Польский романтизм. Адам Мицкевич
М. Е. Елизарова и др., "История зарубежной литературы XIX века"
М., «Просвещение», 1972 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru
Имя Адама Мицкевича стоит в одном ряду с именами наиболее широко известных славянских поэтов. А. М. Горький назвал Мицкевича, так же как Пушкина и Шевченко, «радостным явлением» в истории славянской и мировой культуры; он отметил, что каждый из этих поэтов воплотил дух своего народа «с наибольшею красой, силой и полностью».
В историю польской литературы XIX века А. Мицкевич вошел как один из наиболее ярких и талантливых представителей польского революционного романтизма, как поэт, отразивший в своем творчестве интересы угнетенного польского народа. Он мечтал о светлом будущем своей родины и твердо верил в наступление долгожданной для его отчизны «зари освобождения». Мицкевич был одним из первых польских поэтов, который понял неизбежность разрушения и гибели старой, реакционно настроенной шляхетской Польши. В лучших произведениях поэта нашли отражение его революционно-демократические настроения.
Исторические основы возникновения польского революционного романтизма. Жизнь и творчество А. Мицкевича (1798— 1855) совпали с важными событиями в истории Польши, в истории национально-освободительной борьбы польского народа и развития его культуры. Во второй половине XVIII века Польша потеряла свою независимость. Это произошло из-за внутренней раздробленности страны, постоянной борьбы крупных польских магнатов за власть и их предательской политики по отношению к интересам родины. В конце XVIII века территория Польши была разделена между Австрией, Пруссией и Россией. Как самостоятельное государство Польша перестала существовать. Интересы народа были попраны. Гнет русского царизма на территории царства Польского вызывал широкую волну недовольства среди поляков.
В 1830 году в Польше вспыхнуло одно из наиболее крупных восстаний.
Направленное против царизма, восстание 1830 года было важнейшим историческим событием в жизни Польши первой половины XIX века. Несмотря на поражение, несмотря на то что это восстание «ничего не изменяло во внутреннем положении народа», оно явилось значительным этапом в развивающемся в стране освободительном движении, о котором В. И. Ленин писал: «Шляхетское освободительное движение в Польше приобретало гигантское первостепенное значение с точки зрения демократии не только всеславянской, но и всеевропейской».
Руководящая роль в польском восстании 1830 года принадлежала дворянству, которое было оторвано от широких крестьянских масс и опасалось их. Польское крестьянство не поддержало восстания, что и явилось одной из важнейших причин его поражения.
После поражения восстания, в 30—40-е годы, в Польше неоднократно вспыхивали все новые и новые, хотя и менее крупные, чем в 1830 году, восстания; было организовано партизанское движение; волнения в стране не прекращались; представители демократического крыла польской эмиграции принимали активное участие в европейском революционном движении.
Свидетелем этих событий и явился Адам Мицкевич. Творчество его органически связано с национально-освободительным движением периода 20—30-х годов. Нарастание освободительного движения в эти годы послужило основой для возникновения польского революционного романтизма. Польский революционный романтизм возникает в первой четверти XIX века как новое демократическое движение в области культуры, как реакция на эстетику и поэзию классицизма. Представители польского романтизма — Юлиуш Словацкий, Адам Мицкевич, Северин Гощинский — вели решительную борьбу с так называемыми «варшавскими классиками», являвшимися представителями консервативного направления в литературе и отражавшими в своем творчестве взгляды и устремления польской аристократии.
Революционные романтики — Мицкевич, Гощинский, Словацкий, вышедшие из среды прогрессивно настроенной мелкодворянской, шляхетской интеллигенции, отразили в своем творчестве настроения и интересы народа, стали выразителями идеалов революционно-освободительной борьбы. Их сближают демократические устремления, патриотизм, национально-освободительные и социальные мотивы их поэзии, глубокий интерес к народному творчеству.
Наиболее сильное выражение революционные идеи в творчестве романтиков получают в период подъема освободительной борьбы в стране. В 30-х годах Юлиуш Словацкий создает свои революционно-патриотические стихотворения «Гимн», «Кулик», «Песнь литовского легиона» и драматическую поэму «Кордиан». Во второй половине 20-х и в 30-е годы написаны лучшие вещи Северина Рощинского — романтическая поэма «Каневский замок» (1828) и революционные стихотворения («Пир мести», «Корабль свободы» и другие). В этот же период были созданы крупнейшие произведения Мицкевича.
Но польский романтизм отразил не только сильные стороны антифеодальной и национальной борьбы, но и ее слабые стороны, свойственные ей противоречия и непоследовательность.
Не избежал этих противоречий и А. Мицкевич. Однако величайшая заслуга Мицкевича заключается в том, что, придя к революционному демократизму, он стал выразителем передовых идей своего времени, вдохновителем и певцом освободительной борьбы своего народа.
Адам Мицкевич (1798—1855). Годы учения. Жизнь в Ковно. Адам Мицкевич родился в 1798 году близ небольшого городка Новогрудка в семье мелкопоместного шляхтича Николая Мицкевича, занимавшегося адвокатской деятельностью.
Школьные годы поэта прошли в Новогрудке, где в 1807 году он поступил в доминиканскую школу. Большое значение для всей последующей литературной деятельности Мицкевича имело его глубокое знакомство с народным творчеством, начавшееся уже в самые ранние годы жизни будущего поэта. Произведения польского и белорусского фольклора, чудесные народные песни, легенды и сказки стали одним из основных источников поэзии Мицкевича. Именно глубокому знакомству с народной поэзией обязан Мицкевич и тем, что в его романтической по своей основе поэзии столь сильна была реалистическая струя.
