Внутренняя политика Александра I до 1812 г.

Европейское направление

Внешняя политика России в Европе была основана на венской системе. В марте 1815г. был подписан договор о Четверном союзе. В него вошли Россия, Англия, Австрия и Пруссия. Союз был нацелен на проведение в жизнь решений Венского конгресса, и в первую очередь относительно Франции. Ее территория была оккупирована державами-победительницами. Франции предстояло выплатить огромную контрибуцию.

В сентябре 1815 г. между Россией, Австрией и Пруссией был заключен Священный союз. Акт о его создании составил Александр. Текст имел религиозно-мистический характер и содержал обязательства христианских монархов оказывать друг другу помощь. Однако под религиозной оболочкой скрывалась общая политическая задача — поддержка старых монархических династий и защита принципа легитимизма. В 1818, 1820 гг. на конгрессах Священного союза в Аахене и Троппау эта идеологическая цель была трансформирована в политический принцип, дававший право членам союза вмешиваться во внутренние дела других государств с целью подавления революционного движения. Наиболее активными членами Священного союза были Россия и Австрия. Англия, формально не подписавшая Акт, на деле поддерживала консервативную политику Священного союза.

Четверной и Священный союзы не сняли противоречий между великими державами. Англия и Австрия стремились ослабить международный авторитет и политическое влияние России.

Общая политика России в отношении Франции заключалась в стремлении облегчить ее участь поверженной страны и вернуть в ранг великой державы как необходимый элемент европейского равновесия. Россия целенаправленно поддерживала просьбы французского правительства о досрочном выводе оккупационных войск и сокращении размеров контрибуции.

В первые годы утверждения венской системы значительно активизировались отношения России с Испанией, которую Александр рассматривал как противовес возросшему влиянию Англии на юге Европы и в Средиземноморье. В 1817 г. Россия выступила одним из посредников в испано-португальском конфликте, занимала доброжелательную позицию в вопросе об отношениях Испании с ее латиноамериканскими колониями. После начала испанской революции 1820 г. Россия сохранила дипломатические отношения с этой страной и в первое время считала нежелательным иностранное вмешательство в испанские дела.

Все эти действия российской дипломатии указывали на то, что в рамках венской системы она пыталась противопоставить англо-австрийскому сближению свои особые отношения с Фракцией и Испанией. Однако бурно развивавшиеся революционные события в Европе усилили консерватизм внешнеполитического курса России и заставили Александра I пойти на дальнейшее сближение с Венским двором.

Отношение Александра I к революционным событиям постепенно менялось от сдержанно выжидательного к открыто враждебному. Как глава Священного союза он был готов к организации контрреволюционных мер. Одновременно он стремился обеспечить коллективное вмешательство в дела Италии и Испании, отказавшись от предложения Австрии действовать на двусторонней основе.

В связи с этим в октябре 1820 г. в Троппоу был созван конгресс пяти союзных держав — России, Австрии, Пруссии, Франции и Англии. Позднее место заседаний было перенесено в Лайбах. Главным вопросом повестки дня была выработка мер по подавлению революционных выступлений. В ноябре 1820 г. Россия, Австрия и Пруссия подписали протокол о праве вооруженного вмешательства во внутренние дела других государств (принцип интервенции) и дополнение к нему, касавшееся мер по подавлению неаполитанской революции. На основе достигнутой договоренности 100-тысячная австрийская армия быстро расправилась с революционным народом Неаполя и Пьемонта. В них были восстановлены абсолютные монархии и австрийское влияние.

Усиление реакционной линии России по отношению к революциям в Италии было связано с изменением взглядов Александра I, вызванным как европейскими, так и внутриполитическими событиями. Большое воздействие оказало на него известие о восстании в Семеновском полку (1820), полученное им во время конгресса в Троппау. Однако он отказался от идеи участия российских войск в подавлении итальянской революции, крайне непопулярной в русском обществе и, в первую очередь, среди прогрессивно настроенных офицеров гвардии.

Завершился конгресс в Лайбахе подписанием новой Декларации Австрией, Пруссией и Россией об оккупации Неаполя и Пьемонта австрийскими войсками. Она подтверждала их решимость использовать насильственные методы для восстановления там власти легитимных монархов. Так постепенно усиливалась консервативная линия в политике Александра I.

