Вопрос материализм античной философии. 3 страница
14 ВОПРОС СОЦ-ЭКОН. И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ТЕОР. ИСТОЧНИКИ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛ. Маркс.Фил.-преемница предшествующих ей концепций и одновременно знаменовала собой существенное приращение нового знания, значительный прорыв в развитии евр. и мировой культуры.
Возникн. диалектико-материал.фил.-сложный, противоречивый процесс, в котором научность переплеталась с элементами романтизма и утопизма. 40-90 годы XIXв.Под историч. условиями возникновения маркс.фил. принято понимать совокупность соц-эконом., полит. и естественно-научных факторов европейскойцив. середины XIX века.Соц-экон. предпосылки формир. диалект-матер. воззрений выраж. в ускоренном развитии капит. отношений, стали обнажаться противореч. между трудом и капиталом. - следовали кризисы перепроизводства, которые сопровождались сокращением производства, безработицей, резким ухудшением соц.полож. наемных рабочих. В рамках существовавшей в то время философско-социологической теории дать правильное объяснение всему этому было невозможно. Требовался новый методологич. подход к анализу происходящих процессов в обществе и соответствующие им научные обобщения и выводы.Политическое положение в таких странах, как Франция, Англия, Германия отличалось сложностью и противоречивостью. Формировался новый субъект исторического процесса - пролетариат, который не принимался в расчет прежними теоретиками конца XVIII - первой половины XIX века. В 30-40-е годы XIX века он открыто заявил о своих экономических, социальных, политических правах. Классовая борьба пролетариата с буржуазией приняла острый характер.Эволюция капит. способа производства требовала филос., социолог.и политической теории общественного развития, способных не только дать адекватную оценку, но и предложить альтернативу существующему строю. Мирные способы разрешения антогонистических противоречий казались утопией. Общество нуждалось в новой филос. и социологии, которые охватывали бы общество и природу, общество и человека, выявляли бы основные социологические противоречия и предлагали действенные способы их разрешения.
К середине XIX века наука достигла такого уровня развития, когда появилась реальная возможность теор-го обоснования принципов материал.диалектики. В этот период получили развитие такие науки, как физиология, эмбриология, геология, ряд открытий, свидетельствовавших о диалект.характере процессов природы: открытие немецким биологом Т. Шванном и М. Шлейденом клеточного строения животных и растительных организмов, обоснование немецкими учеными Р. Майером и Г.Гельмгольцем и английским физиком Дж. Джоулем закона сохранения и превращения энергии, разработка Ч. Дарвином эволюционной теории.К опосредованным теор. источникам маркс.фил. относятся учения древнегр. мыслителей, идей эпохи Возрождения и Просвещения, а к непосредственным - философские и социологические взгляды немецких мыслителей: Г. Лессинга, И. Гердера, Ф. Шиллера, И. Гете, Г. Гейне и других. Особую роль при этом сыграла и классическая философия в лице таких ее представителей, как И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах.
15 ВОПРОС СОВРЕМЕННЫЕ НЕМАРС. УЧЕНИЯ (НЕОТОМИЗМ , НЕОПОЗИТИВИЗМ)Среди школ совр.фил. особое место занимает экзистенциализм. Экзистенциализм— это фил. существования, причем под существованием понимается внутр. бытие чел., его переживания, его страсти и настроения и т.ддатск.фил. Кьеркегор+ фил.жизни. Само же их зарожд. произошло в Рос. после поражения револ. 1905- 07 г. Бердяевпримкнул в дальнейшем к религ.экзистенциализму.(Шестов). После I мир.войны экзистенц. получил развитие в Германии. (представители: К. Ясперс, М. Хайдеггер)- два основных направления: 1)атеистическое(М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр) 2)религиозное (Ясперс, Бердяев, Шестов).Экзист.провозглашает активность человека, его свободу. Особое место в экзистенц. занимает проблема поиска смысла жизни, постижения ее сущности, которая раскрывается только после наступления смерти. Другая совр. школа фил. — неотомизм. Его истоки восходят к воззрениям средневек.фил. Ф. Аквинского, фил.его в 1879 г. была провозглаш. офиц.фил. доктриной Ватикана и католицизма. Десятилетия спустя был создан высший институт философии. По сей день явл. международным центром неотомизма. Предст. неотомизма — Жан Маритен, Жильсон, Стеенберген и др. Неотомизм усматривает главную цель в фил. обосновании христ.вероучения. «Фил. - служанка богословия». –высш.реальнось в неотомизме - чистое бытие как духовное, божественное первоначало. Тяготея к объект.идеализму, неотомизм характеризует материю как нечто чисто пассивное, лишенное всякой определенности без богодухновенных матер. форм.Позитивизм (от лат «положительный») Современный позитивизм приобрел форму неопозитивизма. Неопозитивизм и постпозитивизм, нач. XX в. Б. Рассел и Венский кружок. Позитивизм претендовал на роль фил.науки. Неопозитивизм -«Философию за борт!». Наука трактовалась на всех этапах позитивизмом таким образом, что она имеет дело только с явлениями, опытом, ощущениями и не может выходить за их пределы, в непознаваемую сущность вещей. Неопозит.исходит из той позиции, что главная задача фил. — деят., состоящая в лог. анализе языка науки и в его очищении от всякой метафизики.– исслед. важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получ. истин. знания: проблема соотношения чувственного и рационального в познании; проблемы факта; проблемы веры; проблемы познания и творчества; проблемы логики познания; проблемы логики роста знаний и др.