В 1815 году Мицкевич поступил на физико-математический факультет Виленского университета, являвшегося в те годы крупным культурным центром. Но уже через год он перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1819 году. Во время пребывания в университете Мицкевич, как и большинство представителей передового, патриотически настроенного студенчества, был в курсе современных ему событий общественно-политической жизни его родины. В 1817 году в Виленском университете образовался кружок так называемых «филоматов» (друзей науки), объединивший студентов, видевших цель своей деятельности в содействии национально-политическому освобождению и возрождению Польши. К кружку филоматов примыкал и Мицкевич. В этом кружке он впервые познакомился с трудами французских социалистов-утопистов, с идеями французской революции. В тесном единстве с политическими задачами и целями находились и литературные интересы филоматов. На собраниях кружка читались и обсуждались произведения его членов, доклады по вопросам философии, литературы, эстетики. Связь с кружком Мицкевич поддерживал и после окончания университета, когда в течение четырех лет (1819—1823) он жил и учительствовал в уездной школе города Ковно. Связь с товарищами по университету — Томашем Заном, Яношем Чечотом, Франтишком Ежовским — скрашивала Мицкевичу годы его одинокой жизни в Ковно.
В 1820 году члены кружка филоматов с целью расширения своей организации образовали новое общество — общество «филаретов» (друзей добродетели), состоящее из ряда кружков, объединявших сторонников и участников национально-освободительной борьбы. Общество филаретов, с которым был связан и Мицкевич, было одной из многих тайных политических организаций, преследуемых царским правительством. В 1823 году общество филаретов было раскрыто царскими властями, члены его, и в том числе Мицкевич, подвергнуты заключению. В 1824 году решением специальной судебной комиссии Мицкевич был выслан из Польши в Россию. В октябре 1824 года Мицкевич был вынужден покинуть родину.
Первый период творчества. «Баллады и романсы» (1822—1823). Годы учения Мицкевича в Виленском университете и годы его жизни в Ковно составляют первый, так называемый ви-ленско-ковенский период его творчества. К этому периоду относятся лирическая поэзия Мицкевича, его баллады и романсы, оды и песни, в которых поэт отразил свои революционные настроения, а также поэма «Гражина» и вторая и четвертая части лирико-драматической поэмы «Дзяды». Произведения этих лет были опубликованы Мицкевичем в двух отдельных томах, вышедших в 1822 и 1823 годах.
Поэтической программой Мицкевича этих лет явилась его баллада «Романтика» (1821), в которой поэт вполне определенно и смело противопоставляет свои эстетические принципы нормам поэтики классицизма. В этой балладе Мицкевич призывает поэтов руководствоваться не установленными правилами и образцами, а следовать своему поэтическому чувству, прислушиваться к голосу народной поэзии.
Канонам лженауки, стремящейся подчинить живую жизнь своим искусственным нормам, поэт противопоставляет «чувство и веру» простых людей, тонко чувствующих жизнь и воспринимающих ее во всем многообразии и глубине:
Народу груз мертвых правд ненавистен...
Миры тебе в капле, в пылинке открыты;
А чуда не видишь, живых ты не знаешь истин...
Сердце имей — и в сердце смотри ты!
Призыв, которым заканчивается баллада: «Сердце имей — и в сердце смотри ты!» — явился лозунгом польского романтизма.
Противопоставление чувства разуму явилось своеобразной формой борьбы с рационализмом эстетики классицизма, положения которой были превращены «варшавскими классиками» э непререкаемые догмы, сковывающие возможности искусства. Само понятие «чувство» истолковывалось и понималось романтиками очень широко; с ним связывали представление о свободном развитии человеческой личности, о возможностях претворения в жизнь идеалов гуманизма, о свободном творчестве, откликающемся на запросы жизни.
Баллады и романсы, включенные в первый том поэтических произведений Мицкевича, органически связаны с народной поэзией. Об этом говорят уже предпосланные многим из них подзаголовки: баллады «Рыбка», «Певец» имеют подзаголовки «из народной песни», «на тему народной песни»; баллада «Люблю я!» является, как отмечает автор, «пересказом сельской песни»; баллада «Бегство» написана, по словам, Мицкевича, по песне, которую он слышал в Литве на польском языке, и т. д.
Баллады и романсы Мицкевича, в которых с такой непосредственностью и проникновенной теплотой он воссоздал образ своей возлюбленной и рассказал о горестях неразделенной любви («Холмик Марыли», «Люблю я!» и другие), воскрешают в то же время в законченной художественной форме фантастические образы народной поэзии. Поэт уводит читателя в сказочный мир русалок, таинственных призраков, подземных заколдованных городов и волшебных цветов. Своей таинственной жизнью живет природа; поэт как бы прислушивается к голосу лесов, журчанию речки и шелесту трав. Загадочная природа на каждом шагу раскрывает перед человеком все новые и новые тайны. Воспринимая окружающее, поэт отказывается следовать по пути холодного разума, полностью, отдается во власть своего сердца и своих чувств. И в то же время фантастика'баллад Мицкевича вполне реальна в своей основе. Следуя образам народной фантазии, поэт не отрывается полностью от реалистического восприятия мира; его «сказочные» образы имеют ярко выраженную социальную значимость. Особенно отчетливо проявляется это в балладе «Рыбка» (1820—1821).
