Международный юридический институт 2 страница

Принцип неприменение сипы и угрозой силы. Функционирование указанного принципа имеет весьма важное значение в области борьбы с преступлениями международного характера.

Исходя из этого, указанный принцип, может служить достаточно крепкой основой для сотрудничества во многих областях международных отношений.

Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера может выполнять свое предназначенное при наличии неукоснительного соблюдения указанного выше принципа. Это означает, что сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера должен строиться лишь на добровольной основе, без какого бы то ни было применения силы или угрозы применения силы. Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой, актов репрессалий, связанных с применением силы, насильственных действий, лишающих народы на свободу и независимость, поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территории других государств, от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актов в другом государстве.

Принцип о невмешательстве во внутренние и внешние дела. Из этого следует что борьба с преступлениями международного характера по сути является внутренней компетенцией каждого государства. Думается, что на этот счет следует выделить основные моменты в действии принципа невмешательства. Государства сами определяют конкретные вопросы сотрудничества. Многие государства заключили договоры о правовой помощи[9], достаточно большое количество государств являются участниками многосторонних договоров по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера. В то же время, при всем многообразии форм, в которых развивается борьба с преступлениями международного характера, при наличии своего суверенитета, каждое государство самостоятельно определяет свою степень участия в указанной борьбе, в частности, путем вступления в Интерпол[10].

Государства, в силу своего суверенитета сами определяют объем такого сотрудничества. Такой объем сотрудничества представляется путем внесения оговорок в соответствующие договоры, определения формы участия в работе международной конференции, семинаров по вопросам борьбы с международной преступностью.

При заключении договоров по борьбе с преступностью предусматривается, что все процессуальные вопросы решаются по внутреннему законодательству государства. Эти положения фиксируются в международных договорах Российской Федерации по оказанию правовой помощи.

Виновные лица привлекаются к уголовной ответственности по внутреннему законодательству государства. В частности, в конвенциях и договорах дается только общее понятие о составе конкретного преступления. Любое государство создает свою внутреннюю правовую норму, которая позволила бы выполнить условия договора, участником которого оно является. Необходимо заметить, что такая норма должна, кроме того, согласовываться со всей системой правовых норм конкретного государства.

Принцип сотрудничества государств в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Устав, определяя её цели, говорит об осуществлении межгосударственного сотрудничества в интересах обеспечения международного мира и безопасности и урегулирования международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.

В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г. хорошо выражены всеобщее значение принципа межгосударственного сотрудничества. Одно из важных требований принципа межгосударственного сотрудничества заключается в том, что это сотрудничество должно осуществляться независимо от различий политических, экономических и социальных систем государств.

Следует заметить, что Декларация определяет основные направления такого сотрудничества как поддержание международного мира и безопасности, всеобщее уважение и соблюдение прав человека и ликвидация всех форм расовой дискриминации, отношения в экономической, социальной, культурной, технической, торговой областях. Сотрудничество в области борьбы с преступлениями международного характера не носит обязательного характера для государств, но каждое из них в силу своего суверенитета определяет для себя необходимость участия в том или ином договоре по борьбе с международной преступностью, международных организациях, конференциях, симпозиумах и т.д.

Принцип равноправия и самоопределения народов. В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе ООН и в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г., что все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.

На этот счет Декларация о принципах международного права определяет указанное положение как воплощение принципа равноправия и самоопределения народов.

Это один из основных принципов современного международного права. Действие указанного принципа в рассматриваемой области, прежде всего, проявляется в том, что нации, которые борются за свою независимость, могут быть участницами международных соглашений по борьбе с преступлениями международного характера, ибо они являются субъектами международного права[11].

Наличие принципа равноправия и самоопределения народов требует, чтобы в договорах по вопросам борьбы с международной преступностью не содержалось норм, которые могли бы противоречить указанному принципу.

Принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН, способствует обеспечению международного правопорядка, стабильности и эффективности мирных отношений и межгосударственного сотрудничества.

