Судебные Уставы 20 ноября 1864 г.
Подготовка судебной реформы началась в конце 1861 г. 20 ноября 1864 г. император утвердил проекты судебных уставов.
Судебные уставы предусматривали:
· бессословность суда и его независимость от административной власти,
· несменяемость судей и судебных следователей,
· равенство всех сословий перед законом,
· состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов.
Вводились новые судебные учреждения:
· Коронный суд, который имел две инстанции: первой являлся окружной суд (обычно в пределах губернии, которая составляла судебный округ), второй — 1 судебная палата, объединявшая несколько судебных округов и состоявшая из уголовного и гражданского департаментов. Принимавшие участие в судебном разбирательстве выборные присяжные заседатели устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, а меру наказания определяли в соответствии со статьями закона судья и члены суда. Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными, но без их участия могли быть обжалованы в судебной палате. Они могли быть обжалованы в Сенате в случае нарушения установленного порядка.
Мировой суд учреждался в уездах и городах для разбора гражданских исков на сумму до 500 руб. и мелких правонарушений в составе одного судьи, без присяжных заседателей и адвокатов, с упрощенным делопроизводством. Он обеспечивал "скорое" решение дел с учетом "местных условий". Мировые судьи избирались на уездных земских собраниях, а в Москве, Петербурге и Одессе — городскими думами сроком на 3 года. Кроме того, он должен был обладать имущественным цензом, вдвое превосходившим ценз избираемых в уездные земские гласные по первой курии. Мировой судья был первой инстанцией, представлявшей собой мировой участок. Второй инстанцией являлся уездный съезд мировых судей. Эта инстанция составляла мировой уездный округ. Мировой судья мог приговаривать признанных виновными к денежному штрафу не свыше 300 руб., аресту до 6 месяцев или к заключению в тюрьму на срок не более одного года. Решения мирового судьи можно было обжаловать в уездном съезде мировых судей.
Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных — адвокатуру, а также институт судебных следователей — особых чиновников судебного ведомства, которым передавалось изымаемое из ведения полиции производство предварительного следствия по уголовным делам. Надзор за законностью действий судебных учреждений осуществляли обер-прокуроры Сената, прокуроры судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно министру юстиции как генерал-прокурору. Судебными уставами 1864 г. впервые в России вводился нотариат. В столицах, губернских и уездных городах учреждались нотариальные конторы со штатом нотариусов.Действие судебных уставов 1864 г. распространялось только на 44 губернии (немногим более половины губерний) России. Судебные уставы не распространялись на Прибалтику, Польшу, Белоруссию, Сибирь, Среднюю Азию, северные и северо-восточные окраины Европейской России. Суды вводились не сразу( не хватало подготовленных кадров). В связи с подготовкой судебной реформы была проведена и такая важная мера, как отмена телесных наказаний. Изданный 17 апреля 1863 г. закон отменял публичное наказание по приговорам гражданских и военных судов плетьми.
22. Внешняя политика России в 1856–1871 гг.
Крымская война – главный фактор политики данного периода, в итоге войны подорваны международные позиции России, распался австро-русско-прусский союз. Австрия начала сближаться с Англией и стала противником России, сложилась «Крымская система» - поддерживала изоляцию России, сохраняла слабость на Черном море и лишала влияния на балканские народы. Исходя из новой расстановки сил в Европе и задач, стоявших перед страной, во внешней политике России второй половины XIX в. можно выделить два периода:
· первый — от окончания Крымской войны (1856) до франко-прусской войны (1870—1871) и отмены нейтрализации Черного моря (1871);
· второй — с начала 70-х годов до заключения русско-французского союза в 1891—1894 гг., противостоявшего Тройственному союзу (Германия, Австро-Венгрия, Италия). (см. билет 30,31,34)
В первый период Россия видела свою главную задачу в выходе из изоляции и поисках союзников, способных поддержать ее планы по отмене ограничительных условий Парижского мира. В эти годы она отказалась от активных действий в Европе и на Ближнем Востоке, пытаясь решить международные вопросы дипломатическими средствами.
После франко-прусской войны 1870—1871 гг. и ликвидации статей Парижского договора по нейтрализации Черного моря в 1871 г. начинается второй период во внешней политике России.
1. Центральным направлением внешней политики России во второй половине XIX в. оставался восточный вопрос, включавший русско-турецкие отношения, проблему черноморских проливов, балканский вопрос.
2. Помимо Ближнего Востока, во второй половине XIX в. важное значение сохраняли отношения России с европейскими державами.
3. В эти же годы активизируются действия России в Средней Азии, завершившиеся в 60 — 80-е годы завоеванием большей части ее территории русскими войсками. (28 билет).
4. Дальневосточная политика России во второй половине XIX в. сводилась к закреплению договорных отношений с Китаем, установленных во второй половине 50 — начале 60-х годов. В 50 — 70-х годах Россия подписала дипломатические и торговые договоры с Японией.
