Тема 6. Трансформация российского общества в ХIX в.
Цели: формирование компоненты ЗН/Пр-6:
- знать закономерности преемственности в историческом развитии страны и народов государства;
- иметь научное представление основные понятия:
Александр II. Социально-экономическое развитие России. Индустриализация страны. С.Ю. Витте и его роль в экономическом развитии государства. Общественные движения и народнические организации. Рабочее движение. Распространение марксизма в России. Г.В. Плеханов.
Русская культура ХIХ века и ее вклад в мировую культуру.
1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2008. С.187-283.
Тема 7. Капиталистическая модернизация, реформы и революции в России в начале ХХ в.
Цели: формирование компоненты ЗН/Пр-7:
- знать закономерности неравномерности исторического развития в мире и в России;
- понимать сущность догоняющей модель развития России;
- понимать особенности реформирования сверху, при отсутствии объективных предпосылок реформирования снизу;
- иметь научное представление основные понятия:
Россия в начале XX в. Русско-японская война. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России. Революция 1905 – 1907 гг., ее основные итоги. Деятельность первого российского парламента – Государственной думы. Проблемы промышленного и аграрного развития России. П.А. Столыпин.
1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2008. С.284-314.
Тема 8. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса.
Цели: формирование компоненты ЗН/Пр-8:
- знать закономерности неравномерности и конфликтности мирового развития
- уметь оценивать исторический опыт реформирования;
- иметь научное представление об основных понятиях
Россия в Первой мировой войне. 1917 г. в российской истории.
1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2008. С.314-338.
Практический блок (семинары)
Тема 5. Россия в конце XVII – начале XVIII вв. Реформы Петра I.
Цели: формирование компоненты ЗН/Пр-5:
- иметь научное представление об особенностях восточного типа государства и азиатского способа производства;
- уметь выражать и аргументировать свою позицию по особенностям проведения реформ сверху;
- иметь научное представление об основных понятиях:
Вопросы к теме:
1. Эволюция политического строя России в XVII в. Личность Петра I.
Исторические предпосылки реформ.
2. Реформы Петра I.
3. Итоги петровской модернизации России.
Источники
Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 2000. Гл. IX.
Реформы Петра I: Сборник документов /Сост. В.И. Лебедев. М., 1937.
Прокопович Ф. Сочинения. М.; Л., 1961.
Литература
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.
Баггер Х. Реформы Петра Великого: Обзор исследований: Пер. с дат. М., 1985.
Бобылев В.С. Внешняя политика России эпохи Петра I. М., 1990.
Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.
Валишевский К. Петр Великий. М., 1990. Кн. 1. Воспитание. Кн. 2. Личность; М., 1990. Кн. 3. Дело.
Водарский Е.Я. Петр I // Вопросы истории. 1993. № 6, с. 59 – 79.
Мавродин В.В. Рождение новой России. Л., 1988.
Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. М., 1984.
Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1994.
Содержание самостоятельной работы студента
Теоретический блок
Цели: формирование компоненты НВ/Пр-5:
- иметь научное представление об особенностях восточного типа государства и азиатского способа производства;
- уметь выражать и аргументировать свою позицию по особенностям проведения реформ сверху;
Работа студента с электронными источниками. Студент выполняет один из вариантов предложенных заданий в соответствии с последней цифрой номера своей зачетной книжки.
ЗАДАНИЕ 1
1. Зайдите на сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ www.hist.msu.ru . Прочитайте и сделайте выписки из Указа о престолонаследии. Ответьте на вопросы:
- на действия какого царя ссылался Петр в своих рассуждениях?
- на какой документ ссылается Петр, говоря о передаче недвижимого имущества?
2. Откройте сайт www.rulex.ru/01160320.htm. Сделать выписки, характеризующие личность Петра.
ЗАДАНИЕ 2
1. Зайдите на сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ www.hist.msu.ru . Прочитайте и сделайте выписки из Табели о рангах Петра. Ответьте на вопросы:
2.– какой ранг вы получите после окончания ПГУ?
- какой будет ваш ранг после окончания ПГУ по системе рангов 1800 и 1885 гг?
ЗАДАНИЕ 3
1. Зайдите на сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ www.hist.msu.ru . Прочитайте и сделайте выписки из указа о генеральном прокуроре. Ответьте на вопросы:
– кому подчинялся генеральный и обер- прокурор?
- каков круг обязанностей был у генпрокурора?
2. Опираясь на сайт www.ekaterina2.bnd.ru , выясните: в результате договоров о разделах Польши, какие территории населенные поляками, приобрела Россия?
ЗАДАНИЕ 4
1. Зайдите на сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ www.hist.msu.ru . Прочитайте и сделайте выписки из «О зборе подушном и протчем». Ответьте на вопросы:
– кто должен был собирать, каким образом и на какие цели?
- сколько собиралось?
ЗАДАНИЕ 5
1. Зайдите на сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ www.hist.msu.ru . Прочитайте и сделайте выписки из «Об учреждении губерний». Ответьте на вопросы:
– в какую губернию попала Пермь?
- какой город считался административным центром губернии?
2. Откройте сайт www.russianway.rchgi.spb.ru/ekaterina.html. Прочитайте статью Преснякова А.Е. Дворянский и крестьянский вопрос в екатерининской комиссии и сделайте выводы: предполагалось ли отменить крепостное право? в чью пользу предполагалось решить аграрный вопрос?
ЗАДАНИЕ 6
1. Зайдите на сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ www.hist.msu.ru . Прочитайте и сделайте выписки из кондиций Анны Иоановны. Ответьте на вопросы:
– какие сферы деятельности оставались у императрицы?
- можно ли считать это реальным ограничением самодержавия?
2. Откройте сайт www.ekaterina2.bnd.ru. Изучите Наказ императрицы Екатерины II Уложенной комиссии. В чём его демократизм?
ЗАДАНИЕ 7
1. Зайдите на сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ www.hist.msu.ru . Прочитайте жалованную грамоту дворянству Екатерины II. Ответьте на вопросы:
– кого хвалит в ней императрица?
- за что эти похвалы?
2. Откройте сайт www.derzava.com. Прочитайте статью Аксененко С.И. Тайна смерти Петра I. Возможно ли такое? Что за личностью предстает Петр, по мысли автора статьи?
ЗАДАНИЕ 8
1. Зайдите на сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ www.hist.msu.ru . Прочитайте и сделайте выписки из Акта о порядке престолонаследия 1797 г. Ответьте на вопросы:
– могли ли дочери императора стать императрицами и в каком случае?
- в каком возрасте достигалось совершеннолетие наследника престола?
Практический блок
Студенты по итогам работы должны представить ответы на заданные вопросы в письменном виде.
Требования к объекту оценивания
1) фамилия, имя, отчество студента и индекс группы в заглавии работы
2) сдача работы в указанный срок
3) работа должна быть оформлена
4) объем работы должен быть до 5 тыс. знаков (2 страницы).
5) наличие ответов на все поставленные вопросы
6) за выполнение задания студент получает от 0 до 5 баллов (за полное соответствие критериям 1, 2, 3, 4).