Акцентируя свое внимание на указанном принципе, необходимо заметить, что данный принцип, появился в древности в форме обычая «pacta sunt servanda» («договоры должны соблюдаться»), в современном международном праве закреплен в договорной форме в Уставе ООН и во многих других актах. Согласно Уставу ООН, государства - члены ООН преисполнены решимости «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права» (преамбула), добросовестно выполнять принятые на себя по Уставу обязательства (п.2 ст.2)1. Добросовестное выполнение обязательств - одно из условий эффективности международно-правового регулирования в области борьбы с международной преступностью. Обобщая сложившиеся правила, Декларация о принципах международного права 1970 г. и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. включают положения, обязывающие государства добросовестно выполнять обязательства по Уставу ООН, обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, и обязательства, вытекающие из международных договоров с участием этих государств.

Необходимо обратить внимание, что подлежат выполнению только те обязательства, которые находятся в соответствии с основными принципами современного международного права. Указанное положение разработано в отношении международных договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам.

Законодательство государств не может служить основанием для отказа от выполнения международных обязательств. Это требование принципа pacta sunt servanda имеет особое значение в области борьбы с преступлениями международного характера.

В основу обеспечения выполнения международных договоров положен международно-правовой принцип pacta sunt servanda - принцип соблюдения международных договоров. Если в национальном законодательстве имеются нормы, которые противоречат заключенному договору, то государство обязано привести в соответствие с договором свое национальное законодательство. Исключение может быть установлено только в самом международном договоре.

В международных договорах по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам предусматривается, что государство должно осуществлять те или иные действия во исполнения договора. Так, ст.6 Конвенции 1950 г. о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами предусматривает: «Каждая сторона в настоящей Конвенции обязуется принимать все необходимые меры для отмены или аннулирования любого действующего закона, постановления или административного распоряжения, в силу которых лица, занимающиеся или подозреваемые в занятии проституцией, либо подлежат особой регистрации, либо подчиняются исключительным требованиям, имеющим своей целью контроль или оповещение».

Таким образом, рассматриваемые принципы в полной мере применяется при активном сотрудничестве государств по борьбе с преступлениями международного характера и государства обязаны добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права.

§ 2. Этапы становления и развития международного сотрудничества

Преступления международного характера, требующие принятия специальных и немедленных мер по борьбе с ней, имеет свое начало в рабовладельческую эпоху. Меры национального характера играли решающую роль, в тоже время зарождались некоторые международные согласованные и упорядоченные действия государств в борьбе с преступностью. Таким образом, складывалось направления международного сотрудничества - правовая помощь по уголовным делам и формировался институт выдачи преступников (экстрадиции).

В каждый исторический период международная борьба с преступлениями международного характера хранила черты свой эпохи. В период рабовладения все межгосударственные связи в этой области сводились к заключению договоров о выдаче или просто к практике выдачи политических беглецов. Данные связи, естественно, имели только двусторонний характер и развивались в немногих регионах. Развитие принципа сотрудничества государств не существовало.

Следует отметить, что развитие международного сотрудничества происходило в условиях разобщенности и постоянного военного конфликта между государствами, при низком уровне развития международного права. В это время, выдача преступников получает договорное оформление. Например: в заключенном царем хеттов Хаттушилем III и египетским фараоном Рамсесом II в 1296 г. до н.э., предусматривалось: «Если кто-нибудь убежит из Египта и уйдет в страну Хеттов, то царь Хеттов не будет его задерживать, но вернет в страну Рамсеса». Профессор Р.М. Валеев писал, что договоры рабовладельческих государств показывают, насколько институт выдачи преступников носил ярко выраженный классовый характер, защитивший интересы господствующих классов[12]. Необходимо заметить, что выдаче в то время подлежали уголовные преступники, которые нарушали неприкосновенность послов, и беглые рабы.

В связи с тем, что уголовное наказание являлось политическим орудием рабовладельцев, оно в то же время отличалось значительной степенью жестокости. Международные соглашения, которые содержали положения о выдаче, способствовали проведению в жизнь согласованных карательных действий договаривающихся стран.

Обращая внимание на то, что в силу уже разобщенности и конфликтности государств в то время, и неограниченных возможностей государства распоряжаться как своими гражданами, так и беглецами, институт выдачи (экстрадиции) был несовершенен и применялся довольно редко.