Богатый пан покидает бедную крестьянскую девушку Кшысю и женится на богатой и знатной невесте. Убитая горем, Кшыся бросается в омут и превращается в рыбку. Каждый день выплывает она на берег, чтобы накормить своего маленького сына, которого ее старик-отец приносит к реке. Однажды на берег реки приходит богатый пан с женой; таинственная сила превращает их в две громадные каменные глыбы: так мстит бедная крестьянка пану за его корыстолюбие и неверность.
Реально-исторические события положены Мицкевичем в основу его фантастической баллады «Свитезь» (1820—1821). Лесное озеро Свитезь, населенное нечистой силой, в течение многих лет вселяло ужас в жителей окрестных мест. Озеро Свитезь скрывает тайну: на дне его погребен старинный город, жители которого, не пожелав попасть в плен к врагам, предпочли быть превращенными в водяные растения и навсегда быть схороненными в волнах озера. Сказка переплетается здесь с историей борьбы народа за независимость.
Вольнолюбивая лирика. Одна из наиболее ярких форм творчества молодого Мицкевича — его вольнолюбивая лирика; в ней нашли свое выражение его революционно-патриотические настроения. В «Песне Адама» (1819), обращаясь к своим друзьям-филоматам, поэт призывает их посвятить все свои силы «отчизне, доблести, науке», выражает уверенность в том, что «мужество, труд и братство» преодолевают все трудности и препятствия. В «Оде к молодости» (1820), которая стала одним из наиболее любимых поэтических произведений в среде передовой польской молодежи, Мицкевич провозглашает лозунг: «Счастье всех — наша цель и дело». Действовать ради блага родины, ради счастья людей — вот смысл жизни. Ощущение приближающейся свободы, уверенность в ее неизбежном наступлении являются источником бодрости и энергии:
Ломают льды весенние воды,
С ночною свет сражается тьмою.
Здравствуй, ранняя зорька свободы!
Солнце спасенья грядет за тобою!
В этих заключительных словах «Оды к молодости» Мицкевич выразил свойственную лучшим представителям его поколения устремленность к светлому будущему, веру в грядущее освобождение родины.
Патриотические, вольнолюбивые стихи Мицкевича сочетают в себе глубокие раздумья над судьбами родины с боевым, пламенным призывом к изменению существующих порядков. Поэт рисует картину «мертвого мира», вырваться из которого стремится свободолюбивая молодежь, «свободолюбивая юность», ломающая «неподвижные льды» вековых предрассудков, сковывающих все живое; он раскрывает перед читателями светлую панораму будущего, зовет к нему, зовет на «кровавый бой с неправдой», воспевает величие и неувядаемую красоту подвига тех, кто ценой жизни своей приблизит «счастливую зарю освобожденья».
Величие цели порождает пламенную патетику в стихах Мицкевича, сочетающуюся с юношеским задором и светлым оптимизмом.
«Гражина». Тема любви к родине является основной и в поэме Мицкевича начала 20-х годов «Гражина».
Эпическая поэма «Гражина», работать над которой Мицкевич начал в 1821 году, свидетельствует о глубоком интересе поэта к историческому прошлому его родины. В основу сюжета положен один из эпизодов борьбы литовского народа с немецкими крестоносцами. В центре поэмы — образ Гражины, отважной героини-литвинки. Всеми поступками Гражины руководит ее любовь к родине; долг перед отчизной она ставит выше своего личного счастья, своей любви.
Образ Гражины противопоставлен в поэме образу князя Литавора, который, стремясь к личному благополучию, встает на путь предательства интересов своей родины и народа.
Поэма открывается описанием старинного княжеского замка. Здесь живет князь Литавор, который ведет междоусобную борьбу с князем Витольдом. В этой борьбе Литавор решил опереться на тевтонских рыцарей — врагов своего народа и родины. Немецкие феодальные захватчики способствовали разжиганию междоусобной вражды между литовскими князьями, так как она была выгодна им. Договор Литавора с крестоносцами вызывает решительный протест со стороны советника князя Рымвида и его жены Гражины. Но никакие просьбы не действуют на Литавора; больше всего его волнует исход его личной распри с Витольдом. Тогда Гражина, облачившись в доспехи своего мужа, вместе с дружиной выступает против крестоносцев. Она умирает на поле боя, на руках Литавора, прибывшего слишком поздно к месту сражения. Потрясенный трагическими последствиями своих заблуждений, ошибочностью избранного им пути, князь Литавор кончает жизнь самосожжением на костре.
Мицкевич сам подчеркнул фольклорную основу поэмы «Гражина», закончив ее следующими словами:
Никого в Новогрудке не сыщется ныне,
Кто бы песни тебе не пропел о Гражина,
Повторяют ее дудари по старинке,
А долина зовется Долиной литвинки.
Как отмечает автор, описанные в поэме события были источником народных поэтических легенд и преданий, повторяемых из поколения в поколение. «Гражина» во многом перекликается с романтическими балладами Мицкевича («Свитезь» и другие). Положив в основу своей поэмы события национально-исторического характера, Мицкевич придал им ярко выраженную романтическую окраску. Средневековый замок, окруженный таинственной мглой и лишь едва освещаемый светом луны, темные переходы, высокие валы — вот обстановка действия, описанием которой открывается поэма.
В приподнято-романтическом тоне даны и описания героев. Прежде всего это относится к самой героине, отличающейся от всех окружающих красотой, отвагой, мужеством и необычной для женщины решительностью и силой:
Не только стан красавицы-княгини,
Но и душа ее была под стать мужчине.