5. Русско-американские отношения, официально установленные в начале XIX в., во второй его половине имели периферийное значение и рассматривались Петербургом как противовес английскому влиянию в Европе и Азии.
Министром иностранных дел в России с 1856 по 1882 г. был А.М. Горчаков — крупный дипломат, воспитанник Царскосельского лицея, ко времени вступления в должность министра он прошел большую школу в посольствах Великобритании, Австрии, Пруссии, Италии и был известен в дипломатических кругах Европы как широкообразованный, умный и тонкий политик. В ходе Крымской войны, в 1854 г., когда стали очевидны враждебные действия Австрии в отношении России, А.М. Горчаков личным распоряжением Николая I был назначен посланником в Вену. Столица Австрии в те годы была центром, где при активном участии австрийского правительства в ходе Крымской войны уже вырабатывались условия будущего мира с Россией. Используя противоречия в Германском союзе между Австрией и Пруссией, Горчаков пытался помешать усилиям Австрии втянуть Пруссию в антирусскую коалицию.
Политика России в Европе, Северной Америке
и на Дальнем Востоке:
Главной задачей внешней политики России в эти годы была ликвидация статей Парижского договора по нейтрализации Черного моря. Россия не могла мириться с положением, при котором ее черноморская граница оставалась незащищенной и открытой для военного нападения враждебных государств. Во второй половине XIX в., как и ранее, российское правительство не ставило вопроса о разделе Турции и о захвате проливов. На Балканах Россия стремилась восстановить свой пошатнувшийся в итоге Крымской войны авторитет путем поддержки балканских народов, требовавших осуществления реформ, обещанных Портой.
Сближение с Францией
Отношения Петербургского кабинета с другими правительствами в 1856—1871 гг. определялись их позицией в отношении пересмотра статей Парижского договора о нейтрализации Черного моря. Англия и Австрия откровенно противились этим усилиям России. Пруссия, занятая воссоединением Германии. Словесно она обещала поддержать Россию в ее решении, рассчитывая на помощь Петербурга в борьбе с Австрией за воссоединение Германии.
Наиболее реальным союзником оставалась Франция. Хотя она была активной участницей "Крымской системы", противоречия с Австрией, но! Противоречия с Англией из-за колониальных территорий в Африке + Северная Италия. Парижский кабинет надеялся на поддержку России в случае австро-итало-французской войны. Россия тоже рассчитывала на Францию. Сближение:
1. Первым шагом в этом направлении был торжественный прием в Петербурге и Москве французского посла Ш. Морни в 1856 г., во время которого Александр II и французский посол сделали обоюдные заверения в благожелательном расположении.
2. Продолжением этих личных контактов была поездка главы Морского министерства великого князя Константина Николаевича в Париж весной 1857 г. по приглашению Наполеона III, где французский император изложил свой план, предусматривавший совместные действия России, Англии и Франции на случай войны с Австрией из-за земель в Северной Италии.
3. Завершающим этапом личных переговоров была встреча императоров и министров иностранных дел в Штутгарте в сентябре 1857 г.
Соглашения в результате этих встреч подписано не было, но договорились действовать согласованно. В итоге взаимных уступок 19 февраля (3 марта) 1859 г. в Париже был подписан секретный русско-французский договор о нейтралитете и сотрудничестве. По этому договору:
· Россия, в случае войны Франции и Сардинии с Австрией за земли Северной Италии, обязывалась соблюдать благожелательный нейтралитет, выставив у границ Австрии русский наблюдательный корпус.
· Об участии России в войне с Австрией в договоре не говорилось.
· Столь же неопределенны были обязательства Франции по отношению к России.
Что касается России, то она не получила уверенности в поддержке Франции при пересмотре Парижского договора. Вместе с тем нельзя отрицать некоторого положительного значения русско-французского соглашения для России: оно позволило ей выйти из изоляции. Сам факт союза "с первой державой" Европы поднимал авторитет России, расшатывал "Крымскую систему".
В апреле 1859 г. Австрия объявила войну Сардинии (Пьемонту), Франция выступила на стороне последней. Наполеон III, произвольно толкуя русско-французское соглашение, побуждал Россию объявить войну Австрии. Российское правительство решительно уклонялось от военного участия. Австро-французская война, закончившаяся победой Франции и Сардинии, ухудшила русско-французские отношения. Наполеон был недоволен позицией нейтралитета, занятой Россией, а Россию не устраивал подписанный без ее ведома мир между Францией и Австрией. Имел значение и тот факт, что Наполеон III после окончания войны меньше нуждался в поддержке России, чем до ее начала.
Но самое главное:Франция по-прежнему оставалась верной союзу с Англией и вместе с Лондонским кабинетом стремилась полностью сохранить условия Парижского договора.