Компьютерное и мультимедийное оборудование

В ходе учебного процесса для чтения лекций используются стационарные мультимедиа проекторы, установленные в поточных аудиториях, персональные компьютеры преподавателей для демонстрации презентаций.

Для проведения самостоятельной работы студентов с электронными источниками, электронными базами данных и т.п. для подготовки рефератов, аннотаций и т.д. используются компьютерные классы факультета.

Электронная библиотека по курсу «История»

1. Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в. (мультимедиа) (CD-ROM). М., «Кирилл и Мефодий», 2006.

2. Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия XIX – ХХ вв. (мультимедиа) (CD-ROM). М., «Кирилл и Мефодий», 2006.

3. История России ХХ век (мультимедиа) (Антонова Т.С. и др.) (DVD-ROM). М., «Клио Софт», 2005.

4. История Отечества 882-1917 (мультимедиа) (2 CD-ROMа). М., «Статпро», 2001.

5. Энциклопедия истории России 862-1917 (мультимедиа) (CD-ROM). М., «Коминфо», 2002.

6. Татищев Василий Никитич. История Российская (мультимедиа) (CD-ROM). М., «ИДДК», 2005.

7. Карамзин Николай Михайлович. Полное собрание сочинений (CD-ROM). М., «ИДДК», 2000.

8. Соловьев Сергей Михайлович. Полное собрание сочинений (CD-ROM). М., «ИДДК», 2000.

9. Ключевский Василий Осипович. Полное собрание сочинений (CD-ROM). М., «ИДДК», 2000.

Интернет-ресурсы по всему курсу «Отечественная история»

www.history.ru

www.hrono.ru

www.globalaffairs.ru

Поиск по электронным библиотекам. http://www.eboogle.ru

Библиотека Гумер. http://www.gumer.info

Библиотека Ихтика. http://ihtik.lib.ru

Библиотека по культурологии. http://www.countries.ru/library.htm

Библиотека исторического факультета МГУ. http://www.hist.msu.ru/ER/

Библиотека Русского гуманитарного Интернет-университета.
http://www.i-u.ru/biblio

http://www.patriotica.ru

http://www.history.ru

http://www.hrono.ru

Древняя Русь

- www.hronos.km.ru – библиотека (Лев Диакон, Константин Багрянородный и др.)

- www.oldru.narod.ru – библиотека и карты

- www.idrisi.narod.ru – труды Масуди

- www.old-rus.narod.ru – Повесть Временных Лет, культура, быт и др.

- www.asgard.tgorod.ru – Сага об Эймунде

- www.msu.ru – Русская Правда, Ибн Фадлан

- www.arc.novgorod.ru – археология берестяных грамот Новгорода

- www.gramoty.ru – берестяные грамоты

- www.lrc-lib.ru – рукописные книги; Лаврентьевская, Ипатьевская, Новгородская летописи; берестяные грамоты

- www.hronos.km.ru – «Русская правда» - краткая и пространная

- www.oldru.narod.ru – исторические карты

Раздробленность

- www.gumilevica.kulichki.net – работы Л.Н.Гумилёва «Русь и Великая степь», карты, теории

- www.hronos.km.ru – Стояние на Угре

- www.hist.msu.ru – Духовные грамоты Великих князей Московских

- www.his95.narod.ru/doc01.htm - Летопись о нашествии Батыя, Симеоновская летопись о Невском и Ледовом побоище, Легенды о Чингисхане

- www.fatus.chat.ru/skaz.html - Сказание о Мамаевом побоище

- www.archi.ru – памятники архитектуры

Империя

- www.rulex.ru/01160320.htm - личность Петра I

- www.hrono.ru/biograf/petr1.html - статьи о Петре I, загадки его смерти, Екатерина I

- www.navy.ru - флот

- www.rules.narod.ru/petr/petr.htm - коротко о всей жизни

- www.muzeum.ru/muzeum/1812 - сайт проекта 1812 год

- www.borodino.ru – ландшафтная характеристика местности

- www.peoples.ru/state/king/russia/alexandr_1 - статья о личности Александра I

- www.hronos.km.ru – отношение А.Пушкина к Александру I, душевная болезнь императора

- www.rulex.ru – статья про личность Александра I

- www.hist.msu.ru – М.М. Сперанский Введение к уложению государственных законов; Манифест об образовании Государственного совета 1810 г.; Манифест «Об общем учреждении Министерств» 1811 г.; Указ о вольных хлебопашцах 1803 г.

Спецтализированные электронные библиотеки

Военная литература. http://militera.lib.ru.

Gumilevica. http://gumilevica.kulichki.net. На сайте располагается собрание сочинений Л. Н. Гумилева, а также обширная коллекция карт по истории.

Библиотека проекта «1812 ГОД». http://www.museum.ru/museum/1812/Library. Полная библиотека об Отечественной войне 1812 года: историческая литература, мемуары, поэзия.