При феодализме круг государств, имеющих связи в деле борьбы с преступными деяниями, расширился, активная роль в этом принадлежала церкви. И хотя межгосударственные связи по-прежнему ограничивались заключением договоров и практикой выдачи преступников, детальнее стал определяться круг лиц, подлежащих выдаче. Господствующим принципом был принцип борьбы с политическими преступлениями.

В эпоху феодализма, как и в период рабовладения, правящий класс не меняет своего отношения ни к роли права, ни к уголовным законам. Они являются лишь жестоким карательным орудием. Суверен обрушивает закон лишь на своих подчиненных и противников в борьбе за власть. Естественно сотрудничество на международном уровне затрагивает указанные проблемы. Растет количество заключенных договоров о выдаче, в которых определяется круг лиц, подлежащих выдаче, определяются ее основания. Институт выдачи продолжает совершенствоваться. Институт выдачи применяет и Россия, заключая такие договора с Византией, Англией, Францией. Но, в тоже время, необходимо констатировать, что институт выдачи применяется очень редко.

Применения института выдачи идет за счет развития обычных норм, которые относятся к институту гостеприимства, который, в свою очередь, является предшественником и своеобразной первоосновой права убежища.

Необходимо отметить, что в период феодализма расширился круг участников международных общений и сфера сотрудничества в борьбе с преступностью. Особенно все это активизировалось в позднефеодальный период развития общества, когда, с одной стороны, уголовная преступность стала носить массовый характер, и способствовала усилению разработки и применения национальных и международных способов и форм борьбы с нею, а с другой стороны расширилось международное сотрудничество в торговом мореплавании, захвата новых земель и т.п. То есть в этот период наметилось активное поддержание церковью сотрудничество государств в борьбе с конкретными видами преступлений, затрагивающих общие интересы государств, например с преступлениями на море, морском пиратстве и т.д.

Таким образом, при феодализме образовалось такое направление международного сотрудничества в борьбе с преступностью, как договорно-правовая координация борьбы с преступлениями, затрагивающими интересы нескольких государств. В силу этого, дальнейшее развития получил институт выдачи и при этом стал складываться институт права убежища.

Для государств всех времен был характерен постоянный рост преступности, объясняющийся, с одной стороны, нищетой и бесправием эксплуатируемых масс, с другой - погоней представителей господствующих классов за максимальной прибылью. Государства были вынуждены уделять все большее внимание борьбы с преступностью, а вместе с тем и международному сотрудничеству в борьбе с ней, тем более, что с большим расширением международных связей росло число преступлений с участием иностранных лиц.

К XVIII в. в международной борьбе с преступностью произошли кардинальные изменения. Во-первых, стало общепризнанным совершенно новое правило: не выдавать политических деятелей и сотрудничать только в борьбе с общеуголовными преступлениями, что, однако, не означало точного следования этому принципу на практике. Во-вторых, сам предмет сотрудничества стал шире. Между государствами начали заключаться соглашения о борьбе с отдельными видами преступлений[13]. Одним из первых документов такого рода явилась принятая Венским конгрессом 4 апреля 1815 г. Декларация, в которой заявлялось о недопустимости торговли африканскими неграми. Вслед за указанной Декларацией были приняты соглашения о борьбе с торговлей женщинами и детьми, незаконным распространением наркотических веществ. Усилилась роль уголовного закона в деле борьбы за мир и безопасность, равноправия народов и наций, против геноцида, расовой дискриминации. Новые принципы международного права в ряде случаев стали обеспечиваться силой внутригосударственного принуждения. Например, отдельные государства приняли специальные акты, запрещающие пропаганду войны. В то же время увеличилась роль международных соглашений в борьбе с преступлениями. И тем самым стал вырабатываться договор, а затем, в соответствии с его установлениями, принимаются внутригосударственные законы.