Забыв о пяльцах и веретене,
Она не раз, летя быстрее бури
Верхом на жмудском боевом коне.
Охотилась — в медвежьей жесткой шкуре
И рысьей шапке — с мужем наравне.
Типично романтической является и композиция поэмы. Поэт описывает лишь самые значительные, узловые моменты действия, не стремясь к детально полному раскрытию связи между ними. Элемент тайны, недосказанности присутствует на всем протяжении развития действия. И лишь в конце, в эпилоге, все события получают полное разъяснение. Такое построение поэмы придает ей и занимательность, и драматизм.
В польской литературе поэма Мицкевича «Гражина» положила начало жанру романтической поэмы, разрабатывающей национально-историческую тематику.
Так, уже в первый период поэтической деятельности Мицкевича проявились характерные черты его творчества: гражданско-патриотическая тематика произведений, связь с народной поэзией, разработка жанра эпической поэмы, создание образа положительного героя — патриота и борца за интересы родины (Гражина — лирический герой вольнолюбивой лирики). На общем фоне польской литературы первой четверти XIX века Мицкевича резко выделяло его стремление связать поэзию с жизнью, сделать ее выразительницей передовых идей и стремлений эпохи.
Второй период творчества. Жизнь в России. Второй период творчества Мицкевича составляют его годы жизни и России (1824—1829). Пятилетие, проведенное польским поэтом в России, в среде передовой русской общественности, сыграло решающую роль для формирования мировоззрения Мицкевича и его эстетических взглядов. Мицкевич жил в России в период восстания декабристов. Идеи декабристов были близки ему. Ведь именно демократические настроения и революционные взгляды польского поэта явились причиной его высылки из Польши. Польскому изгнаннику был оказан самый радушный и дружественный прием со стороны передовой русской интеллигенции. Мицкевич очень быстро сошелся с Рылеевым и Бестужевым, ставшими его лучшими друзьями в России; он был близко знаком с Пушкиным, Вяземским, Козловым, Дельвигом, Веневитиновым, Баратынским, Жуковским; встречался с Грибоедовым.
Быстрое сближение Мицкевича с декабристами объясняется общностью задач национально-освободительной борьбы, которую вели против самодержавия и русские, и поляки, и другие угнетенные народы в пределах царской России. На этом основана общность идейных взглядов и устремлений русских дворянских революционеров и революционно настроенного польского поэта, мечтавшего об освобождении своей родины. С лучшими русскими поэтами Мицкевича сближала и общность литературных интересов. Сближению Мицкевича с Рылеевым и Бестужевым помогло и то, что русские поэты знали польский язык и были хорошо знакомы с польской литературой.
Именно Рылеев был первым переводчиком поэтических произведений Мицкевича на русский язык. Стихи Мицкевича переводили и Вяземский, и Козлов.
Представители передовой русской общественности с большим интересом и вниманием относились к творчеству Мицкевича, приветствовали появление написанных им в России «Крымских сонетов» и поэмы «Конрад Валленрод».
Атмосфера дружбы и внимания, которой был окружен Мицкевич и в Петербурге, и в Москве, и в Одессе, благотворно отразилась на его творчестве. Он сам признавался в том, что период пребывания его в России был одним из счастливейших в его жизни. Впоследствии, в стихотворении «Друзьям в России», обращаясь к своим друзьям-декабристам, Мицкевич писал:
Где все вы теперь? Посылаю позор и проклятье
Народам, предавшим пророков своих избиенью.
Рылеев, которого братски я принял в объятья,
Жестокою казнью казнен по цареву веленью.
Бестужев, который как друг мне протягивал руку,
Тот воин, которому жребий поэта дарован,
В сибирский рудник, обреченный на долгую муку,
С поляками вместе он сослан и к тачке прикован.
.............
Мой голос узнайте! Пока, извиваясь в оковах
Змеей молчаливой, я тихим казался тирану,
Лишь вам признавался я в чувствах, раскрыться готовых,
От вас простоты голубиной скрывать я не стану.
Говоря о русских знакомствах и связях Мицкевича, следует особенно подчеркнуть то большое и решающее значение, которое имело знакомство, а потом и дружба Мицкевича с Пушкиным. Пушкин очень высоко оценил талант Мицкевича, он восторгался его блестящей способностью к поэтическим импровизациям. Пушкин с вниманием относился к каждому новому произведению Мицкевича; ему принадлежат замечательные переводы двух баллад Мицкевича — «Будрыс и его сыновья» и «Воевода», а также перевод начала вступления к поэме «Конрад Валленрод». Образ польского поэта — «вдохновенного Мицкевича» — Пушкин запечатлел в «Путешествии Онегина», в «Сонете», в стихотворении 1834 года, посвященном Мицкевичу:
Он между нами жил,
Средь племени, ему чужого; злобы
В душе своей к нам не питал, и мы
Его любили. Мирный, благосклонный,
Он посещал беседы наши. С ним
Делились мы и чистыми мечтами,
И песнями (он вдохновлен был свыше
И свысока взирал на жизнь). Нередко
Он говорил о временах грядущих,
Когда народы, распри позабыв,
В великую семью соединятся.
Мы жадно слушали поэта. Он
Ушел на запад — и благословеньем
Его мы проводили...
Личное знакомство Мицкевича с Пушкиным состоялось осенью 1826 года и продолжалось до мая 1827 года. Мицкевич присутствовал на первом чтении Пушкиным рукописи «Бориса Годунова», что пробудило в польском поэте мысль о создании драмы на сюжет из национальной истории.