16 ВОПРОС БЫТИЕ Один из центральных разделов фил.изуч. пробл. бытияназыв. онтологией,а сама проблема бытия — одна из главных в фил. Древнеинд., древнекит., ант. фил.-пытались понять сущность бытия, затем фил. расширяя предмет ,включила в себя гносеологию ,логику, иные фил. проблемы.Содержаниефил.категории "бытие": 1) окруж. мир, предметы, явл. реально существуют; 2) окруж. мир развив. имеет внутр. причину, источник движения в самом себе; 3) материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции— самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.Бытие- это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.Осн. формы бытия:1)материальное бытие — существ.матер. (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;2)идеальное бытие — существ. идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;3)челов.бытие– существ.чел. как единства матер. и духовного (идеальн.)бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;4) соц.бытие, - бытие чел. в обществе и бытие (жизнь, существ., развитие) самого общества. также выделяются: - ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; - феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.Небытие — полное отсутствие чего-либо, абс. ничто.Небытие— состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, гос.а, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.По способу существования: 1)мир физич. состояний (материальный, природный)-существует независимо от сознания и воли людей - т.е. объективно. 2) мир психических состояний (сознание, духовность...)- носит субъект.характер (его носитель - субъект).
17 ВОПРОС ПОНЯТИЕ МАТЕРИИ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА О СТРУКТУРЕ МАТЕРИИ (от лат. materia - вещество) фил.категория для обозначения объект. реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).Материя явл. обобщением понятия материального (и идеального, в силу их относительности).термин «реальность» - гносеологический оттенок, «материя» - онтологический оттенок.Понятие материи одно из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.
Атрибуты материи, всеобщие формы её бытия-пространство и время, не существ. вне материи.
Вpемя и пpстpанствообладают общими свойствами: 1) объективность и независимость от сознания человека; 2) их абсолютность как атpибутовматеpии; 3)неpазpывная связь дpуг с дpугом и движением; 4) единство пpеpывного и непpеpывного в их стpуктуpе; 5)зависимость от пpоцессовpазвития и стpуктуpных изменений вматеpиальных системах; 6) колич. и качеств.бесконечность.Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.Универсальные свойства материи: 1) несотворимость и неуничтожимость
2) вечность существования во времени и бесконечность в пространстве 3) материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие 4) детерминированность всех явлений 5) причинность - зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий 6) отражение - проявляющется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышленияУниверсальные законы существования и развития материи:
1) Закон единства и борьбы противоположностей 2) Закон перехода количественных изменений в качественные 3) закон причинностиФормы движения материи - основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В совр. науке существ.3 основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:
в неорганической природе, пространственное перемещение; движение элементарных частиц и полей - электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.; движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции; изменения в структуре макроскопических тел - тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и др.; геологические процессы; изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;
в живой природе, обмен веществ,саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других эко-системах; взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
надорганиэменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;
в обществе, многообразные проявления сознательной деятельности людей; все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие матер.взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.
18 ВОПРОС ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИАЛИЗМА ПОНЯТИЕ МЕХАНИЦИЗМА Движение- неотъемлемое свойство материи. Выделяются: механическое;
Физич.; химич.; биологич.; соц.Движение материи:1)возникает из самой материи
(из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);2)всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов — работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся хим. элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество…. 3)постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения). Движение может быть:1) колич-м - перенос материи и энергии впространстве;2) качественным — изменение самой материи, перестройка внутр. структуры и возникн. новых материальных объектов и их новых качеств.
