывает слабого и так образуется государство.
2. Общественный договор - население между собой заключает договор о создании государства.
3. Имплицитный (самоподдерживающееся соглашение) – данный договор поддерживает до те пор пока устраивает все стороны, как только одна из сторон не довольна, контракт расторгается.
Лекция 8
Теория очереди
Цена ожидания – это то, что платит человек, включенный в системы распределения по заниженной цене, который встает в данную очередь, чтобы получить данный товар именно по данной цене.
2 типа очереди:
1. Нет ограниченности блага (обычная цена). Очередь есть метод установления прав собственности на определенный товар посредством опережения и по принципу «Первый пришел – первый получил».
2. Когда получает ограниченное благо по цене ожидания, по заниженной цене или бесплатно.
Льготы и скидки предоставляет только государство.
Место в очереди зависит от цены ожидания, от количества льгот, кот-е у нас есть ( ждем определенный товар по заниженной цене уже в очереди).
Интегральные издержки= Транзакционные + Трансформационные
Теорема Коуза: транзакционные издержки=0, если не стремимся к максимальному доходу.
Доказательство: 3 человека скинулись и купили 3-комнатную квартиру, кухня общая. Один человек сдал комнату за 1000$, второй живет, третий открыл парикмахерскую с доходом 10000$ в месяц, стало слишком много клиентов, следовательно, у 1-го снимает комнату за 1000$, второму снимает двушку за 2000$. Итого в его распоряжении вся трешка с доходом 30000$. Вывод: тот будет владеть помещением, кто максимально эффективно использует его.
Контракты
- совершенные (полные)
- несовершенные (неполные)
Теории контрактов
1.“Will theory”. Согласно will theory, первично желание двух индивидов заключить между собой сделку, их воля выше закона (что очень важно).
2. “Promise theory”. Логика promise theory качественно отлична от логики will theory. Promise theory уже не предполагает, что участники сделки выше закона.
1.Монетарный метод –сколько нал денег в нел. сфере
Нал - деньги в банках - з/п - деньги населения = размер нелегальной экономики
2.Метод баланса доходов и расходов –доходы – расходы. Если расходы превышают доходы, то нелегальная деятельность.
3.Анализ занятости.Все трудоспособное население – все нетрудоспособное население – работающее население – те, кто стоит на бирже труда – пенсионеры, имеющие пенсии > 15000 руб. - нелегальная экономика
4.Метод технологических коэффициентов.Сколько нужно единиц сырья куплю для произв-ва детали, затем смотрим. Сколько было затрачено и сколько произведено. Разница - нелегальная экономика.
Опрос
Остаточный эффект
Бывает положительный и отрицательный.
Пример –сдача 20 копеек, у обоих сначала отрицательный эффект : кассиру надо вернуть, а человеку не отдали.
Остаточное право есть у обоих, а потом (при отказе) – у кассира, а если придет за сдачей – у человека (который придет).
Природа организационной культуры – о том, как выбираем депутата
Встроенные стабилизаторы
Демократия – это свобода. То есть такие институты гарантируют нашу свободу:
1. Частная собственность
2. Политические элиты
3. Бюрократы
Исполняют волю политической элиты, следят за свободами.
4. Группа интересов
Ефимов Илья Викторович
Институциональная экономика
Лекция.
Тема: Теория институтов
Институциональная экономика – это наука изучающая институты.
Институциональная экономика — отрасль экономики, которая изучает экономические отношения внутри и между общественными институтами.
Новая институциональная экономическая теория корректирует эти представления, вводя два положения, которые важны для всех прочих построений и рассуждений: положение об ограниченной рациональности человека и положение о его склонности
Институт:- это правила игры в обществе.
- это совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности.
- это коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.
Функции:
1- Регулирование поведения людей, т.о. чтобы они не причиняли ущерба друг другу или тот ущерб компенсировался;
2- Минимизация усилий;
3- Организация процесса передачи информации или обучения;
Существуют мягкие и жесткие институты.
Мягкие – это обычаи, не обязательны к исполнению;
Жесткие – это законы, обязательны к исполнению, необратимость показаний.
Зоны:
1. Обычай совпадает с законом . Общеизвестно, что у цивилизованных народов нет ни одного обычая , согласно которому убийство считалось бы хорошим поступком.
2. Обычай нейтрален по отношению к закону (т.е. он не противоречит закону , он просто охватывает такой круг поведения, о котором закон ничего не говорит). Это относится, скажем, к обычаю гостеприимства. Нет ни одного закона , который бы гласил: если ты попал к кому-то в гости, тебя обязаны напоить, накормить, а ты обязан все это съесть и выпить, иначе смертельно обидишь хозяина. Однако закон и не запрещает этого делать. Пример: торжественная регистрация брака, празднование дня рождения.
3. Обычай не совпадает с законом (т.е. он покрывает сферу деятельности, которую закон не разрешает). Пример: Обычай - умыкание невест. Законом запрещено учинять насилие. Тем не менее, в некоторых местностях без соблюдения данного обычая нельзя жениться (иначе молодые будут опозорены); ст. 105 УК РФ устанавливается ответственность за убийство на почве кровной мести, то есть предусматривается уголовное наказание за соблюдение обычая кровной мести
Тема: Соотношение институтов и организаций
Форма организации:
1. Община- форма организации, при которой некоторое ограниченное число индивидов объединяется, чтобы достичь общей цели. У общины единая цель, возможности участников приблизительно равны, в общине все равны.(Коммунистическая партия СССР)
2. Ассоциация – объединение людей, которые делегируют в эту организацию часть своих интересов. Легко войти и выйти в ассоциацию, легко перейти в другую ассоциацию.(Футбольная команда)
3. Корпорация – форма организации, в которой человек делегирует все свои интересы (полное подчинение). Основная деятельность – получение прибыли. В корпорации строгая вертикаль власти, за труд получаете денежное вознаграждение.(Колхоз)
Денежное вознаграждение - денежная оплата труда работников в виде заработной платы и премиальных выплат, зависящая от количества и качества труда.
Черты институтов
1.Предсказуемость результатов. Что будет если ограбить банк, что будет если не сдать экзамен.
2.Институты наследуются. С детства происходит обучение институтами, что хорошо/плохо.
3.Система стимулов.
4.Обеспечение свободы и безопасности человека в определенных рамках.
5.Транзакционные затраты. Транзакционные издержки.
В значительной мере трансакционные издержки – это отношения между людьми, а издержки производства – это издержки отношения между людьми и предметами, но это следствие скорее их природы, чем определения»
Принципы институтов экономики:
1.Принцип естественности (это рационализм и эгоизм)
Эгоизм – это достижение только своих мечтаний или желаний;
Рационализм – достижение своих мечтаний самым коротким путем). Все люди рационалисты и эгоисты.
Лидер – человек, которому передается либо часть, либо все полномочия, все ресурсы, а также выполняются все его требования. Все являются лидерами.
Как образуются институты:
Действие – Сбор информации – Конечная цель, к которой стремятся – Образование института – Передача института другим людям.
Т.к. эквивалент материальных ценностей в любом обществе – деньги, то все услуги, товары, нематериальные переживания мы оцениваем этой валютой.
Экономический человек – рационалист и эгоист, который стремится достичь своей цели самым коротким путем. У каждого миллионы целей. Цели людей конфликтуют между собой.
Люди объединяются в группы:
- Для достижения целей;
- Если есть лидер;
- Для промежуточного или более быстрого результата.
Стадное чувство. Все делают и ты тоже.
Лидер. Указывает что делать.
Лекция.