Раздел V. Становление новой российской государственности
В конце ХХ – начале ХХI вв.
Тема 13. Реформирование российского общества в 1993 –2010 годах.
Цели: формирование компоненты ЗН/Пр-13:
- знать закон преемственности в историческом развитии;
Становление новой российской государственности (1993 – 1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Начало рыночных преобразований. Эволюция российской государственности (1993 – 2010 гг.). Борьба с международным терроризмом. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2008. С.468-501.
Содержание самостоятельной работы студента
Теоретический блок
Цели: формирование компоненты НВ/Пр-13:
- иметь научное представление об основных понятиях
Провести поиск электронных ресурсов в сети интернет по темам в соответствии с последней цифрой своей зачетной книжки.
1. Борьба за власть в 80-90-е гг.
2. Экономические реформы и преобразования
3. Межнациональные отношения и конфликты
4. Внешнеполитическая деятельность
5. Реформирование системы государственного управления
Практический блок
Цели: формирование компоненты НВ/Пр-13:
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по закономерности глобализации процессов;
Студент выполняет один из вариантов предложенных заданий в соответствии с последней цифрой номера своей зачетной книжки (1-й и 6-й – 1 вариант; 2-й и 7-й – 2 вариант; 3-й и 8-й – 3 вариант; 4-й и 9-й – 4 вариант; 5-й и 0-й – 5 вариант.
Составить аннотацию по материалам сайтов, в которой отразить:
1. Создатели сайта
2. Что отражается на сайте
3. Что привлекает внимание в материалах сайта
4. Действующие лица (политики, ученые, общественные деятели, люди)
за выполнение задания студент получает от 0 до 5 баллов
Задания для самостоятельной работы студентов
Тематика контрольных работ/рефератов и методические
Указания по их выполнению
1. Восточные славяне VI – VIII вв.
2. Возникновение государственности на Руси.
3. Социально-экономическое развитие Киевской Руси.
4. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.
5. Принятие христианства и его значение в истории Руси.
6. Культура Киевской Руси.
7. Децентрализация Киевской Руси: причины и последствия.
8. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
9. Борьба народов Руси периода феодальной раздробленности за национальную независимость.
10. Россия и средневековые государства Европы и Азии.
11. Средневековый город Киевской Руси и Западной Европы.
12. Феодальные отношения в Западной Европе. Особенности феодализма в России.
13. Специфика формирования единого российского государства. Объединение русских земель вокруг Москвы.
14. Политика централизации при Иване III и Василии III.
15. Средства и методы политики централизации московских князей.
16. Русская колонизация. Формирование этнически и социально неоднородного общества.
17. Россия в эпоху Ивана Грозного.
18. Экономическое, политическое и социальное развитие России в XVI в.
19. Причины и последствия «Смуты» в России.
20. Политическое и экономическое развитие России в период царствования Алексея Михайловича Романова.
21. Реформы Петра I.
22. Петр 1 и царевич Алексей – поиск альтернатив развития.
23. Эпоха дворцовых переворотов.
24. Абсолютизм в Западной Европе и в России.
25. Просвещенный абсолютизм в России при Екатерине II.
26. Российские просветители 18 века и их идеи общественного развития.
27. Россия в воспоминаниях иностранцев.(Автор по выбору)
28. Нравы, быт и культура средневековой Руси.
29. Нравы, быт и культура Петровской эпохи.
30. Отечественная война 1812 г.
31. Декабристское движение: идеи, деятельность, последствия.
32. Россия после Крымской войны.
33. Реформы 60 – 70-х гг. XIX века и их значение для развития страны.
34. Реформаторы России Х1Х века: проекты, планы, их реализация.
35. Становление индустриального общества в России: общее и особенное.
36. Общественная мысль и общественное движение России XIX в.
37. Утопический социализм в России.
38. Народническое движение и его эволюция.
39. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.
40. Предпринимательство и меценатство в России и в Прикамье в Х1Х – ХХ вв.
41. Конституционно-демократическая (кадетская) партия в России и ее судьба.
42. Крестьянская партия социалистов-революционеров, ее путь и судьба.
43. Социал-демократическое движение в России: большевики и меньшевики.
46. Общие и особенные черты программных установок основных политических партий России.
47. Особенности развития капитализма в России на рубеже XIX – XX веков.
49. Революция 1905 – 1907 гг. в России: причины, этапы, значение.
50. Опыт Российского парламентаризма в 1905 – 1917 гг.
51. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века.
52. Реформы С.Ю. Витте.
53. Реформы П.А. Столыпина. Основные направления аграрной реформы.
54. Уроки реформ начала XX века и современность.
55. Россия в Первой мировой войне.
56. Развитие России от февраля к октябрю 1917 г.
57. Была ли альтернатива Октябрьской революции?