Последний конгресс Священного союза состоялся в Вероне в 1822 г. Это был наиболее представительный форум европейских государств. Конгресс проходил в условиях разраставшейся революции в Испании, широкого освободительного движения в испанских колониях в Латинской Америке и начавшегося в 1821 г. греческого восстания, обострившего противоречия европейских держав в восточном вопросе.

Программа российской делегации на Веронском конгрессе имела явно консервативный характер. Вместе с отставкой графа И. Каподистрия (май 1822) Россия окончательно отказалась от дипломатических методов урегулирования проблем революционных движений в Европе и отдала предпочтение идее прямого вооруженного вмешательства.

Центральное место в работе конгресса занимал вопрос о революции в Испании. Было принято решение об интервенции Франции в эту страну. Ее войска в битве под Трокадеро нанесли поражение испанской армии. Осенью 1823 г. революция в Испании была подавлена.

В день окончания работы Веронского конгресса Австрия, Россия и Пруссия вновь приняли циркуляр, осуждавший рволюции, в том числе и греческое восстание. Однако добиться согласованных действий в этом вопросе державам не удалось.

Последний конгресс Священного союза свидетельствовал о значительном поправении европейской дипломатии. Не признавая неизбежности крушения старых абсолютистских порядков и развития Европы по пути социально-политического прогресса, Александр I и его союзники пытались предотвратить эти процессы не только методами дипломатического воздействия, но и прямым вооруженным вмешательством. Временно они достигли своей цели: первая в XIX в. волна европейских революций была отбита, венская система сохранена, власть ряда европейских монархов восстановлена.

Восточный вопрос

В период Отечественной войны 1812 г. и заграничного похода 1813—1814гг. внимание России было отвлечено от Турции и Балкан Однако российское правительство продолжало рассматривать восточное направление своей политики как одно из важнейших. Задачи в решении восточного вопроса оставались прежними: укрепление и обеспечение безопасности южных границ, создание благоприятных внешнеполитических условий для развития Новороссии, защита торговых интересов России в черноморском регионе, обеспечение наиболее благоприятного режима судоходства через черноморские проливы.

Одновременно правительство Александра I не могло и не хотело устраниться от вмешательства в балканские дела и взаимоотношения Порты с ее подданными-христианами. Расширившиеся в период русско-турецких войн конца XVIII — начала XIX в. политические и духовные связи с балканскими народами накладывали на русское правительство обязательства по их поддержке. Все спорные вопросы Россия первоначально пыталась решать дипломатическими средствами. Характерной чертой политики Александра I в восточном вопросе в период Священного союза было стремление к согласованным действиям с европейскими странами. Этому не мешало даже понимание российской дипломатией того, что Великобритания, Австрия, Франция имели собственные интересы на Востоке, противостоявшие России.

В 1812—1814 гг. международная обстановка в Юго-Восточной Европе оставалась весьма напряженной. Окончание войны России с Турцией не привело к стабилизации их отношений. Турция, вынужденная по Бухарестскому мирному договору уступить России Бессарабию, подтвердить автономию Дунайских княжеств и предоставить самоуправление Сербии, стремилась к политическому реваншу, восстановлению своих позиций на Балканах.

В1813 г., собрав огромные силы, турки начали военные действия против продолжавшегося восстания сербов и разгромили их. В 1815 г. в Сербии вновь вспыхнуло восстание. Россия, одержавшая к этому времени победу над Наполеоном, смогла более решительно выступить в защиту сербов. Она поддержала их дипломатическими средствами, настаивая на строгом выполнении Турцией условия Бухарестского мирного договора об автономии Сербии. В результате в 1816 г. между Турцией и Сербией был подписан новый мир, по которому султан окончательно признал сербскую автономию.