Народы и религии мира – энциклопедия. http://www.cbook.ru/peoples. Содержит по 2 тыс. статей и иллюстраций, включая коллекцию интернет-ссылок.

Учебники по истории России

Арсланов Р.А., Мосейкина М.Н. История Отечества: курс лекций. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1249

Арсланов Р.А., Мосейкина М.Н., Керов В.В., Ершова О.П., Джангирян В.Г. История России: курс лекций. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/19932

Волошина В.Ю, Быкова А.Г. Советский период российской истории (1917 - 1993 гг.) http://aleho.narod.ru/book2/index.htm

Воронихин А.В., Степанов Ю.Г. Россия в контексте всемирной истории: процессы, события, люди: Учеб.-метод. пособие для студентов негуманит. фак. / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2002. http://www.auditorium.ru/p/showindex.php?ShowIndex=123

Мосейкина М.Н. История общественно-политических партий и движений в России: курс лекций http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1222

Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Rat/index.php

Словари, энциклопедии

История Отечества с древнейших времен до наших дней: энциклопедический словарь. http://www.rubricon.com/io_1.asp

Ссылки на интернет-ресурсы по теме "История России. XX век"

Великая Отечественная. Исторический портал. http://gpw.tellur.ru

Военная литература. http://militera.lib.ru.

И.В. Сталин. Сочинения. http://orel.rsl.ru/nettext/russian/stalin/3198/com/ill/parliament/7345/stalin/

Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 2 т. М.: Олма-Пресс, 2002. http://militera.lib.ru/memo/russian/zhukov1/index.html

Земсков В. Н. Репатриация советских граждан и их дальнейшая судьба (1944-1956 гг.) // Социологические исследования. http://www.pseudology.org/Pobeda/Repatriacia1944_1956.htm

Наша Победа. День за днем. http://www.9may.ru Полные тексты сводок Совинформбюро, свидетельства участников войны, фронтовые фотографии, плакаты и, даже, песни военных лет. Отдельный раздел этого проекта посвящен материалам прессы.

Рокоссовский К. К. Солдатский долг. М.: Воениздат, 1988. http://militera.lib.ru/memo/russian/rokossovsky/index.html

Раритеты фотохроники СССР, Великая отечественная война. http://www.borodulincollection.com/war

Плакаты.Ру http://www.plakaty.ru Данный сайт представляет собой самое большое собрание русских плакатов в Интернете. Сейчас их почти 2000.

Соколов Б.В. Правда о Великой Отечественной войне (Сборник статей). — СПб.: Алетейя, 1989. http://militera.lib.ru/research/sokolov1/index.html

Старые газеты. http://oldgazette.narod.ru/about.html Коллекция старых газет - около 2000.

11.3. Методические рекомендации преподавателю

1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- логичность, четкость и ясность в изложении материала;

- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

- тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

- формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

- определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

- выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

- подбор литературы для преподавателя и студентов;

- при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

- составление плана семинара из 3-4 вопросов;

- предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

- предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллютени, статистические данные и др.);

- создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

- полнота и конкретность ответа;

- последовательность и логика изложения;

- связь теоретических положений с практикой;

- обоснованность и доказательность излагаемых положений;

- наличие качественных и количественных показателей;

- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

- уровень культуры речи;

- использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

- качество подготовки;

- степень усвоения знаний;

- активность;

- положительные стороны в работе студентов;

- ценные и конструктивные предложения;

- недостатки в работе студентов;

- -задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность –главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

11.4. Методические указания студентам

Изучение курса «Истории» предполагает систематическую самостоятельную работу студентов по использованию учебной и учебно-методической литературы, исторических источников и современных информационных технологий. Студент должен выработать навыки конспектирования лекций и исторических источников в своей рабочей тетради по отечественной истории; вести глоссарий (словарь непонятных слов и выражений по тематике дисциплины с их толкованием).

Самостоятельная работа студентов, предусматривает более глубокое изучение и усвоение материала курса, формирование навыков исследовательской работы путем:

- конспектирования первоисточников и другой учебной и научной литературы;

- проработки учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовки докладов на семинарах и практических занятиях, участия в тематических дискуссиях;

- поиска и обзора научных публикаций и электронных источников информации, подготовки заключения по обзору;

- выполнения контрольных работ, творческих (проектных) заданий;

- написания рефератов (эссе);

- работы с тестами и вопросами для самопроверки;

- участия в студенческих научных конференциях.

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
-исторические личности - работа со словарями, справочниками, энциклопедиями  
-войны, реформы, революции - изучение исторических источников
-место и роль России среди других стран - подготовка докладов, рефератов, контрольных

Самостоятельная работа студента должна носить систематический характер. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (на зачете и экзамене). Промежуточный контроль знаний преподавателем может осуществляться проведением тестирования, экспресс-опросов на семинарских и практических занятиях, заслушиванием докладов, проверкой письменных работ и т.д.

П. Требования преподавателя к работе студентов при

Наши рекомендации