Колич.движение(самоизменение материи) делится на: Динамическое движение - изменение содержания в рамках старой формы, "раскрытие потенциала" прежних материальных форм.Популяционное движение — кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к др. -изменение может происходить -эволюционно и скачкообразно.Существуют различные подходы к понятию движения.Материализм: движение – это изменение вообще; способ существования материи.Субъективный идеализм: движение осуществляется в ощущениях, в мыслях, в сознании.Объективный : "движение – то рост, изменение, уничтожение, возникновение,
прохождение, гибель и т.д.Формы движ. материи. (на основе классификации наук): механич. – пространственное перемещение тел; физич. – перемещ. атомов, молекул; химич. – различные хим. реакции; биолог. – обмен веществ; соц. – общество (мышление, сознание). Движение и развитие неотделимы от предметов, явлений природы.-нет ничего неизменного, всё находится в состоянии изменения.Механицизм- способ объяснения движенияи взаимодействия изучаемых объектов, исходя из механических закономерностей. -проявлялся в нескольких формах. –1)рассмотрение движ. как внешн. по отнош. субстанции, (носитель движения).изучаемые, познав. объекты могут находиться и могут и не находиться в движ. (Зарожд. в ант.фил. (Демокрит, элеаты)) Фил. Нов.Вр.расчленение знаний о субстанции (материи) и движении в различных областях науки, допущением существ.особых видов "невесомой" материи (теплорода, светорода, электр. и магнитных флюидов) и особых природн. сил соединения их с изучаемыми изменениями тел .Форма М. в науке и фил. была преодолена, когда было раскрыто, что многообразные природные силы и формы энергии суть проявления одного и того же единого сохраняющегося движения, суть его различных видов (закон сохранения и превращения энергии). 2) ист. форма М. –употребл. понятия движ.в одном узком смысле: как пространственного перемещения тел (механическое движение).Однако тогда, когда в фил.были выдвинуты утверждения о движении как атрибуте и способе существования материи (Толанд, Гольбах, Дидро), - движение как перемещение, а не как изменение и взаимодействие вообще. 3) ист. форма М., которая существует и в настоящее время, связана с крайностями применения метода редукции более сложных форм движения к более простым, когда игнорируется многоуровневость внутренне противоречивой природы движения и качественное своеобразие законов каждого уровня, не сводимое к законам других уровней движения. Для М. в целом как мировоззренческой установки характерно сведение сложного к простому, целого к сумме частей, отрицание качественно своеобразных законов у объектов с различным типом системной организации.Механицизм- форма согласно которому высшие формы организации (например, биол. и соц.) могут быть сведены к низшим (например, физ. или хим.) и полностью объяснены только закономерностями последних (например, соц-дарвинизм).
19 ВОПРОС ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ Пространство-категория для обозначения протяженности и структурности всех материальных объектов.Время -категория для обозначения длительности существ. и последоват. смены состояний всех матер. объектов.Объективность пространства и времени.Матер.фил. всегда решала проблему бытия материи, т.е. объективной реальности- они также должны иметь объект.характер. -представлены в нашем мышлении субъект. категориями (общими понятиями). Но нельзя признать простр. и врем.Субъек. образованиями. «Земля», к примеру — это тоже понятие, но ведь мы уверены, что ему соответствует некий реальный физич. объект.- парадоксальность многих свойств пространства и времени. Так, еще Авг. Блаженный в V в. подметил странную особенность времени: прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее не имеет длительности (ведь любой, сколь угодно малый временной интервал также можно разделить на прошлое и будущее), и, значит, его тоже нет, как времени. - время не обладает реальностью, а коренится лишь в глубинах нашей души. Агностик Д. Юм -простр. и время -последовательность и сопряженность наших восприятий. И. Кант, простр. и время -априорны, т.е. внеопытные категории нашего рассудка. Если все знание основано на чувственном опыте, вопрошал И. Кант, то каким из органов чувств мы воспринимаем время? Можно ли его увидеть, услышать, потрогать и т.д.? Поскольку ответ на такой вопрос будет непременно отрицательным, следует признать, что в опыте пространство и время не даны и, значит, реальности за пределами субъекта познания не принадлежат. - чел.опыт не может дать док-в всеобщности и необходимости простр. и времени.