В 1816 г. в Константинополь был направлен со специальной миссией граф Г.А. Строганов. В его задачу входило добиться от Порты строгого выполнения условий Бухарестского мирного договора, главным образом подтверждения автономных прав Дунайских княжеств. Не менее остро стоял вопрос о свободе навигации в проливах и о торговле российских подданных в Османской империи. Строганов имел инструкции решать все эти вопросы мирными, дипломатическими средствами, не доводя дело до нового вооруженного конфликта. Проводя умеренную и сдержанную политику в отношении Турции, Россия постепенно теряла свое влияние в восточном Средиземноморье, где значительно усилились позиции Великобритании.

В 20-х годах XIX в. восточный вопрос получил новое развитие в связи с широким национально-освободительным восстанием в Греции. В 1821 – вспыхнуло Греческое восстание под руководством А. Ипсиланти. Позиция России, на которую надеялись греки, была сначала недоброжелательной, но потом стала меняться. В 1823 министр иностранных дел Англии Каннинг признал греков «воюющей стороной». А русское правительство даже в 1823 – 1824 призывало урегулировать греческий вопрос путем коллективной акции всех европейских держав. 1824 – Россия сформулировала программу частичной автономии Греции в составе Турции (не устраивало ни греков, ни турок). Греческая армия находилась на грани поражения. Июнь 1824 – Петербургская конференция,в которой участвовали Россия, Австрия, Пруссия, Англия и Франция. Она была последней попыткой российского правительства согласовать действия держав. Программа российского правительства была враждебно встречена Австрией и Англией, прохладно — Францией и Пруссией. После того как Турция отвергла предложения участников конференции о посредничестве, Александр (в последние месяцы своей жизни) принял решение действовать в греческом вопросе самостоятельно.

Просвещение и печать.

1) Устав гимназий и училищ 28 декабря 1828 г.В основе народного просвещения – принцип строгой сословности и бюрократической централизации. Согласно уставу начальное и среднее образования подразделялось на три категории: 1) для детей низших сословий – однокласснные приходские училища 2) для детей купцов и мещан – трехклассные училища с более широкой программой 3) для детей дворян и чиновников – семиклассные гимназии, там готовили к университету.

2) Университетский устав 26 июля 1835 г. Раньше университету были центрами учебных округов, т.е. влияли на низшее и среднее образование, теперь они сами попали в зависимость от учебного округа. Была существенно ограничена автономия университетов. Хотя ректор выбирался Избранным советом университета, он должен был подтверждаться императором. Второе лицо за ректором назначался попечителем учебного округа из военных или гражданских инспекторов, раньше из университетской среды. Упразднялся университетский суд, устанавливался строгий надзор за студентами, назначались инспектора, исполнявшие полицейские функции.Положительные моменты:срок обучения увеличен с 3 до 4 лет, в Московском университете главное – исторические дисциплины и законодательство, Петербургский – восточные языки и история стран Востока, Казанский – физико-математика. Вводились обязательные стажировки, при университетах подготовительные курсы, было поднято значение университетского образования.

3) Учреждение специальных высших учебных заведений.В основном это положительная мера. Так как были нужны специалисты в разных отраслях народного хозяйства, были учреждены специальные учебные заведения. 1828 – в Петербурге Технологический институт, 1830 – Архитектурное училище, 1832 г. – Училище гражданских инженеров. 1835 – Межевой институт + Императорское училище правоведения.

4) Цензурные уставы 1826 – 1828 гг. и печать.Особое внимание правительства на печать. Первый устав 10 июня 1826 г. называли чугунным, такой жесткий, учреждался главный цензурный комитет, входил в министерство народного просвещения. Следили не только за политическими направлениями, но и литературными вкусами. В 22 апреля 1828 г. новый устав, предписывал цензорам быть справедливыми. + Комитет иностранной цензуры. Каждый новый журнал только с позволения императора. 1831 г. – прекращено издание «Литературной газеты» Дельвига, «Телескоп» Надеждина 1836, «Европеец» Кириевского 1832.

В основе политики просвещения – министр народного просвещения Уваров С.С.Возглавлял с 1833 по 1849 гг., в его подчинении были многие научные и культурные учреждения. В молодости был «либералом», был основателем кружка «Арзамас», но потом занял откровенно охранительные позиции. Им были сформулированы основные принципы теории официальной народности – «православие, самодержавие, народность».

