Мировые полит отношения. Тенденция глобализации
Система м/днарод полит отношен в 20в приобрелаформу целостной системы, т.к образовались единый центр воздействия на миров политику (ООН) и ряд региональных полит центров. Миров полит сис-ма – это сис-ма гос-ств, их полит доктрин, м/днардн полит орган-ций и двжений и их идеологии, * обеспеч стадильн условия для прогресса мирового сообщества. Основн тенденцией в 20в стала тенд глоб-ции, т.е вовлечение отдельных стран этнических групп вокруг формирующегося общепланитарного центра развития на планете. Тенденция в самом начале, идет спор о гл мотивах тенд: 1. движет процессом эгоист процесс наиб сильной державы – сша. Сторонники такой позиции счит, что не естеств путь развития чел-ва и следует противодейст америк экспансии. 2. процесс мобилизации объективен и в люб случае, одна из держав была бы лидером, это опред-ся рыночн хар-ром миров эк. Сторонники этой позиции счит, что надо признать лид-во сша и дейст в русле всей их политики. Позиция рос рук-ва. Средняя – есть эгоизм сша, имперсие амбиции. Это критик-ся, но одноврем признается их лид-во и ндо стараться следовать их курсу, там где нет прямого нарушения нравственных и м/днародно-правовых законов.
Сущность глобализации 1. нарушение эколог баланса, гроза всеобщей гибели подталкивает процесс глобал-ии 2. развитие коммуникаций, инфраструктур, отношений до уровня, когда исчезают не вовлечен территории и этнич группы 3. появление 1-х субъектов в мир эк и политике, межправительствен орг-ции и появление гос-в (сша) 4. появление монополистич конкуренции центров силы.
В основе этих проявлений леж 2 глоб тенд и рез-ты их действий. 1. стремительное достжение зрелости капитализма с одноврем выходом наиб передовых стран за рамки капитализма. Следст этой тенд явл необх-ть полит оформления этого ре-та ввиде глоб полит центра упр-ия 2. образование техносферы – искуств среды жизнедеят-сти, до такого ур, когда в случ глоб катастрофы искл-ся возм-сть возврата к доиндустр образу жизни. Это зона пром-развитых стран. 2ое следст – ведущ экон центры м сохр себя только путем подчинения ресурсов др стран. 3е слд – техносфера перераст в техноценоз, теснящий биоценоз, делая невозм возврат к доинд глоб экологии.
1) совр ур глоба-ции показ концентрич круги вокруг центра, ядро – развит страны во гл с США 2) страны, претенд на вхождение в ядро 3) стр – главн ист-ки энерго и сырьевых ресурсов, * не замещаются др ресурсами 4) стр, богатые рес-ми, но замещ-ся 5) стр безразл для сущ техносферы 6) стр, * на столько отстали в развит, * обреч на вымирание без помощи развит стран.
Глоб-ция – противореч процесс, несущ в себе угрозу для всего чел-ва, поэт необх образование общемиров центра в лице ООН.
4) Политические режимы
- это те средства и методы, которыми данная власть обеспечивает свое господство в стране и управление обществом.
Демократический режим. Осн черты – реальная полнота прав и свобод личности, действительное разделение властей по горизонт и вертикали, * исключает установление не демократич режима какой-л обществ группой (партией), многопартийность, плюрализм идеологии, свобода слова и печати, свобода совести (вероисповедание), свобода этнического национального самоопределения. Модели демократии: античная демократия – власть большинства населения, социалистическая демократия – власть всего народа, либеральная демократия – максимум индивид свободы. Источником власти в общ-ве явл народ (прямая и представительная дем-ия), выборность основных органов гос-ва, подчинение меньшинства большинству, гарантия прав и свобод каждому гражданину, открытый хар-ер общества в стране. Гл принцип – разрешено всё, что не запрещено законом, принцип предельно широко раскрыв творческий потенциал народа.
