Общественно-политические организации и движения, их сущность, специфика и типы.
Польский политолог Ежи Вятр: общественно-политическое движение (ОПД) – добровольное сообщество равноправных граждан, ставящее своей целью изменить существующие условия или закрепить их путем оказания влияния на правительство либо путем борьбы за власть (союз потребителей, клуб любителей пива).
Формируются на принципах:
а) постоянное членство
б) признание общих целей
Динамика развития ОПД:
1) возникновение общественно-политического движения
2) возникновение общественно-политической организации
3) возникновение партий:
а) формулирование целей и задач
б) создание программы
в) агитация за решение целей и задач
4) этап затухания или прекращение существования, если цель достигнута.
Типы политических движений:
а) марксистский подход – классовый: классовые движения и межклассовые (национально-освободительные, антифашистские)
б) по основным целям деятельности: антивоенные – суперглобальные, планетарного характера, экологические, антифашистские (возникли в ходе второй мировой войны, в настоящее время угроза фашизма существует), студенческие движения.
Женские ОПД выступают за равные права с мужчинами в социальной жизни, в труде, за право голоса, за равную оплату и труд и т.д.
ОПД за расовое и национальное равноправие активизировалось после второй мировой войны.
Религиозные конфессиональные движения – за объединение христианской церкви, движение талибан.
По профессиональному признаку – беларуская ассоциация врачей.
ОПД выполняют роль посредника между личностью и государством:
а) расширение и защита прав граждан, демократизация общества
б) осуществление социального контроля за властью
в) участие в обсуждении и принятии решений
г) участие в образовании государственных структур
В РБ 1326 ОПД (17 партий, 42 республиканских профсоюза, остальное – общественные организации и движения).
31. Политическая культура общества: сущность, структура, функции. Уровни политической культуры.
Политическая культура как общественное явление появилось с появлением политики и государства. Термин введен немецким политологом XVIII в. И. Гердером. Учение о п/культуре как составной части политической культуры общества появилось только в середине XX в. (Алмон, Верба, Дюверже).
П/культура – система познавательных, эмоциональных и оценочных ориентаций и установок индивидов на политическую систему, а также на саму личность в политическом процессе.
Ежи Вятр: п/к-ра – совокупность позиций, ценностей и образцов поведений, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан.
П/к-ра – своеобразная форма организации и способ осуществления политической деятельности, представляющая собой систему п/институтов, п/взглядов, п/знаний, традиций, норм; это культура политического мышления и политической деятельности, а также степень цивилизованности, характера и способов функционирования политических институтов, организация все п/жизни общества.
Политическая культура имеет свою определенную структуру и включает 4 основных структурных элемента:
1) когнитивный (познавательный) – знания о политике, политическое образование, способы политического мышления
2) эмоциональный (аффективный) – чувства, эмоции, настроения, восприятие чувствами политических лидеров
3) нормативно-оценочный (аксиологический) – содержание политической оценки, политическая убежденность, оценка политических явлений
4) поведенческий – связан с политическими установками, политической активностью, общественно-политической деятельностью
П/символы – выражение определенных идей и понятий с помощью знаков (гимн, герб, флаг, погоны, п/ритуалы).
Уровни п/культуры определяют ценностную ориентацию индивида:
а) отношение индивида к ценностям общечеловеческого характера
б) отношение индивида, личности к власти
в) ценностное отношение индивида к конкретным политическим явлениям и отношения к себе.
Политическая культура выполняет ряд функций:
1. Политическое обеспечение коренных интересов и целей общества, социальных слоев, наций, этнических групп, личностей.
2. Гносеологическая (познавательная) – дать знания, способы управления обществом.
3. Воспитательная – повышение п/сознания граждан, формирование активной гражданской позиции личности
4. Нормативно-регулятивная – направлена на регулирование п/жизни, обеспечение стабильности, совершенствование п/структуры.
5. Информационная – получение достаточных и достоверных сведений о политике
6. Прогностическая
7. Обеспечение исторической преемственности и непрерывности п/процессов.
Политическая культура РБ.
Имеет глубокие исторические корни. Статуты ВКЛ использованы впоследствии во многих конституциях. Переведенная Библия. Зарождение истоков правового государства.
Современная политики – пассивная, подданническая, для нее характерно:
— ориентация на социальные равенства, социальную справедливость (на практике – равенство бедности)
— установка на то, что общественные и личные дела может решить государство и лидер
— ориентация на коллективные формы хозяйственной деятельности
— негативное отношение к частному предпринимательству, интернационализм – союзная наднациональная форма государственности.