После Октябрьской социалистической революции в России и появления Советского государства, многие вопросы борьбы с преступностью и международного сотрудничества в этой сфере приобрели особое идеологическое звучание. Следует обратить внимание, что в России стала расширяться область сотрудничества, кроме активной борьбы с преступностью, в тоже время рассматривались проблемы причин и условий, тенденций преступности, меры предупреждения её, вопросы ресоциализации правонарушителей и деятельности пенитенциарных систем. Стали большими темпами развиваться новые направления и формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Следует отметить, что эволюция как новых, так и «старых» форм сотрудничества тесно связана со становление международного права и национального уголовного, уголовно-процессуального и пенитенциарного права.

Получает свое активное развитие выдача преступников и правовая помощь по уголовным делам. Например, по инициативе Франции институт выдачи пополняется важным положение, согласно которому лица, преследовавшиеся по политическим мотивам и покинувшие в связи с этим свою страну, выдаче не подлежат. На этот счет постепенно утверждается принцип выдачи лиц, совершивших общеуголовные преступления.

В договорах стали закрепляться положения, определяющие вопросы выдачи, правила и процедуру переговоров о выдаче, вопросы о предварительном задержании, а также важные начала института выдачи, как принцип взаимности и принцип невыдачи собственных граждан.

Заключаются двусторонние и многосторонние соглашения о выдаче лиц подозреваемых в совершении преступлений в Европе и Соединенных Штатах Америки.

В то же время практика сотрудничества государств по вопросам выдачи лиц, в тот период была непоследовательной. Например, правительство Франции после аннулирования Парижской коммуны стало требовать от правительств европейских стран выдачи коммунаров как уголовных преступников, которые якобы нарушили законы страны, совершили убийства и другие тяжкие преступления и т.д. Правительство России до 1917 г., а также западные государства особенно в 20-30-е годы XX века выдвигали свои требования в борьбе с революционерами - политическими эмигрантами.

В основном в XIX веке и до конца 30-х годов XX в. продолжалось складываться одно из направлений международного сотрудничества договорно-правовая координация борьбы с преступностью, которая затрагивала интересы нескольких государств. Например, наряду с международноправовой договоренностью о координации борьбы с таким видом преступления международного характера как морские пиратство, стали заключаться договора о борьбе с такими преступлениями, как работорговлей, рабство, незаконной торговлей и употреблением наркотиков, разрывом или серьезным повреждением подводного кабеля, столкновением морских судов и не оказание помощи на море и т.д.

В конце XIX века стало развиваться научно-информационное направление международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Некоторые ученые-криминалисты выступали с предложениями по вопросам обсуждения проблем борьбы с преступностью на международном уровне. В начале XX века юристы-международники стали высказывать свои идеи о существовании международного уголовного права. Так, профессор Д.Б. Левин отмечал, что под международным уголовным правом понимаются нормы, относящиеся к действию уголовного закона в пространстве, выдаче преступников и другим видам сотрудничества государств в преследовании преступлений[14].

Необходимо отметить, что многие ученые, выступавшие в тот период за развитие научного сотрудничества в борьбе с преступностью, подчеркивали необходимость обмена сведениями о национальных нормах уголовного, пенитенциарного и иных отраслей права, а также обмена опытом подготовки международно-правовых норм, объявляющих преступным то или иное деяние в координирующих борьбу государств с уголовной преступностью.

Обращает на себя внимание, что в конце XIX и до 30-годов XX в. международное сотрудничество в борьбе с преступностью постоянно расширялось как с точки зрения круга участников, так и в областях и направлениях, а именно, не только борьбы с преступностью, но и в обсуждении проблем предупреждения преступлений и обращения с правонарушителями; не только правовой взаимопомощи и выдаче уголовных преступников, но и научно-информационного обмена опытом и знаниями в борьбе с преступностью, а также признание необходимости в договорно-правовом порядке координировать борьбу с преступлениями, затрагивающими интересы нескольких государств[15].

В указанный период развиваются новые и совершенствуются старые формы сотрудничества. А именно: заключаются договоры и создаются международные органы и организации, которые специально занимаются проблемами предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями.