Мицкевич с большим уважением относился к Пушкину. Он высоко ценил замечательный талант русского поэта, его самобытный ум. В статье «Пушкин и литературное движение в России» (1837) Мицкевич пишет о Пушкине как о «вожде интеллектуальной оппозиции» в России; он вполне закономерно подчеркивал связь между литературной деятельностью Пушкина и революционным движением в России. Глубокий смысл имеют слова Мицкевича о том, что, в то время как Пушкин осуществлял своим творчеством «литературную революцию», в стране «подготавливалась революция политическая». В своих высказываниях о Пушкине Мицкевич особенно обращал внимание на общественное содержание произведений Пушкина, на национальный, народный характер его творчества.
Пушкина и Мицкевича сближал и свойственный им обоим интерес к славянской народной поэзии. В предисловии к «Песням западных славян» Пушкин пишет о Мицкевиче как о «критике зорком и тонком и знатоке в славянской поэзии».
Следует подчеркнуть, что общение с декабристами и Пушкиным способствовало укреплению в сознании Мицкевича мысли о необходимости объединения славянских народов в их борьбе за свободу и национальную независимость. Об этой стороне деятельности Мицкевича писал в свое время Герцен, отметивший, что Мицкевич «одним из первых стал развивать мысль о братственном союзе всех славянских народов».
Не случайно к истории дружбы Пушкина и Мицкевича обращали свои взоры славянские поэты последующих поколений. Так, чешский поэт Святоплук Чех в стихотворении «Пушкин и Мицкевич» писал:
В стремленье к вольности едины,
Бесправья проклиная мрак,
Сошлись душой два исполина —
Великий русский и поляк.
Слились два сердца в общем звуке,
Лучи скрестились двух огней,
Когда друг другу жали руки
Пророки лучших, вольных дней.
Сближение Мицкевича с декабристами и Пушкиным способствовало не только углублению идейного содержания его поэзии (усиление революционных мотивов, вольнолюбивых настроений в поэтическом творчестве Мицкевича), но и оказало определяющее воздействие на его эстетические воззрения. Реализм Пушкина во многом определил характер последующей литературной деятельности Мицкевича. Высоко оценивая достижения современной ему русской литературы, Мицкевич подчеркивал, что в своем развитии она ушла намного вперед сравнительно с польской литературой, что объясняется органической связью русской литературы с жизнью, действенным, активным отношением передовых писателей к современной им социальной действительности.
Лучшими произведениями, написанными Мицкевичем в годы его жизни в России, являются «Крымские сонеты» (1826) и поэма «Конрад Валленрод» (1828).
«Крымские сонеты». «Крымские сонеты» появились в результате путешествия Мицкевича по югу России. Весь поэтический цикл, включенный в сборник «Крымские сонеты», объединен общей темой любви к родине и свободе. В этих стихотворениях, написанных вдали от Польши, Мицкевич выразил переживаемое им в годы изгнания чувство тоски по родине. Патриотическое содержание сонетов Мицкевича отмечал А. С. Пушкин, писавший в «Путешествии Онегина»:
Там пел Мицкевич вдохновенный
И, посреди прибрежных скал,
Свою Литву воспоминал...
Сонеты Мицкевича отличаются высокими художественными достоинствами; во всей полноте проявилась в них красота польского языка. Мастерство формы (Мицкевич способствовал утверждению в польской литературе жанра сонета) сочетается в сонетах с глубиной содержания. Одна из основных особенностей сонетов заключается в пронизывающей их глубине чувства. О чем бы ни писал поэт: о просторах аккерманских степей, о морской буре, о безмолвной красоте Бахчисарая или о тишине крымской ночи, — всегда ощущается в его стихах скрытая грусть по родине, его раздумья о своей судьбе изгнанника. Сонеты Мицкевича — это его поэтический дневник, страницы которого овеяны грустью, порождаемой воспоминаниями о просторах родных полей и лесов.
Тоска по родине звучит в сонете «Аккерманские степи», которым открывается весь поэтический цикл. Прислушиваясь к полету журавлей, к легкому шуму степных трав и колыханию цветов, поэт жаждет услышать в окружающих его звуках «зов Литвы»; но ожидания его напрасны, и стихотворение завершается словами: «Но в путь! — Никто не позовет!»
Однако грусть поэта и мягкая меланхолия его стихов не носят пассивного характера. Поэтому столь часты в сонетах Мицкевича такие художественные образы, как бушующий ветер, летящий по волнам корабль, бешено несущийся конь; паруса на корабельных мачтах поэт сравнивает с полотнищами знамен; морской ветер — с воином, идущим на штурм; набегающие на скалы волны — с ратью чудищ, которые «с отвагой небывалой свирепым приступом берут кремнистый брег».
В годы изгнания надежную опору и поддержку поэт видит в своем творчестве, направленном на благо современного ему и последующих поколений. Эта мысль о служении родине своей творческой деятельностью легла в основу заключительного сонета «Аю-даг».
«Конрад Валленрод». В 1828 году в Петербурге была издана поэма «Конрад Валленрод» — одно из крупнейших произведений Мицкевича второй половины 20-х годов. В основу сюжета положены события периода XIII—XIV веков — описана борьба литовцев с немецкими крестоносцами. Автор подробно описывает один из эпизодов борьбы — месть героя поэмы Конрада Валленрода врагам его родины. Конрадом руководит идея общественного долга. В достижении своей цели Валленрод не останавливается ни перед какими жертвами, он, не задумываясь, отказывается от личного счастья. Цель освобождения родины оправдывает применяемую Валленродом в процессе борьбы с крестоносцами тактику предательства.