Восточный кризис

Внешняя политика России определялась ее национальными и геополитическими интересами» На ней сказывался и ход общего исторического развития, связанный с расширением национальных и освободительных движений, а так же усилением колониальной экспансии капиталистических европейских государств. Огромное влияние на внешнюю политику России оказывали бурные революционные процессы в Западной Европе, направленные на окончательное уничтожение абсолютистских режимов.

Политика Николая I в Европе была направлена на сохранение приобретенных ранее территорий, укрепление новых границ, подчинение Польши, Прибалтики и Финляндии интересам Российского государства. Борьба с революционной опасностью была вызвана не только идеологическими соображениями, но и необходимостью обеспечения европейской стабильности и сохранения неприкосновенности западной границы империи.

Если в силу исторических факторов (в первую очередь затянувшихся наполеоновских войн) европейское направление в первой четверти XIX в. было основным для России, то в период царствования Николая I центральное место занял восточный вопрос — взаимоотношения с Османской империей и решение международных проблем, связанных со все большим ее ослаблением.Для России чрезвычайно важными задачами были укрепление своих позиций на черноморском побережье и защита границ на юге страны. В экономическом и стратегическом отношениях Черное море приобретало для России все большее значение. В связи с этим важнейшей проблемой ее внешней политики было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов — Босфора и Дарданелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию огромных южных районов государства. Недопущение в Черное море иностранных военных судов также было одной из задач российской дипломатии.

Во взаимоотношениях России с Османской империей большую роль играл тот факт, что в составе последней находились многие христианские и славянские народы Балканского полуострова, которые видели в России своего единственного защитника и спасителя, а русская общественность глубоко сопереживала своим братьям по вере и крови.

1820-30-е - под вопрос встает само существование Османской империи. Греция становится самостоятельной, чему способствует русско-турецкая война 1828-29гг.

Война - Дунайская армия под командованием Витгештейна, а потом Дибича и Кавказская армия под командованием Паскевича. Турок численно больше (где-то в два раза), но у них слабее флот. Осада Браилова - взяли 7 июня 1828, взяли Варну и другие турецкие города в этом районе.

Русский военно-морской флот успешными действиями обеспечивал господство в Черном море, а со стороны Средиземного моря блокировал Дарданеллы.

После затяжных и упорных боев, продолжавшихся с апреля 1828 до весны 1829 г., России наконец удалось овладеть стратегической инициативой. Были захвачены крепости Шумла и Силистрия. Летом 1829 г. русские войска перешли через Балканы. 8 (20) августа турки без боя сдали Адрианополь (Эдирне), что означало приближение конца войны.

На Кавказском театре военных действий также были достигнуты значительные успехи: в июле 1828 г. русские войска овладели Анапой — оплотом турок на Западном Кавказе; одновременно пала мощная турецкая крепость Каре в Западной Армении; в течение лета 1828 г. Кавказская армия заняла Карский, Ахалцихский и Баязетский пашалыки.

Таким образом, летом 1829 г. Турция потерпела поражение на Балканах и на Кавказе. Пытаясь предотвратить взятие русскими войсками столицы Османской империи, султан Махмуд II санкционировал начало двусторонних переговоров о мире.

Адрианопольский мир был подписан 2 (14) сентября 1829 г. в Адрианополе со стороны России А. Ф. Орловым и Ф. П. Паленом, со стороны Турции — МехмедСадыкэфенди и Абдул Кадырбеем. Договор завершил русско-турецкую войну 1828—1829 гг., закрепил успехи русского оружия на Балканах и Кавказе. Россия приобрела следующие территории: дельту Дуная, черноморское побережье Кавказа от Анапы до Поти, крепости Ахалцих и Ахалкалаки, Восточную Армению. Порта отказалась от претензий на ранее отошедшие к России земли в Закавказье. Фактически был завершен длительный процесс присоединения к России большей части территории Закавказья и формирования границы в этом регионе. Договор предусматривал ряд политических условий: гарантировалась широкая автономия для Греции (в 1830 г. она провозгласила свою независимость); подтверждались автономные права Сербии и Дунайских княжеств; провозглашалась свобода торговой навигации в проливах. Турция обязывалась выплатить контрибуцию за нанесенные русским подданным убытки.