- в опыте мы действительно имеем дело с отдельными конечными вещами, а не со всеобщностью или бесконечностью. Но диалектический метод подсказывает нам, что всякая отдельная вещь есть противоречивое единство общего и единичного. Значит, наряду с уникальными, неповторимыми свойствами и характеристиками в ней обязательно содержатся и такие, которые будут повторяться в других вещах, т.е. нечто общее. - в нашем ограниченном опыте априори присутствуют некоторые моменты, общие с реальностью за пределами опыта. Так что в принципе ограниченность опыта не закрывает наглухо дорогу к познанию всеобщего и необходимого.- нельзя увидеть или потрогать ни материю, ни движение, ни другие им подобные абстракции, отвлеченные от чувств. воспринимаемых вещей. Можно ли увидеть в лесу дерево? Принципиально нет! Увидеть можно конкретную березу, елку, дуб и т.д., но дерево как таковое, дерево вообще увидеть нельзя. Ибо это всего лишь понятие, в котором от массы объектов отвлечены их общие признаки. это не отменяет объективно-реального существования как конкретных деревьев. Понятие времени увидеть нельзя, а вот последовательность смены состояний матер. объектов (молодой — старый), - доступна нашим органам чувств.- признание объективности простр. и времени ныне считается более обоснованной позицией. Свойства простр. и времени Другие свойства простр. и вр. можно подразделить на универсальные (всеобщие) и специфичные (всеобщность которых находится под вопросом).К универсальным свойствам пространства и времени относятся: » их неразрывная связь друг с другом; связь с движением материи; бесконечность. Специфичные хар-ки рассматриваемых форм бытия материи: трехмерность пространства и одномерность времени; однородность и изотропность пространства и анизотропия времени; непрерывность пространства и времени на макроуровне.
Характеристика этих свойств пространства и времени как неуниверсальных не означает, однако, что где-то опытным путем найдены исключения. Но вся логика развития естествознания последнего столетия свидетельствует о том, что подобные открытия — не за горами. К примеру, существуют сильные подозрения, что на глубинных этажах микромира пространство и время прерывны. Полагают, что они, как излучение, «квантованы», т.е. складываются из мельчайших неделимых «порций». 10~33 см (планковская длина, демонстрирующая масштаб проявл. квантовых свойств). Соотнош. этой длины с размером ядра атома примерно того же порядка, что и соотнош. размеров человека и диаметра нашей Галактики. Для времени велич. 10 ~43 секунд. До реального проникновения в такие масштабы современной науке еще далеко. Но если эта гипотеза когда-либо подтвердится, то философы, наконец, вздохнут с облегчением: апории Зенона Элейского найдут в этом случае свое удовлетворительное разрешение. Конечный отрезок перестанет состоять из бесконечного количества частей.
Немало сомнений у науки и по поводу универсальности простр., насчитывающего только 3 измерения. построено немало теорет. моделей многомерных пространств (в теории супергравитации, например, использованы 11 измерений пространствавремени, из которых 7 — скрытые). Практика же показывает, что то, что возможно чисто теоретически, рано или поздно обнаруживается и в реальности.
А теор-ки возможно многое. В модели «пульсирующей Вселенной» предполагается, что ныне наблюдаемое ее расширение после Большого взрыва в один прекрасный момент сменится сжатием. А в описывающих эту фазу ее эволюции математ. уравн. время меняет свой знак с + на -, т.е. как бы «течет вспять». - однонаправленность времени от прош. к буд. также не считается ныне универс. хар-кой.
20 ВОПРОС ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ Споры. В идеал. сознание, - первичная субстанция, стоящая над матер. миром и его порождающая. Для матер-в сознание - способность идеал. воспроизведения действит-ти. Матер. фил. и психол. исходят их 3 кардинальных принципов: 1) признание сознания функцией мозга; 2) признание сознания как активного отражения внешнего мира в ходе практики; 3) понимание сознания как продукта общественного развития. Сознание - высшая, свойственная только чел. форма отраж. объект. действит. в ходе обществен. практики. Сознание связано с отражением.Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи.Основных уровни: 1)отражение в неживой природе, 2) на биол. уровне 3) социальное. 1)В неживой природе отражение проявл. в виде физ-хим. взаимодействий (нагревание проводника, хим. реакции) 2)В живой природе - выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. У высокоразвитых жив. появляется НС , которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы - ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия - безусловные и условные (инстинкты - половой, пищевой, оборонный и т.д.). Сист. условнорефлекторных связей, формир. в коре больших полушарий ГМ при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует 1ую сигнальную сист. (сами предметы) и 2ую - слова-понятия (это уже возникн. сознания). Высшая форма отражения - социальная (сознание). Важн. свойства созн.- активность и способность к целеполагающей деят.