Сюжет поэмы довольно сложен. Герой поэмы Вальтер Альф еще в детстве, в период нападения крестоносцев на его родину, остается сиротой; он попадает в руки врагов, воспитывается в среде крестоносцев; судьба сталкивает Вальтера с его соотечественником, также находящимся в плену у крестоносцев, — с литовским народным певцом-вайделотом Хальбаном. Своими рассказами и песнями вайделот пробуждает в сердце Вальтера любовь к его родной Литве и ненависть к ее поработителям — крестоносцам. В одном из сражений Вальтер переходит на сторону литовцев. Он женится на дочери литовского князя, Альдоне. Однако обстоятельства требуют, чтобы Вальтер пожертвовал личным благополучием ради спасения родины. Силы крестоносцев велики; чтобы подорвать их могущество, Вальтер под именем Конрада Валленрода проникает в ряды крестоносцев, с тем чтобы способствовать разложению их ордена. Конрад смел, умен и решителен; его избирают магистром ордена. Применяемая Вальтером-Конрадом тактика приводит орден к гибели. Крестоносцы разоблачают планы Конрада; он погибает.
В композиционном отношении поэма Мицкевича типично романтическая; в ней не дается последовательного изложения событий; цепь их восстанавливается постепенно. Поэма состоит из вступления и шести частей, построенных различно: это или поэтическое повествование (часть I «Избранное», часть IV «Пир», часть V «Война»), или диалог (части III и VI «Прощанье»); Мицкевич включает в поэму гимн (часть II), песню (часть II), балладу (см. «Альпухарская баллада» в части IV), «Песнь вайделота» и «Повесть вайделота» (часть IV). Этим самым внешняя стройность линии нарушается; однако каждая из «вставных» частей выполняет определенную идейную функцию (воспевание красоты литовской природы в «Песне» в части II; воссоздание героической истории Литвы в «Песне вайделота») и потому органически входит в общую ткань повествования. В романтическом плане дано описание героя; судьба его необычна, личность окружена тайной.
Образ Валленрода заслуживает особого внимания. Во многом он близок образу Гражины. И Гражина, и Валленрод совершают героический подвиг ради своей родины. Они выполняют свой патриотический долг. Это сильные, смелые, целеустремленные и бескорыстные люди.
Однако в поэме «Конрад Валленрод» Мицкевич углубил разработку романтического образа героя-одиночки. История Валленрода, история его подвига, совершенного ради народа, но и в полном отрыве от него, приводит к выводу о бесперспективности борьбы одиночек. Романтический подвиг Валленрода имеет своей сильной стороной героический взлет, порыв, но и в то же время он таит в себе слабость, придающую этому подвигу характер жертвенности. В образе своего героя Мицкевич не только прославляет мужество смелой и сильной личности, но и решительно осуждает индивидуализм. Тем самым был сделан важный шаг по пути создания такого образа положительного героя-борца, который крепкими узами связан со своим народом. Благодаря положенной в основу поэмы «Конрад Валленрод» идее освободительной борьбы, она прозвучала призывом к активной борьбе за независимость в годы, предшествовавшие польскому восстанию 1830—1831 годов, и непосредственно в дни самого восстания. Воссозданная Мицкевичем страница из истории прошлого являлась примером борьбы для его современников.
Именно тем, что высокохудожественное произведение Мицкевича отвечало задачам, выдвигаемым практикой национально-освободительной борьбы, объясняется большой успех поэмы «Конрад Валленрод» в среде передовой русской и польской общественности. Этим успехом Мицкевич в значительной степени был обязан своей дружбе с декабристами и Пушкиным, дружбе, которая помогла ему глубже понять окружающую его социальную действительность и укрепила в нем стремление с еще большей силой и активностью бороться за свободу и независимость родины.
В России, в процессе общения с декабристами, в сознании Мицкевича окончательно сложилась и окрепла идея борьбы с социальной несправедливостью.
В творчестве Мицкевича начали намечаться пути, приведшие его в ближайшие последующие годы к созданию третьей части «Дзядов» (1832) и «Пана Тадеуша» (1834)— произведений, свидетельствующих о переходе Мицкевича на позиции реализма. В связи с этим интересно привести слова поэта И. Козлова, одного из переводчиков Мицкевича, сказанные им в момент отъезда Мицкевича из России: «Взяли мы его у вас сильным, а возвращаем могучим».
Третий период творчества. Третий и последний период творчества Мицкевича охватывает 1830—1855 годы. В этот период он создает свои крупнейшие произведения: третью часть поэмы «Дзяды» и эпическую поэму «Пан Тадеуш».
В период восстания 1830 года Мицкевич находился в Италии. Он приехал в Польшу уже тогда, когда восстание затухало, и не смог принять в нем непосредственного участия. В то же время Мицкевич понимал, что для победы над царизмом нужны гораздо большие силы, чем те, которыми располагали участники польского восстания. Мицкевич не мог не осмыслить опыт восстания декабристов. Во многом он уже был близок к пониманию того, что шляхетская революция в Польше, так же как и восстание дворянских революционеров в России, не увенчается успехом.
Дальнейшие события, связанные с поражением польского восстания 1830—1831 годов, не нашедшего поддержки в народной среде, оказались очень серьезным уроком политического характера для представителей передовой польской общественности, в том числе и для Мицкевича.