В 1872 г. на I Международном пенитенциарном конгрессе, который состоялся в Лондоне, было принято решение об образовании комиссии, которая приобрела название «Международная уголовная и пенитенциарная комиссия». На этом же конгрессе были обсуждены проблемы унификации экстрадиционных договоров и вопросы уголовной статистики. В своей деятельности Международная уголовная и пенитенциарная комиссия стала уделять большое внимание созыву и подготовке II-XI пенитенциарных конгрессов, на которых обсуждались различные проблемы борьбы с преступностью, а именно: выдача государством собственных граждан; координация деятельности органов полиции в борьбе с преступностью; правовая взаимопомощь; идентификация преступников; уголовное наказание иностранцев и т.д.

В 1888 г. по инициативе ученых-криминологов во главе с немецким ученым Францем фон Листом создается Международное криминологическое общество, которое призывало к изучению и подавлению международной преступности, проведению в указанных целях международные мероприятия.

Необходимо отметить большую значимость в плане налаживания информационных контактов в конце XIX, начале XX века представителей полицейских органов отдельных государств. Так, в 1905 г. проводится конференция представителей полиции Аргентины, Бразилии, Уругвая, Чили и других стран, на которой принимаются решение об обмене практической деятельности и сведений по делам о преследовании преступников, бежавшие из страны, где совершили преступления.

На Монакском Конгрессе в 1914 г., были приняты решения о централизации информации о внешности преступников, дактилоскопических данных, вещественных доказательствах, обнаруженных на месте совершения преступления. В то же время предлагалось классифицировать указанные материалы и осуществлять обмен ими между полицейскими службами.

Особое внимание стало уделяться указанной проблеме вновь образуемыми Институтом международного права и Международной ассоциацией международного права.

В 1923 г. была создана Международная комиссия уголовной полиции, которая в соответствии с ее Уставом отслеживала и анализировала вопросы по установлению деловых взаимных контактов между полицейскими органами и в свою же очередь принимала меры по созданию и успешной деятельности всех национальных учреждений, призванных вести борьбу с преступлениями международного характера.

Лиге Наций, в соответствии с ее Уставом, не вменялась юрисдикция международного сотрудничества в борьбе с преступностью и ни один из ее органов не был уполномочен на решения указанных проблем. В то же время Е.С. Пчелинцев отмечал, что создание экономической и социальной машины Лиги явилось новеллой и в международных отношениях государств и в международном праве и отдельные вопросы борьбы с преступностью ею затрагивались[16].

На Международной конференции в 1921 г. были выработаны рекомендации по борьбе с торговлей женщинами и детьми, которые явились основанием в 1922 г. Лигой Наций учредить Совещательный Комитет по борьбе с торговлей женщинами и детьми, а спустя 14 лет указанный комитет был преобразован в Совещательный комитет по социальным вопросам. В его юрисдикцию входил контроль за выполнение и соблюдением международных договоров не только по борьбе с торговлей женщинами и детьми, но и торговлей порнографическими изданиями.

В соответствии с резолюцией Ассамблеи Лиги Наций в 1920 г. образовывается Совещательный комитет по торговле опиумом и другими наркотиками, который был нацелен на оказание соответствующей консультативной помощи Совету Лиги. Кроме указанного Комитета проблемой наркотиков в рамках Лиги Наций занимался Постоянный центральный комитет по опиуму, который был учрежден в соответствии с положениями Женевской конвенции о наркотических средствах 1935 г. Этой же проблемой занимался созданный Лигой Наций Контрольный орган на основании постановлений Женевской конвенции 1931 г. «Об ограничении производства и о регламентации распределения наркотических средств».

Позже, в соответствии с требованиями Конвенции о рабстве 1926 г. и на основании резолюции Ассамблеи Лиги Наций 1932 г., а так же резолюции Совета Лиги 1934 г., был образован Совещательный комитет экспертов по борьбе с рабством.

Таким образом, перечисленные органы занимались в основном исследовательской деятельностью и обобщениями по конкретным вопросам. Например, Совещательный комитет экспертов по борьбе с рабством исследовал влияние рабства на социальную политику и т.д. В то же время Е.С. Пчелинцев считал, что мероприятия Лиги Наций в данной области, даже в лучших случаях, т.е. когда они доходили до стадии практического осуществления, носили сугубо локальный характер и преследовали конкретные политические цели.