Тоталитарный режим (полный, всеохватывающий) тотальный контроль правителей над людьми. Суть тоталит гос-ва в том, что власть правителей в нем явл абсолютной., насильственной и всеподавляющей, в рез чего права и свободы граждан предельно ограничены (деспотия Др Востока). Термин введен идеологами итал фашизма в 25г. в проге их партии было записано в качестве цели – установление тотал режима. Гос-во становится в равной степени механизмом решения общественных проблем для всех обществ групп. Все группы для такого гос-ва одинаковы.
Черты: крайняя неполнота реали-ии прав и свобод личности. Ресурсы общ-ва исп гл обр на военно-полит цели, осредоточ власти в руках полит рук-ва, создание фигуры вождя нации, свертывание многопарт, монополия одной идеологии, ограничение своб слова и печати. Гл принцип: запрещено все, что не разрешено законом. Творч потенциал нации свертыв до масшт полит рук-ва. На практике проявл как тотальн преследование и физич уничтожение противников режима.
Тоталитаризм (фашизм): Социализм (в СССР 1922-/91, особ в период сталинщины 1930 – нач 1950х), Нацизм (в гитлеровской Германии 1933 – 1945). Отличие комунист тотал-ма от фашистск формы – иная идеологич база. У фаш – идеология расизма, наион исключит-сти, у коммун – деформирован форма социалист идеологии. После падения фашизма их идеология запрещается заоном, а после паден ком тотал-ма – их идеология исправ. Тотал лежим показ сою неэффект-ть во всех сферах общ жизни и больш опасность для судеб чел-ва.
Авторитарный режим это соединение черт тотал и демократ режимов. Тоталитаризм в политике и идеологии, и элементы демократии в др сферах общ-ва. В отл от тотал авторит носит более мягкий хар-ер. Действуют некоторые права и свобод граждан, элементы гражд общ-ва, возм-на огранич деят-сть определенных, не опасных для властей партий и орг-ций, нет тотального контроля над общ-вом (гос-во избегает вмешат-ва в неполитич сферы, в эконом), возможно проведение выборов, необязательны массовые репрессии.
Недемократ признаки: неогранич власть одного лица, жесткий контроль полит сферы общ-ва, опора на силу и принуждение к повиновению властям, ограничение прав и свобод граждан.
Аторит режим чаще всего возн в переломные моменты жизни общ-ва – эффект средство обществ преобразований. Обычно носит времен хар-ер, с перспективой перерастания в тотал/демократ. Иван Грозный 1530-1584, Петр1 1672-1725, Николай1 1796-1855. а также в СССР с 17 по 29гг, с 53 по 88гг
Вывод. Россия не имеет демократ традиций, навыков, поэ трудно осущ-ся демократ преобразования.
Пути перехода к демократич режиму.1. ч/з разрушения из вне тоталит/авторит режима (война) 2. ч/з рев-цию, действие оппозиции внутри общ-ва 3. ч/з соглашение м/д старым режимом и оппозицией (Испания). В России имело место действие всех 3х способов
6) Государство: сущность, основные черты.
Основные элементы гос-ва: территория, население и власть. Г –это осн институт полит системыобщества, создаваемый для орг-ции и управления жизнью определ насления на определ территории с пом гос власти, имеющей обязат хар-ер для всех его граждан Каждое гос-во обладает суверенитетом, т.е полной самост-стью и независ-тью во всех внутр и внешних делах, явл единств органом, осущ-щим верховную власть в своей стране. Только ему принадл право офиц представлять общество в целом, издавать обязательные для всеобщего исполнения законы и др норматвные акты, осуществлять правосудие и защиту граждан и страны.