Но это восстание, несмотря на его слабые стороны и поражение, имело важное значение в истории освободительной борьбы польского народа.
Как и все лучшие представители передовой польской общественности, Мицкевич, отрицательно относясь к русскому царизму, не отождествлял его с русским народом. Выдвигаемый им лозунг «За вашу и нашу свободу» свидетельствует о том, что Мицкевич понимал необходимость объединения польского народа с русским в их совместной борьбе против гнета самодержавия.
Борьба угнетаемой польской нации вызывала сочувствие и поддержку русских революционных демократов; представители передовой, демократически настроенной русской общественности выступали с резким протестом против расправы с польскими революционерами и всеми участниками восстания.
В. Г. Белинский в письме к Боткину от 10—11 декабря 1840 года с горячей симпатией отзывался о Мицкевиче, называя его благородным и великим поэтом, скорбящим о «падении того, что дороже ему всего в мире и в вечности — его родины, его отечества». Этим самым Белинский подчеркивает органическую связь творчества Мицкевича с освободительной борьбой. Беззаветная преданность делу национально-освободительной борьбы, патриотизм Мицкевича способствовали тому, что всем своим творчеством 30-х годов он откликнулся на революционные события в стране. В период подъема освободительного движения Мицкевич выступил его певцом и, поднявшись над заблуждениями и ошибками шляхетских революционеров, отразил интересы и стремления широких народных масс своей родины.
«Пан Тадеуш». Крупнейшим произведением Мицкевича, в котором с наибольшей очевидностью проявился все более и более крепнущий реализм его творчества, была эпическая поэма «Пан Тадеуш» (1834).
Обращаясь в поэме к событиям из недалекого прошлого своей родины (действие поэмы относится к 1811—1812 годам), Мицкевич откликается вместе с тем и на события, связанные с восстанием 1830 года.
Действие поэмы происходит в начале XIX века, в богатой шляхетской усадьбе в Литве. Описывая историю вражды двух шляхетских семей, Соплиц и Горешков (которая продолжается уже в течение многих лет), Мицкевич правдиво и очень подробно воссоздает картины жизни, быта и нравов польской шляхты (описание охоты, пиров, празднеств и буден). В поэме Мицкевича дана довольно четкая социальная дифференциация польской шляхты (богатое панство в образах Графа и Стольника, средняя шляхта в образах Судьи, Тадеуша и, наконец, мелкая шляхта, представленная в лице обитателей Добжинского застянка). Образ жизни всех этих слоев различен. Автор подчеркивает тот факт, что мелкая шляхта находилась в зависимости от крупных магнатов (взаимоотношения Стольника и Яцека, Стольника и Гервазия).
Большое внимание уделено в поэме изображению распрей и раздоров в среде шляхты. Мицкевич осуждает ее разобщенность и раздробленность; он проводит идею единства и необходимости упорной национально-освободительной борьбы народа, выступает и за сплочение шляхты, так как постоянные распри отрицательно отражаются на судьбе народа и пагубно влияют на судьбу Польши. Поэт призывает к объединению, необходимому для успешной совместной борьбы за независимость Польши. Мицкевич не случайно остановился в своей поэме на изображении событий 1811—1812 годов, т. е. периода наполеоновских войн. В эти годы польская шляхта переживала патриотический подъем, жила надеждой на то, что военные действия Наполеона будут способствовать освобождению Польши. Культ Наполеона-«освободителя» был свойствен в то время многим. Ошибочная оценка деятельности Наполеона разделялась и Мицкевичем, хотя он был свидетелем последствий наполеоновских войн, свидетелем разгрома наполеоновской армии в России. Звучащий в поэме призыв к единству и борьбе имел важное значение в период 30-х годов: на примере исторического прошлого Мицкевич стремился понять и определить причины неудачи польского восстания 1830—1831 годов.
Правдиво отражая историческую действительность, Мицкевич не мог пройти мимо того факта, что польскому крестьянству были чужды интересы шляхты, что между шляхтой и народом не существовало и не могло существовать подлинного единства; крестьянство не разделяло надежд, возлагаемых шляхтой на Наполеона, и потому оно не являлось ее союзником.
Но глубокого понимания социальных противоречий между шляхтой и крестьянством у Мицкевича не было, поэтому он и не останавливается на изображении взаимоотношений между этими классами. Мицкевич не изобразил народ как основную движущую силу истории; в качестве силы, на которую опирается польская шляхта, выставлен Наполеон. Крестьянство же в поэме Мицкевича не показано, и в этом состоит ее наиболее слабая сторона.
Основное достоинство поэмы заключается в том, что Мицкевич показал в ней борьбу двух миров — отживающего свой век феодального мира с нарождающимся буржуазным. Создавая в своей поэме картину быта и нравов польского дворянства, Мицкевич показывает неизбежность экономического и морального упадка польской шляхты.
Уходящий в прошлое мир изображен в лице Судьи, Протазия и Гервазия, в лице вечно ссорящихся из-за пустяков асессора и нотариуса. Описывая свойственные им недостатки, временами посмеиваясь над ними, иронизируя над их слабостями, Мицкевич в то же время не скрывает и свою симпатию к ним, свое теплое и любовное отношение к этим носителям старых порядков и обычаев. Именно поэтому так подробно останавливается поэт на описании всего уклада жизни шляхты.
