Политико-правовая теория Ш.Монтескье
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – выдающийся политический мыслитель, один из родоначальников французского Просвещения (наряду с Вольтером). Его идеи оказали огромное влияние на подготовку буржуазных революций во Франции и США и нашли отражение в статьях «Декларации прав человека и гражданина» во Франции (1789 г.), в Конституции США (1787 г.).
Основные работы: «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов».
Монтескье выступал за обеспечение гражданской свободы личности. Под свободой он понимал "право делать все, что дозволено законом". Необходимо строгое соблюдение законов, утверждение в обществе принципа законности (идея правления закона).
Он поддерживал теорию общественного договора. Государство – это результат сознательной деятельности людей, это исторический продукт развития общества. "Государство есть общество, где есть законы". Поэтому задачи государства – насильно заставлять отдельных граждан выполнять законы, служащие общему благу, устранять социальные противоречия, войны, вражду между людьми.
Он выделяет три формы правления: республика, монархия и деспотия. Для предотвращения произвола и злоупотреблений власть в государстве должна быть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение и взаимное сдерживание властей являются главными условиями обеспечения политической свободы.
Актуальной является мысль Монтескье о недопустимости унификации правления, копирования чужих форм и законов, ведь "каждое государство есть выражение духа нации".
Учение Монтескье о разделении властей легло в основу современного конституционализма.
Учение Ж.-Ж.Руссо о государстве и праве
Жан-Жак Руссо (1712-1778) – один из наиболее ярких и оригинальных мыслителей во всей истории политико-правовых учений.
Основные работы: "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми", "О политической экономии", "Об общественном договоре, или Принципы политического права".
Политические позиции Руссо более радикальны, чем концепции Монтескье. Руссо открыто выступал выразителем интересов мелкой буржуазии. Якобинцы в период Великой Французской революции во многом опирались на его идеи.
Руссо считал, что в естественном состоянии ("золотой век человечества") все люди были равны, господствовали свобода, равенство, общественная собственность. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства начинается борьба между бедными и богатыми. Выход был в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв свою естественную свободу, бедные не получили свободы политической. Руссо предлагает создать новый, подлинный общественный договор между народом и правителями. Он развивает идею народного суверенитета, из которой выводит принцип постоянного народного контроля за государственными органами через демократический "трибунал". Революции против тиранов не являются злом, они закономерны и справедливы. Руссо выдвинул идею прямого народовластия. Лозунгами такой республики будут принципы - свобода, равенство, братство.
Руссо принадлежит гипотеза о важнейшей роли частной собственности в процессе возникновения общественного неравенства, государства и права. Отсюда он выводит тезис о справедливости борьбы против неравного распределения собственности.
Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства, Руссо оказал огромное воздействие на последующую государственно-правовую теорию и социально-политическую практику.
Политические и правовые взгляды Т.Джефферсона
Виднейшим представителем демократического, гуманистического течения в американском Просвещении, одним из «отцов-основателей» США, автором Декларации независимости США был Томас Джефферсон (1743-1826).
С позиций теории общественного договора и естественных, неотчуждаемых прав человека Джефферсон последовательно выступал против всяких форм феодальных привилегий, отстаивал принцип народного суверенитета, впервые в мире законодательно закрепленный в Декларации независимости. Согласно этому принципу, источник закона – воля народа, который вправе контролировать власть. А в случае узурпации власти, установления тирании – и силой свергать антинародную власть.
Проблема прав личности и связанная с ней проблема демократической организации власти является одной из основных в политической доктрине Джефферсона. Так, естественное право провозглашается выше законов государственной власти.
ровозглашая приоритет прав личности, он выдвигает принцип конституционного ограничения функций верховной государственной власти, что уменьшает шанс произвола власти по отношению к любой личности.
Политическим идеалом Джефферсона как защитника и выразителя интересов мелких производителей Америки была демократическая республика фермеров. После победы революции он активно выступал против концентрации власти в руках федеральных государственных органов.
Политическое участие.
Политическое участие–действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют, или пытаются влиять на результаты ее деятельности.
К политическому участию относятся действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.
В самом общем виде многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от определенных свойств действующего индивида, характера режима правления, а также от конкретной ситуации. Соответственно американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют следующие разновидности политического участия:
1) пассивные формы политического поведения граждан: участие людей только в выборах представительных органов власти или только в решении местных проблем;
2) активные формы политического поведения граждан: деятельность участников предвыборных кампаний, политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики, профессиональные действия политиков.
Другой американский ученый Милбэрт выделяет следующие формы политического участия:
1) «активные» (руководство государственными и партийными учреждениями, деятельность кандидатов в представительные органы власти, организация предвыборных кампаний и т.п.);
2) промежуточные (участие в политических собраниях, поддержка партий денежными пожертвованиями, контакты с официальными лицами и политическими лидерами и т.д.);
3) наблюдательные (ношение на демонстрациях транспарантов, попытки других граждан вовлечь кого-либо в дискуссии и т.д.);
4) «апатичное» отношение граждан к политике.
В самом общем виде различают мобилизованное и автономное политическое участие. Первое характеризует те формы вовлечения индивида в политику, которые исходят от власти, государства, органов принуждения, создающих условия для втягивания личности в политические отношения помимо ее воли. Следовательно, политическое участие не является тем инструментом, посредством которого люди хотят повлиять «на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия». Итак, индивид включается в политическую жизнь, становясь заложником воли лидеров, властей, их искусства манипулировать людьми.
Разновидности автономного политического участия, напротив, демонстрируют действия, которые индивид предпринимает, во-первых, самостоятельно обращаясь к политическим формам защиты своих интересов, а во-вторых, столь же автономно выбирая формы и каналы проявления своей активности. В этом смысле политическое участие наиболее полно отвечает своей природе и сущности как инструменту разрешения индивидуальных проблем.
Рассмотрим более подробно некоторые типы политического участия.
К наиболее распространенному типу относится электоральное поведение. На его направленность оказывает влияние прежде всего идентификация конкретного избирателя с определенной социальной группой или партией. Психологическая близость к группе ограничивает спектр политических ориентации и альтернатив, упрощая политический выбор.