Принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств
защищает территорию государств от любых посягательств на её целостность или неприкосновенность. Он включает в себя недопустимость:
использования государством своей территории таким образом, который может нанести ущерб естественным условиям другого государства;
использования силы или угрозы силой;
превращения территории в объект военной оккупации;
приобретения территории с использованием силы или угрозы её применения (аннексия);
любых других действий, нарушающих территориальную неприкосновенность (например, транзит транспортных средств через иностранную территорию, разработка на ней природных ресурсов без разрешения территориального суверена).
В Уставе ООН данный принцип прямо не закреплен.В п. 4 ст. 2 Устава, посвященном принципу неприменения силы, указывается на недопустимость применения силы или угрозы ее применения прежде всего против территориальной неприкосновенности и политической независимости государств. В Заключительном Акте СБСЕ 1975 года территориальная целостность государств выделена в качестве отдельного принципа.
Под целостностьюимеют в виду юридическое,а не географическое,единство территории государства: отдельные части территории государства могут быть физически не связанными друг с другом.
Территория есть основное условие существования государства,сфера действия его суверенитета. Устав ООН запрещает применениесилы против территориальной целостности государств в виде вторжения,аннексии, оккупации, любых попыток расчленения государственной территории, если это не связано с международными санкциями.
Государства имеют право на целостность своей территории и её частей; в случае нарушения своих прав они могут применить принудительные меры, допускаемые международным правом, могут обратиться в Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности ООН, региональные организации, созданные в соответствии со ст. 52—54 Устава ООН, а также прибегнуть к индивидуальной самообороне. Одним из важнейших подтверждений существованияпринципа территориальной целостности является признание законности применения силы в случае посягательств на территорию государства, признание нарушения принципа casusbelli, т. е. достаточным поводом к военным действиям. Следует учитывать, что в качестве квазитерритории (условной территории государства) рассматриваются также военные базы, по договорурасположенные на территории третьих государств, территории дипломатических и консульских представительств, военные и торговые морскиеи воздушные суда, так что посягательство на них может вызвать последствия, аналогичные нападению на основную территорию.
Международному праву известны случаи нарушения территориальной целостности государства в качестве санкции за совершение международного преступления. Так, в результате Второй мировой войны был установлен особыйрежим управления Западным Берлином. Территория Германии быларазделена на зоны, управляемые от имени держав-победительниц.
Однако понятие территориальной целостности не противоречит правомерным территориальным изменениям, предпринимаемым государствами по договоренности и с согласия населяющего их народа.
Указанный принцип тесно связан с такими принципами МП, как неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, равноправие и самоуправление народов. Так, принцип равноправия и самоуправления обязывает государства воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства.
15.04.1994 руководителями стран СНГ принята Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников СНГ, в которой они подтверждают, что захват территории с применением силы не может быть признан, а оккупация территории государств не может использоваться для международного признания или навязывания изменения её правового статуса.
Согласно ст.4 Конституции РФ суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.