Совсем в ином плане дан в поэме образ Графа, В его лице автор высмеивает стремление во всем ориентироваться на чуждые западные образцы. Граф принадлежит к числу тех, кто, оторвавшись от родной почвы и утратив связь с национальными традициями, превращается в карикатуру, в пародию на человека.
Представителями молодого поколения, людьми с новым мировоззрением в поэме выступают Тадеуш и Зося. В словах Тадеуша о судьбе крестьян (часть XII) звучит осуждение существующего режима гнета и насилия. Тадеуш принимает решение освободить крепостных крестьян, которых получает во владение по наследству:
Рабовладельцем быть позорно человеку,—
И государству их (т. е. крестьян) отдам я под опеку.
Свободны мы с тобой, подарим им свободу,
Землей наследного дадим владеть народу.
Мужик рожден на ней, и до седьмого пота
Он трудится — весь мир живет его работой.
Одна из основных тем поэмы Мицкевича — тема любви к родине. Описания родной природы, замечательные в художественном отношении многочисленные лирические отступления, в которых автор выражает свое полное любви отношение к родине, являются лучшими местами поэмы. Любовь к родине руководит и всеми поступками пламенного патриота Робака, отдавшего свою жизнь служению родине. И Робак, и Тадеуш, и Зося — все они органически связаны с родной природой, глубоко ценят национальную культуру, стремятся облегчить судьбу народа.
В поэме «Пан Тадеуш» Мицкевич проявил себя мастером-реалистом.
По своему построению поэма «Пан Тадеуш» существенно отличается от всех предшествующих произведений Мицкевича. Если раньше в своих поэмах Мицкевич сосредоточивал внимание на кульминационных моментах в судьбах своих героев, то теперь он воспроизводит события в их последовательности, обстоятельно останавливаясь на мельчайших деталях. На смену романтическим героям поэм 20-х годов, окутанным тайной, пришли вполне обычные, земные люди. Изменяется принцип раскрытия характеров действующих лиц. Много внимания уделяется в поэме воздействию обстановки, среды на человека. Описательный элемент очень сильно возрастает по сравнению со всеми предшествующими. Характеры героев можно проследить в процессе их становления, развития, во взаимоотношении друг с другом и средой, их окружающей.
В поэме «Пан Тадеуш» Мицкевич создал широкое полотно жизни польского дворянства начала XIX века, правдиво изобразил исторические события, создал жизненные, типичные образы.
Поэма Мицкевича основана на глубоком знании народного быта; в ней, как и во всем творчестве поэта, ярко проявилось влияние на Мицкевича устного народного творчества (использование пословиц, поговорок и пр.).
Последние годы жизни и деятельности. «Пан Тадеуш» был последним крупным художественным произведением Мицкевича; все то, что было создано им в последние двадцать лет жизни, имеет в основном публицистический характер. Важное место в жизни Мицкевича в период 40-х годов занимало изучение истории славянских литератур, которое он связывал с изучением исторического развития славянских народов. В 1840 году, после открытия кафедры славянских литератур в Париже (1839), Мицкевич начинает читать там разработанный им курс истории славянских литератур. Это было важным событием в истории культуры. Мицкевич был одним из первых лекторов по этой интересовавшей очень многих теме. Основная цель курса заключалась в том, чтобы раскрыть своеобразие и значительность культуры славянских народов, определить то место, которое занимала она в мировой культуре. Мицкевич призывал славянские народы к объединению, к борьбе с реакцией за свою национальную и политическую независимость. В литературе Мицкевич видел средство «подготовить славянские народы к их будущему союзу». Историю развития литератур славянских народов Мицкевич связывал с историей борьбы народов славянских стран за их национальную независимость и государственную самостоятельность. Именно поэтому в лекциях, посвященных древней литературе, Мицкевич особое внимание уделял памятникам, отразившим героическое прошлое народа («Слово о полку Игореве», сербские народные песни).
Однако на лекциях Мицкевича не могло не сказаться относившееся к периоду 40-х годов увлечение его мистицизмом и мессианизмом.
Идеи мессианизма и мистицизма, проявившиеся у Мицкевича, подверглись резкой критике со стороны представителей передовой русской общественности, с большим интересом и вниманием относившихся к читаемому Мицкевичем курсу славянских литератур. Так, Герцен, отмечавший, что в лекциях Мицкевича «много прекрасного, много пророческого», подчеркивал в то же время и свойственные Мицкевичу ошибки и заблуждения.
Однако это увлечение Мицкевича было временным. События, связанные с революцией 1848 года, способствовали тому, что он опять принимает весьма деятельное участие в освободительной борьбе народов.
В 1848 году он отправляется в Италию с целью организации там польских легионов для борьбы с Австрией; под его редакцией начинает выходить газета «Трибуна народов». В статьях, печатавшихся в газете, Мицкевич выступал как страстный обличитель угнетения, бесправия и деспотизма, как сторонник республиканской формы правления.
Подъем политической активности Мицкевича в последние дни его жизни проявился в том, что в октябре 1855 года он отправился в Константинополь для организации польских легионов, которые приняли бы участие в происходящей в то время русско-турецкой войне.
В Константинополе Мицкевич заболел холерой и умер в ноябре 1855 года.
В историю польской и мировой литературы Мицкевич вошел как поэт-борец, пламенный патриот, сторонник братского сближения всех угнетенных народов в их совместной борьбе за независимость.
К творчеству Мицкевича обращались все польские писатели последующих поколений. Лучшие традиции поэзии Мицкевича продолжают жить в творчестве современных польских писателей.