Сельское хозяйство.

1. Аграрное развитие.

Более 90% населения – в с/х, с/х – основной сектор экономики. Экстенсивный характер развития (за счет увеличения площадей посевов: с 38 → 58 млн.дес. (на 53%). Господствующая система земледелия – трехполье.Натуральный характер животноводства (для домашнего употребления)

2. Формирование центров торгового земледелия.

Центрально-Черноземный район – товарное производство хлеба (18% среднегодового сбора хлебов).Владимирская, Костромская, Ярославская губернии – лен. Калужская, Нижегородская – конопля. Ростов – огородничество. Богородск и Бронницы – торговое хмелеводство. Тверь, Нижний Новгород – луководство, табаководство, птицеводство. Крым, Закавказье – виноградарство, шелководство.Удельный вес предпринимательского земледелия невелик.

3. Помещичье хозяйство. Кризис крепостничества.

По данным 8 ревизии (1833):

70% - мелкопоместные дворяне (менее 21 души, в среднем – 7 душ)

3% - крупнопоместные дворяне (более 1000 душ, в среднем – 1350 душ)

Сокращение помещичьих семей, владевших крепостными в центральном районе– на 7% (за счет продажи земли недворянам), увеличение дворянского землевладения в Поволжье, Приуралье, Степном юге – на 3%.Формы и размеры феодальной эксплуатации зависели от региона. Удельный вес барщины увеличился с 56 до 71%. В предреформенный период – смешанная форма эксплуатации – барщина + оброк.Кризис крепостной системы. Вт. четверть 19 века. Возможности развития помещичьего хозяйства на крепостной основе были исчерпаны, развитие капиталистических отношений на базе мелкотоварного производства.

Проявление кризиса:

· расширение барщины →товарное производство.

· Разновидность барщины – месячина (попытка интенсифицировать труд). Крестьянин был лишен полевых наделов, все рабочее время находился на барщине, оплата – натур.продовольственный паек.

· Рост оброка (в 3,5 раза) → недоимки крестьян

· Рост задолженности помещиков (в залоге 1796 - 6%, в 1833 – 43%, 1859 – 66% крепостных крестьян). Общая сумма долга – 425 млн. руб. → в 2 раза больше годового дохода в государственном бюджете.

Развитие промышленности

1. Рост крестьянской промышленности.

Крестьянская промышленность – база для роста капиталистического промышленного производства. Накопление капиталов, развитие предпринимательства, формирование промышленной буржуазии (Морозовы, Гучковы, Рябушинские и др. – бывшие крестьяне-кустари). Наиболее широкое распространение – в центрально-промышленных губерниях России (Московской, Владимирской, Калужской, Костромской, Тверской, Ярославской, Нижегородской). Сложилась промышленная география центрального района России. Центры промышленного производства.

Промысловые села:

Иваново, Павлово, Городец, Богородское – текстильная промышленность. Вичуга и Середа (Костромская губерния)– кожевенная промышленность;Великое Ярославское, Кимры (Тверская губерния) – дерево и металлообрабатывающая промышленность.

2. Мануфактура

Крупная промышленность росла за счет распространения капиталистической мануфактуры. Рост вольнонаемного труда (1799 – 40%, 1825 – 54%, 1860 – 81%).Рост рабочих на вотчинных (помещичьих) мануфактурах (более чем в 6 раз). Покровительственные меры правительства – поддержка помещичьего предпринимательства (дешевые кредиты, выгодные заказы). Но конкуренции с капиталистическими предприятиями не выдерживала.

3. Начало промышленного переворота

(конец 30-х – начало 40-х гг. – конец 70 – начало 80-х гг.19 в.)

Вторая треть 19 в. – начало перехода от мануфактуры к капиталистической фабрике. Использование западноевропейских технологий.

2 стороны промышленного переворота (техническая и социальная)

Формирование промышленной буржуазии шло 2 путями:

· Купец → мануфактурист или фабрикант;

· Мелкие производители → мануфактуристы или фабриканты.

Характерная особенность: соединение торгового капитала с промышленным (купцы не прекращали своей торговой деятельности, выходцы из кустарей соединяли промышленное производство с торговым делом.