Брюссельский конгресс Международной ассоциации уголовного права в 1926 г. принял решение, чтобы комиссии по подготовке проектов новых уголовных кодексов, которые были приняты в отдельных странах, собрались на международную конференцию. Согласно резолюции Конгресса указанная конференция рассмотрела и унифицировала принципы, которые были положены в основу разрабатываемых проектов уголовных кодексов, вводя в их общие начала применения репрессии.

В соответствии с указанной резолюцией в период с 1927 по 1937 гг. было проведено пять международных конференций по унификации уголовного законодательства западных государств. А.Н. Трайнин на этот счет отмечал, что работа по так называемой унификации уголовного законодательства западных стран развернулась в широкое и хорошо организованное международное движение и представляет собой действительно новый этап в процессе консолидации репрессии западных стран2.

В то же время на этих конференциях был одобрен ряд резолюций, которые рекомендовали использовать уголовную репрессию. Например, на III Конференции была одобрена резолюция под названием «Терроризм», ст.1 которой определяет это преступление как: «Умышленное употребление средств, способных породить общую опасность, будет установлено всякий раз, когда обвиняемый совершит деяние, угрожающее жизни, телесной неприкосновенности, здоровью человека, или деяние, угрожающее разрушить ценные блага, а именно: а) умышленный поджог, взрыв, наводнение, затопление, распространение удушливых или смертоносных веществ, разрушение и порчу сигналов, фонарей, сооружений или приспособлений, предназначенных для тушения пожара и спасения; б) самовольный перерыв нормальной работы транспорта, средств сообщения, железных дорог, телеграфа, телефона, почты, умышленную порчу гидравлического оборудования, освещения, отопление или двигательной силы общественного пользования или назначения; в) осквернение, порчу или отравление питьевой воды или средств питания первой необходимости, вызов или распространение инфекционных болезней, эпидемий, эпизоотии или болезней растений, имеющих первостепенное значение для земледелия, лесоводства».

В статьях 2 и 3 указанной резолюции говориться о террористическом акте как о действии, которое направлено против лиц и имущества, способных вызвать общую опасность.

На IV и V Конференциях понятие «терроризма» было расширено.

На всем протяжении времени с 1941 по 1945 гг., когда весь мир с напряженным вниманием следил за борьбой сил антигитлеровской коалиции с силами фашизма и милитаризма, в свою очередь международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью не приостановилось. С.В. Бородин и Е.Г. Ляхов отмечали, что в процессе формирования антигитлеровской коалиции Объединённых Наций не только закладывались моральные и юридические основания борьбы с фашизмом, но и зарождались определенные предпосылки для послевоенного международного сотрудничества.

Теоретическим и методологическим фундаментом целенаправленного сотрудничества мирового сообщества в сфере противодействия преступлениям международного характера во всех их проявлениях выступает наука международного уголовного права. Пройдя длительный исторический путь становления, международное уголовное право к настоящему времени обрело качества целостной системы права[17].

Международное уголовное право, как и любая другая отрасль международного права, это совокупность общепризнанных норм и принципов и норм, предписывающих определенные поведения субъектов права.

Профессор Н.И. Костенко считает, что простое предписание должного поведения государств в условиях специфики международного права как координации, действующего, в отличие от вертикали внутри государственного права, по горизонтали, не придает определенной системе международно-правовых норм и принципов значения целостности и законченности без фактора обеспечения надлежащего поведения[18]. Указанным фактором выступает Международный уголовный суд. С принятием Римского Статута Международного уголовного суда на Дипломатической конференции полномочных представителей под эгидой Организации Объединённых Наций 17 июля 1998 г. и вступившим в силу 1 июля 2002 г. международное уголовное право обрело установленное в порядке востребованности правило обеспечения через Суд должногод поведения. Постоянно действующий Международный уголовный суд, как беспристрастный орган международного правосудия стал тем фактором обеспечения должного поведения государств, который придал международному уголовному праву характер целостной и законченной, системы права.

Наши рекомендации