Особенности культурных процессов в XVIII в.

XVIII в. стал для нашего государства временем радикальных изменений не только в экономике, социальных отношениях, политике, но и в культуре России. В этот период произошёл крутой переход от древней России – к новой, от одного типа культуры (религиозной), к другому – светскому типу. Основу такого перехода составили три взаимосвязанных процесса:

1) дальнейшее "обмирщение" (секуляризация) культуры, особенно образования;

2) демократизация и развитие личностного начала в культуре;

3) европеизация культуры.

В XVIII в. традиционное религиознее мировоззрение во всех странах Европы переживает глубокий кризис. Православие окончательно превратилось в государственную идеологию (церковная реформа Петра I). Это стимулировало в обществе поиск новых жизненных ориентиров. Появляется масонство. В 1731 г. в Петербурге была учреждена ложа английского толка, поначалу в нее входили в основном иностранцы. Расцвет российского масонства приходится на конец XVIII в. Масонство привлекало образованное меньшинство идеями нравственного самоусовершенствования, братства, равенства всех людей, возможностью установления новой, не связанной с церковью религией. Однако уже в первой четверти XIX в. оно потеряет значение новой возможной национально-религиозной философии, а главным направлением общественной мысли будет политическое (консервативное и радикальное).

Россия в XVIII в. активно рассматривает, усваивает и перерабатывает то, что предлагает европейская культура.

С начала XVIII в. все более характерной становится открытость культуры, ее связи с европейскими культурами. Славянофилы обвиняли впоследствии Петра I в том, что он, забыв исконные русские традиции, стремился слепо подражать европейцам, насильственно насаждая их обычаи, разрушая патриархальный уклад жизни – залог процветания Русского государства. Безусловно, художественная система Древней Руси была прекрасной, но в ХVII веке она истощилась. На общемировом фоне становилась архаизмом. Прорубая "окно" в Европу, Петр пустил в русскую культуру свежую струю. Без этого был бы невозможен последующий взлет самобытной русской культуры, внесшей значительный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Важно отметить, что при этом, она не потеряла своего культурного своеобразия. В XVIII веке в России появились собственные представители всех видов, жанров искусства. В то же время появляются региональные школы и направления. Так, на Урале сложилась оригинальная школа камнерезов, выходцы из которой имели возможность обучаться в Петербурге, стажироваться в Италии.

Тенденция к демократизации культуры появилась, прежде всего, в заметном расширении круга людей, получивших доступ к достижениям культуры. Большую роль в этом играли петровские реформы в области образования, ликвидировавшие монополию духовенства в просвещении народа. В Москве были основаны Пушкарская, Навигационная, Медицинская школы, в Петербурге учреждены Морская Академия, инженерные и артиллерийские школы. Петр поощрял создание "цифирных" школ для "дворянских" и "подьячих детей", причем первоначально даже существовал запрет на женитьбу молодым людям, не получившим свидетельства об окончании одной из них. При этом петровская школа создавалась как профессиональная, техническая, т.е. главной целью была профессиональная выучка. Только во времена Екатерины П появился новый подход к школе, как к месту, где не только учат, но и воспитывают, чтобы "вкоренить в сердце добронравие". Школа XVIII в. по-прежнему оставалась сословной. Крестьяне, особенно крепостные, в эти школы не приминались. И, тем не менее, создание целой сети духовных и светских школ стало огромным шагом вперед в истории российского образования.

Характерной чертой всего XVIII века являлся растущий интерес к научным знаниям. В Россию проникли западные просветительские идеи, которые утверждали, что наука является средством господства над природой.

В целом в науке приоритетное развитие получили те ее отрасли, результаты которых можно было непосредственно применить на практике, например, прикладная математика и механика. Возникали первые научно-технические лаборатории, астрономические обсерватории. В 1724 г. Петр I подписал Указ об основании Академии наук, которая открылась уже после его смерти.

К середине XVIII в. потребности развития страны диктовали необходимость дальнейшего роста науки и образования. В 1755 г. в Москве был открыт первый в России университет. Огромная заслуга в этом принадлежит основателю отечественной науки, крупному государственному деятелю, поэту, художнику, первому русскому академику – М.В. Ломоносову (1711 – 1765).

В петровское время появилось много других новых явлений в культуре России: первая газета (1702 г. "Ведомости"), первая государственная библиотека (1714 г.), первый музей (1714, Кунсткамера), с января 1700 г. введено новое летоисчисление и т.д.

Как известно Петр I со свойственной ему решительностью и настойчивостью пытался привить своим подданным западно-европейский образ жизни, бесцеремонно вторгаясь в их повседневный быт.

На протяжении всего XVIII в. шла европеизация русского быта. По выражению историка Н.Я. Данилевского Россию поразила болезнь, название которой "европейничанье". Но "болезнь" эта коснулась главным образом дворянства, которое все больше обособлялось от остального народа. Окраинная деревенская Россия продолжала жить художественным наследием старины, традиции не погибли, а только ушли вглубь.

Таким образом, культурный облик России XVIII в. складывался из многих пластов, и только верхние петербургские пласты основательно оторвались от прошлого. Преобразования почти не затрагивали низшие слои общества, но это не умаляет их общенациональной значимости – они способствовали расцвету культуры и вывели Россию на путь ускоренного культурного развития.

Наши рекомендации