Город

Рост городского населения (в 2 раза). Удельный вес горожан с 6% → 8%.Количество городов с 630 → 1032 (преимущественно небольшие, не более 5 тыс.)Рост городов за счет притока населения извне (в Москве крестьяне составляли 60%)В начале 19 века - 5 городов – население более 50 тыс. чел. (Пб – 336 тыс, Москва – 270 тыс), в конце 50-х гг. – 14 городов (Пб – ок. 500 тыс., Москва – 352 тыс., Одесса – 119 тыс)

Торговля.

Существовало две основные торговые формы:

1) Ярмарка – классический вариант феодальных отношений, слаборазвитые рыночные отношения, существует только определенный временной отрезок, в России только два раза в год – весна и осень. Сезонность ярмарок говорит о натуральном хозяйстве. Существовали крупные ярмарки, разбросанные по всей стране. В первой половине 19 века появляется огромное количество новых ярмарок (эти регионы начали связываться à экономическое освоение территорий). В первой половине 19 века вместо готового товара все больше популярно сырье и полуфабрикаты, удельный вес готовой продукции уменьшается.

2) Магазины. Существовали в очень маленьком объеме, это факт развития рыночных отношений + появляется торгующее крестьянство, в России нет сложившегося внутреннего рынка, только маленькими регионами. Проблема: как организовать и обеспечить товарообмен.

Транспорт:

Водный и гужевой транспорт – основные. (Но! Климат!!! Сказывалось на доставке грузов – из Н. Новгорода в Пб зерно приходило на второй год после уборки урожая!)Новые каналы – Северо-Екатерининский (Кама + Северная Двина), Огинский (Днепр + Западная Двина), Березинский (Неман + Висла), Мариинская, Тихвинская система каналов (Волга + Балтийское море).

Пароходное сообщение (первый пароход – Нева, 1815).До 1825 – 11, 1850 – 99, 1860 – 339 пароходов. Сормовский завод (1849).Гужевой транспорт – занято летом до 800 тыс. чел., зимой – до 3 млн чел.Шоссейные дороги: Первые – в 1817 г.1825 – 367 верст, 1861 – около 10 тыс. верст.

Железные дороги: Пб + Царское село (25 верст, 1837),Варшавско-Венская (1839-48), Пб – Москва (1843-51), Варшава – Пб (1859) и др. Всего к 1861 г. – 1,5 тыс верст. (Мало!)

Итог: в экономическом отношении страна аграрная, это единственный сектор экономики, индустриальный сектор только начинает формироваться, а этот индустриальный сектор – только дополнение аграрного сектора.

Подготовка отмены крепостного права.

(лекции + уч. Фёдорова)

Нет кризиса феод.-барщинного хоз-ва! Во 2/4 XIX в. НЕ начинается промышленный переворот! В лучшем случае — начало развития. Т.о. предпосылок для отмены крепостного права нет. Внутренняя обстановка не располагает к отмене крепостного права. Не готовы ни только помещики, но и крестьяне. Крепостное право — это то, что обеспечивает сущ-е дворянства, крестьянства и самого гос-ва.

Если социум к этому не готов, этим должно заняться гос-во.

У гос-ва были серьёзные причины для отмены крепостного права. Эта мотивация лежит вовне — проигрыш в Крымской войне (последствия) — он развалил всю Венскую систему: раньше Россия занимала чуть ли ни первое место; теперь же, после запрета держать воен. флот в Чёрном море, она хоть и осталась Великой державой, но уже «второго сорта». Она теперь не формирует м/о, а следует логике. Она теряет позиции в Восточном вопросе. Идёт вытеснение России. Но она — империя. Ей необходимо себя защитить. Т.о. основная задача — восстановление после проигрыша.

Но Россия отстала экономически. И без её восстановления нельзя реанимироваться. Основные инструменты сохранения себя как державы — политика, дипломатия, армия. А без экономики не восстановить армию. Для возрождения экономики необходима отмена крепостного права.

Страна оказалась в ловушке: внутренне — не готова; а внешне — поздно.

Весна 1856 г. - прошёл месяц после смерти Николая I, назначен день коронации Александра II. После он встречается с дворянством в Кремле, где открыто заявляет, что необходимо отменять крепостное право сверху. Власть боится повторения пугачёвщины. Но реально реформа началась позже — с начала 1857 г.

Выработка оснований крестьянской реформы сначала была возложена на Министерство внутренних дел — группу чиновников под председательством Левшина — товарища министра внутренних дел Ланского. Летом 1856 Левшин представил «Записку». Её суть: за помещиком сохранялось право собственности на всю землю, включая и крестьянскую надельную, кот.предоставлялась крестьянам в пользование, за что они обязаны были нести регламентированные законом повинности.

3.01.1857 был образован Секретный комитет под председательством князя Орлова «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян».

Должны были повлиять на реформу помещики — но они не понимают, зачем это надо — не кризисная же ситуация?! Царя поддержала лишь либерально настроенная часть помещиков, хоз-ва кот.были сильнее других втянуты в рыночные отношения. Они представили ему ряд своих проектов отмены крепостного права. Проекты предусматривали разные варианты освобождения крестьян (объясняется различием хоз. интересов помещиков). Можно выделить 3 группы:

1. Интересы помещиков нечернозёмных губерний (более развитые товарные отношения, широкое распространение крестьянских неземледельческих промыслов, преобладание оброчной формы эксплуатации) отражал проект А.М. Унковского: предлагал освободить крестьян с землёй «без переходного состояния», т.е. сразу, но с «вознаграждением» помещиков как за землю, так и «за самих освобождаемых крестьян»;

2. Интересы помещиков чернозёмной полосы (преобладание барщинного хоз-ва, связанного с рынком; земля особенно высоко ценится) отражал проект М.П. Позена: выражал стремление помещиков к сохранению в своих руках максимального кол-ва земли;

3. Интересы помещиков степной полосы (слабо заселена; преобладание крупного помещичьего хоз-ва) выражал проект Ю.Ф. Самарина: предусматривал необходимость личного освобождения крестьян и предоставил им гражданских прав. Но ввиду недостатка рабочих рук — установить «переходный период» на 10-12 лет.

Несмотря на различия, все проекты объединяло стремление сохранить помещичье землевладение, власть помещиков и самодержавную монархию.

Всплывает вопрос «как?» - вовлекают в процесс и дворян. Начинают с западных губерний. Власть потихоньку, действуя на генерал-губернаторов, формирует в каждой губернии губерн. комитет. 1ые — в Ковинской, Вильнской и Гроднинской — губернатор — Назимов. Затем — рескрипт на Назимова: благодарность императора дворянству этих губерний. Затем — и в остальных.

Процесс идёт медленно, но идёт.

Создав эти комитеты, привлекая общественность, власть делает эту подготовку гласной: Секретный комитет 16 янв 1858 переименован в Главный. В конце 1858 г. группа богатых дворян обращается к императору с идеей освобождения крестьян с землёй. Главный тезис — освобождение без земли может нарушить хлебный баланс.

=>программу Левшина надо пересматривать. Новую программу создаст Ростовцев.

1859 — созданы Реакционные комиссии (их две, но, по сути, слились в одну). Ростовцев становится председателем.

В авг 1859 Редакционные комиссии в основном подготовили проект «Положений о крестьянах». Предполагалось сначала обсудить его с депутатами от губернских комитетов (приглашались отдельными группами). Депутаты подвергли резкой критике представленный им проект «Положения о крестьянах» => Редакционные комиссии пошли на некоторые уступки: в ряде чернозёмных губерний понижены нормы крестьянских наделов, а в нечернозёмных повышены размеры оброка и предусмотрена «переоброчка». 10 окт 1860 Редакционные комиссии завершили свою работу и проект «Положений» поступил в Главный комитет по крестьянскому делу, где он обсуждался до 14 янв 1861 =>новые изменения: снова понижены нормы крестьянских наделов в некоторых местностях, «имеющих особые промышленные выгоды». 28 янв 1861 проект поступил на рассмотрение Государственного Совета =>новое дополнение в пользу помещиков: по предложению князя Гагарина был внесён пункт о праве помещиков предоставлять крестьянам в собственность бесплатно четверть надела (стремление сохранить максимум земельных угодий и обеспечить себя дешёвой рабочей силой).

16 февр 1861 в Гос. совете завершено обсуждение проекта. 19 февр — подписание «Положений».

Правовое положение крестьян

По Манифесту крестьяне сразу получали личную свободу. Необходимо подчеркнуть важность этого акта: борьба за "волю" занимала главное место в многовековой истории крестьянского движения.

Богатые крестьяне шли на значительные траты, чтобы выкупиться на волю. И вот в 1861 г. бывший крепостной, являвшийся до этого фактически полной собственностью помещика, который мог отнять у него все его достояние, а его самого с семьей или отдельно от нее продать, заложить, подарить, теперь не только получал возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд общих имущественных и гражданских прав: от своего имени выступать в суде, заключать разного рода имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Все это давало больший простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода на заработки и, следовательно, складыванию рынка рабочей силы, а главное — раскрепощало крестьян нравственно.

Правда, вопрос о личном освобождении крестьян в 1861г. не получил еще окончательного разрешения. Черты внеэкономического принуждения еще продолжали сохраняться на период времени обязанного состояния крестьян: за помещиком оставалось право вотчинной полиции на территории его имения, ему в течение этого периода подчинялись сельские должностные лица, он мог требовать смены этих лиц, удаления из общины неугодных ему крестьян, вмешиваться в решения сельских и волостных сходов. Но с переводом крестьян на выкуп эта опека над ними помещика прекращалась.

Последующие реформы в области суда, местного управления образования, военной службы расширяли права крестьянства: крестьянин мог быть избран в присяжные заседатели новых судов, в органы земского самоуправления, ему открывался доступ в средние и высшие учебные заведения. Конечно, этим полностью не снималась сословная неравноправность крестьянства. Оно продолжало оставаться низшим, податным сословием. Крестьяне обязаны были нести подушную подать и разного рода другие денежные и натуральные повинности, подвергались телесным наказаниям, от которых были освобождены другие, привилегированные сословия.

Крестьянское самоуправление

Со дня обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г. предусматривалось ввести в селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок "крестьянское общественное управление". Оно было введено в течение лета 1861 г. За образец его было взято крестьянское самоуправление в государственной деревне, созданное в 1837-1841 гг. реформой П.Д. Киселева.

Вводились сельские и волостные органы управления. Первой ячейкой являлось сельское общество, которое до этого составляло имение помещика. Оно могло состоять из одного или нескольких селений или части селения. Сельское общество (общину) объединяли общие хозяйственные интересы — общие угодья и общие обязательства перед помещиком. Сельское управление здесь состояло из сельского схода, представленного всеми дворохозяевами, старосты, его помощника и сборщика податей, избираемых на 3 года. На сельском сходе избирались представители на волосной сход из расчета один человек от 10 дворов.

Сельский сход ведал вопросами общинного землепользования, раскладкой государственных и земских повинностей, имел право удалять из общества "вредных и порочных членов", устранять от участия в сходе на три года тех, кто совершил какие-либо проступки. Решения схода имели законную силу, если за них высказалось большинство присутствовавших на сходе.

Несколько смежных сельских обществ, в которых числилось в общей сложности от 300 до 2 тыс. крестьян муж.пола, составляли волость.

Волостной сход выбирал на 3 года волостного старшину, его помощников и волостной суд в составе от 4 до 12 судей. Часто из-за неграмотности старшины ключевой фигурой в волости являлся служивший по найму схода волостной писарь. Волостной сход ведал раскладкой мирских повинностей, составлением и проверкой рекрутских списков и очередностью рекрутской повинности. При рассмотрении рекрутских дел на сходе присутствовали назначаемые в рекруты юноши и их родители. Волостной старшина, как и сельский староста, выполнял ряд административно-хозяйственных функций: следил за "порядком и благочинием" в волости, в его обязанность входило задержание бродяг, дезертиров и вообще всех "подозрительных" лиц, "пресечение ложных слухов". Волостной суд рассматривал крестьянские имущественные тяжбы, если размер претензий не превышал 100 рублей, и дела п

Наши рекомендации