Активность сознания проявл. через: 1)отражает мир целенаправленно и избирательно; 2)конструирует теор. модели, объясн. закономерности окруж.мира; 3) разрабатывает прогнозы развития прир. и соц. явл. и процессов; 4)служит основой преобразовательной деят. чел.
Структура сознания : 1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окруж. мире и о самом себе; 2) логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; - дают возможность выйти за пределы непосредственно чувств. данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними; 3) эмоц. составляющие сознания, они не связаны с внеш. миром; сфера личностных пережив., воспоминаний, предчувствий и т.п.; 4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшиемотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция.
Происх. сознания. - множество различных теорий антропогенеза.Спонтанное возникн. жизни из неживой пр. последствие разн. причин - теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.
Сторонники концепции панспермии - жизнь зарод. не на Земле, а привнес. из Космоса - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.
Теистическая концепция происхожд. человека в акте божественного творения.
Материалистич. теор. происх. чел. - эволюционная. -есть расхождения : 1) трудовая теория (Ч.Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью; 2) чел. - рез-т «генетической ошибки», сбоя эволюц. программы развития природы; 3) человек возник в результате бифуркации, мощного качеств. скачка в природе, в ходе которого появ. сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного - homesapiens. Трудов. теор. измен. климат.условий (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюб. и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом - к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился.
Именно трудовая деят. (орудийная) приводит к кач. изменению приматов. Активно действ. рука учила голову думать, и совершенствующая орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формир. сознания важны 2 момента, характерные для создания орудий труда:
1) в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально; 2) регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.
21 ВОПРОС ПОНЯТИЕ ОТРАЖЕНИЯ .ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ . СОЗНАНИЕ ВЫШАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Сознание - высшая форма отраж. действит.. Естественно возникает вопрос: как возникла столь сложная и высокая форма отражения, что ей предшествовало на низших ступенях развития материи?диалект. матер. созн. - продукт длительного истор. развития самой материи, в процессе эволюции от нежив. к живой порождала все более сложные формы отражения. Истоки высшей формы отражения - сознания - следует искать в самой материи, ее эволюции. Отражение - свойство материи проявляется в процессе взаимодействия тел, объектов, предметов, явлений. Любое взаимодействие не остается бесследным. Способность всей материи удерживать, сохранять следы, результаты взаимодействия в своем внутреннем состоянии, своей структуре называется отражением. Это своеобразная «память» материальных объектов о предшествующем взаимодействии, т.е. отражение - это всегда результат взаимодействия. Суть : отражение - это способность материальных систем специфически воспроизводить в своей организации структуру внешнего воздействия, иными словами, «способность одних тел в результате их взаимодействия с другими телами воспроизводить особенности последних в своей собственной природе» В приведенных выше определениях даны все универсальные характеристики отражения:1) отражение вторично по отношению к отображаемому; 2) между отображением и отображаемым существуют отношения сходства, адекватности; 3) носителем (субстратом) отражения является уровень организации материальных систем. 4) Материя неоднородна по своему строению, по уровню своей организации. Можно сравнивать различные матер. системы по интенсивности отражения. По уровню ее организации, - уровни в развитии самого отражения. 1)неорг. материя. 3 простейш. формы отражения:1) механич. - результаты таких механических воздействий, как удар, давление, дробление, перемещение и др. 2) физ. - результаты воздействия тепла, света, влаги, звука, магнетизма, электричества, гравитации и т.д. 3) химич.- результаты взаимодействия хим. элементов, их реакции, т.е. изменения в самих элементах, образование их соединений и т.д. Хим. взаимодействие и его результаты особенно важны в том отношении, что именно в них наука видит ключ к разгадке тайны происхождения жизни на земле. Согласно взглядам наших отечественных ученых (школа академика А.И. Опарина) жизнь зародилась в первозданном океане, где различные хим. элементы находились (как находятся и сейчас) в растворенном состоянии и свободно перемещались вместе с движ. воды. Это создавало условия для их взаимодействия, соединения, благодаря чему в водах океана возникали все более и более сложные углеродистые соединения, приведшие к возникн. аминокислот, нуклеиновых кислот и белка, что означало появление жизни. Жизнь возникает с появлением таких сложных орг. соедин., которые способны к саморегулир., самосохранению, самосовершенствованию и размножению.