58. Военно-политические союзы России Х1Х – начала ХХ века.
59. Гражданская война и интервенция: их результаты и последствия.
60. Новая экономическая политика: цели, основные меры и значение.
61. Историческая реальность 20 – 30 гг. с позиций современной исторической науки и публицистики.
62. Централизация и бюрократизация управления в СССР в 20 – 30-х гг. ХХ века.
63. Развитие страны в 30-е годы.
64. Усиление режима личной власти Сталина. Массовые репрессии 30-х годов.
65. Политическая система в СССР в 30-е годы. Сопротивление сталинизму.
66. Исторические портреты выдающихся ученых 20 – 30-х годов ХХ в. (по выбору).
67. Союзники и противники в двух мировых войнах.
68. Правда и вымысел о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
69. Великая Отечественная война: триумф и трагедия.
70. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны.
71. Великая Отечественная война. Основные этапы, итоги и уроки.
72. Крупнейшие военные операции Великой Отечественной войны.
73. Урал в годы Великой Отечественной войны.
74. Послевоенное устройство мира: холодная война или равновесие сил?
75. СССР в 1945 – 1950 годы.
76. Внешняя политика СССР в послевоенные годы.
78. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в середине 50-х – середине 60-х годов.
79. Культурная жизнь СССР в 50 – 60 годы.
80. Хрущевская «оттепель» и начало процесса десталинизации.
81. «Шестидесятники» – социокультурный феномен 60-х гг. Х1Х в. и 60-х гг. ХХ в.
82. Нарастание кризисных явлений в экономической и социальной сфере в СССР в 70-е – начале 80-х годов.
83. Изменение политического строя в России и либеральная концепция российских реформ (90-е годы ХХ в.).
84. Перестройка в СССР. Реформирование экономики и политической системы.
85. Распад СССР. Создание содружества независимых государств.
86. Становление новой российской государственности (1993 – 1999 гг.).
87. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.
88. Место России в современном мире.
89. Социальная структура современной России: формирование новых классов и социальных групп.
90. Наука, культура, образование в рыночных условиях.
91. Выдающиеся ученые и мыслители ХХ века (по выбору студентов)
92. Современная Россия в системе мировой экономики и международных связей.
Требования к выполнению эссе/реферата:
Работа выполняется на компьютере. В ней должно быть раскрыто основное содержание темы. Объем контрольной работы – 10 - 12 стр. печатного текста. (Шрифт 14. Интервал 1,5). Примерный план работы. Работа должна содержать: план, краткое введение, основную часть, выводы и список использованных источников и литературы. Во введении необходимо обосновать выбор автором темы и определить ее актуальность. В основной части дать описание исторических процессов, проанализировать факторы, их вызвавшие, рассмотреть последствия и т.д. В заключении сделать выводы, показать современную оценку рассмотренных событий, содержащуюся в историографии.
2. Аннотация УМК по дисциплине
6.1. Аннотация (на русском языке)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» составлен для студентов химического факультета Пермского государственного университета, обучающихся по направлению 050708 «Педагогика и методика начального образования»
При составлении УМК использовались рекомендации УМУ ПГПУ
6.2 Аннотация (на английском языке)
The uchebno-methodical complex on discipline "History" is made for students of faculty pedagogy and methodology of primary education of the Perm state pedagogy university, 050708 trained in a direction».
At drawing up UMC recommendations to UMM PSPU were used.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
7.1. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
В результате изучения дисциплины у студента формируются следующие общекультурные компетенции (их части) (ОК):
способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-1);
знать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач и способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-3);
понимать и соблюдать базовые ценности культуры, обладает гражданственностью и гуманизмом (ОК-4);
уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-5);
уметь работать с компьютером на уровне пользователя и способность применять навыки работы с компьютерами как в социальной сфере, так и в области познавательной и профессиональной деятельности (ОК-7);
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-9);
способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-10);
владеть развитой письменной и устной коммуникацией, включая иноязычную культуру (ОК-11);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Иметь научное представление об основных этапах в истории развития Российского государства; о социально-экономических и политических процессах в истории и современности и о месте естественных наук в жизни общества.
Знатьосновные события отечественной истории, даты и имена исторических деятелей и их роль в развитии общества.
Уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.
Уметь работать с историческими источниками и общественно-политической литературой; отделять научное знание от лженаучного и противостоять лженаучному знанию.
Приобрести навыкпубличных выступлений и склонность к аналитической работе; поиска профессиональной информации, реферирования и аннотирования текстов профессиональной направленности, оформление своих мыслей в виде монологического и диалогического высказывания профессионального характера;
Владеть научной методологией; обладать знаниями базовой терминологической лексики, базовых лексико-грамматических конструкций и форм; показать понимание прочитанного и прослушанного материала;
Иметь опыт работы с исторической и общественно-политической литературой
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА