Старший преподаватель кафедры историко-правовых дисциплин У ЮИ МВД РФ
Конституция Республики Башкортостан1993 года в качествеодного из основополагающих принципов провозглашает «равенство граждан независимо от пола, расы -,. и других обстоятельств» (статья 20), утверждая равноправие мужчин и женщин. Этот принцип берет начало от предыдущих Конституций БашкирскойАССР 1925, 1937 и 1978 гг., а в более широком ракурсе - от КонституцийРСФСР 1918 года и СоюзаССР 1924, 1936 и 1977гг. Советское государство ссамого своего возникновения закрепило этот принцип на конституционном и законодательном уровнях.
В других же странах принцип равноправия полов был закреплен далеко не сразу, а в результате длительной и упорной политической борьбы. В этой связи значительный теоретический и практический интерес представляет опыт зарубежных стран в области конституционного закрепления принципа равноправия мужчин и женщин, в частности, одной из старейших демократий мира, претендующей на лидерство в области защиты прав человека - США.
Первая в мире писаная Конституция США, принятая в 1787 году, так же, как и «Билль о правах» (первые 10 поправок к Конституции, утвержденные в 1791 году), ничего не говорили о правах женщин. Права, предоставленные Конституцией «народу Соединенных Штатов», в частности, избирательные права, на женщин не распространялись. Даже гражданская война 1861-1865 гг., результатом которой стало освобождение негров-рабов и провозглашение юридического равноправия всех лиц, родившихся в США (кроме индейцев), ничего не изменила в правовом положении женщин. Более того, впервые в XIV поправке к Конституции (1868 г.) было официально сказано, что представительство штата в конгрессе зависит от числа избирателей-мужчин.
Предоставление женщинам избирательных прав, как и многие другие социальные реформы, началось на уровне штатов еще в конце XIX века и ускорилось под влиянием первой мировой войны. Только в июне 1919 года после долгих лет борьбы, непрерывного давления широких слоев общественности и женских организаций на законодателей пятнадцатое по счету рассмотрение вопроса об избирательных правах для женщин оказалось успешным. Конгресс одобрил XIX поправку к Конституции, гласившую: «Граждане США не могут быть лишены или ограничены в праве голосования Соединенными Штатами или любым штатом по признаку пола».
Процедура ратификации XIX поправки растянуласьболее, чемна год. В аегусте 1920 года Теннесси стал 36-м штатом из 48, состоявших тогда в
составе США, который одобрилданную поправку,и она вступила в законную силу.
Вскоре выяснилось, что принятие поправки фактически не принесло женщинам реального равноправия. В политическом отношении большинство женщин по-прежнему было пассивно и голосовало так же, как их мужья или отцы. Продолжал существовать большой разрыв в оплате одинакового труда мужчин и женщин. Женщины были лишены многих гражданских прав. Все это побуждало феминисток продолжать борьбу за законодательную защиту своих прав,
Радикальные феминистки из Национальной женской партии утверждали; что равные права мужчин и женщин не только в политическом, но и в экономическом, социальном, гражданском отношениях может гарантировать только конституционное закрепление такого равноправия в виде очередной поправки о равных правах мужчин и женщин. В феврале 1921 года был разработан текст предлагаемой поправки, гласившей: «Равенство в правах перед законом не может нарушаться или ограничиваться Соединенными Штатами или отдельными штатами по признаку пола».
В 1923 году поправка о равных правах была вынесена на рассмотрение обеих Палат конгресса, однако до голосования дело не дошло, На долгое время этот вопрос оставили без внимания законодателей.
В 60-х годах на волне подъема демократических движений - негритянского, молодежного, антивоенного, рабочего - вновь активизировалось и женское движение. Под его влиянием были достигнуты значительные успехи в ликвидации неравноправия американских женщин (закон о гражданских правах 1964 года, запрещавший дискриминацию граждан, в том числе и по признаку пола, закон о равной оплате труда 1973 года и ряд других законов). Однако на уровне штатов еще продолжали действовать законы, сохранявшие дискриминацию женщин.
Вновь остро возник вопрос о конституционном закреплении принципа равноправия женщин. В новых условиях развитой системы трудового и социального законодательства прежняя поправка о равных правах приобрела более конкретный смысл. В 1970 году Палата представителей, а в 1972 году - Сенат подавляющим большинством голосов приняли XXVII поправку к Конституции (практически в прежней редакции 1921 года).
Однако за семь лет, которые отводились для одобрения поправки в законодательных собраниях штатов, требуемых трех четвертей голосов не набралось. За нее проголосовало 35 штатов при минимально необходимых 38 (из 50-ти имеющихся). Срок ратификации был продлен еще на три года. Однако и к 1982 году требуемого большинства голосов так и не удалось получить.
Таким образом, XXVII поправка о равных правах не стала действующей частью федеральной Конституции, однако ее положения являются нормой закона в 17 штатах. Отдельные аспекты равноправия полов в США регулируются не на уровне Конституции, а федеральными и штатными законами.