Г – это важнейш полит институт – это система органов власти, орг-ции и учреждения, * согласуют интересы общественных групп, обеспеч правопорядок страны, защищают суверенитет страны, обесп устойчивое развитие подсистем общ-ва, созд благопр усл для развития личности, защиты ее прав и свобод. Сущность гос-ва связана с 1ми 2мя ф-ями, а именно – согласование интересов и правопорядка, именно с этих ф-ий начин гос-во. Г возн в 4 в до нэ. Экон причина – создание организационных условий для деят-сти наиб активных и состоят слоев общ-ва. Сущность Г сост в том, чтобы обеспечит господство экономи сильного класса над др классами и общ-ва в целом. Этот период заканч, утв-ся нов вид Г – общенациональный, надклассовые гос-ва. Соглас интересов м/д груп общества этих Г происх на основе принципа соц справедл и демократии (правовые и соц-ориентирован Г-ва). Начало этому полож законодат реформы 70-80х гг 20в в развитых странах. Появление гос-ва в истории чел-ва – закономерный рез стремлений людей жить в цивилизованном, благоустроенном общ-ве.
Общ черты: террит, населен и полит власть. Г имеет специализир органы упр (прав-во, налог систему, органы правопорядка и армию. Г разл м/д собой по форме упр, типу устр-ва и полит режиму. Три ветви гос власти. 1. закон вл – федер собрание: совет федераций и гос дума 2. исп вл – прав-во РФ 3. суд вл – конституционный, верховный, высший арбитражный, прокуратура РФ
Понятие, сущность гражданского общества
все пространство многогранной жизнедеят-сти чел условно м разделить на 2 соц сферы: зона гос-но-политич отношений и сфера частногражданской жизни людей. Она и образует сферу гражд общ-ва. ГО – это та сфера соц жини, в кот люди в/д самост-но и свободно, исходя из своих индивид целей и потребностей. ГО – это система добров объединений граждан для более полного удовлетв их потребн и защиты своих интересов. Чем развитее общ-во, тем содержательнее интересы и соотв больше объединений ГО. Считается, что ГО развито, если а 10 тыс граждан не менее 100 орг-ций (по этому критерию проходит неск стран).
Начало возн ГО 17 в, когда появ свободн предприниматели – утв-ся капиталистич способ хозяйст-ия. Гоббс обосновал идею обществ договора м/д гос-вом и ГО. Локк напис 1ую в мире констит для одного из штатов Америки. Руссо – идея естеств прав чел на защищ-сть в общ-ве.
Предпосылками возникн ГО явл: частная собст-ть, свободная рыночн экономика и гос-во призвано максим удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Они многочисл и разнообразны. Разл объединения и ассоциации аккумулируют и обобщают похожие интересы.
Структура ГО вкл в себя 2 гл подсистемы: всю сов-сть свободных взаимоотношений людей, развив без вмешат-ва и котроля гос-ва (совместн бизнес, семья, м/днардн контакты) и социальные инсьтитуты, * порожд-ся свободн в/о людей (семья, частн собств, предпринимат-во, церковь)
Функции ГО: 1. развитие и удовлетворение частных интересов 2. правовая защита членов объединений 3. согласование конфликтных вопросов в рамках объединений 4 обеспеч усл для профес роста и углублен своих интересов и т.д. Главная функция – наиболее полное удовлетворение матер, соц и духовных потребностей общества.
Отношение гос-ва и ГО: отношения взаимны, обе стороны нужны друг др. гос-во дает ГО нормативн базу, законы, оказ матер и правовую поддержку в созд объединений, выполн роль арбитра при конфл в ГО.
ГО легитивизирует полит власть, органы и учреждения гос-ва. С этой целью гос-во собир представителей ГО на конгресс. ГО информир гос-во о возникн нов проблем, потребн., помогает гос-ву в кризисн периоды его истории (материально, морально и прямым участием в гос мероприят). В наст вр ГО предст собой в отношен с гос-вом определяющ сторону (в рзвит стр). правовые гос-ва активно стимул развитие ГО
Общая тенденцияв развитии ГО: постепенное освоение гос ф-ий, их передача ГО со стороны гос-ва. В разв странах этот процесс ушел далеко на уровне местного самоупр.