Шульгин В.В. о положении России
Нам недавно докладывали в Особом совещании, что во Франции на двух бойцов приходится один солдат в тылу. А у нас наоборот, на одного бойца приходится два солдата в тылу, т.е. вчетверо более. Благодаря этому число бойцов, выставленных Россией с населением в 170000000, немногим превышает число бойцов Франции с 40000000 населения. Это не мешает нам нести жесточайшие потери. По исчислению немцев, Россия на сегодняшний день потеряла 8 миллионов убитыми, ранеными и пленными. Этой ценой мы вывели из строя 4 миллиона противника.
Этот ужасный счет, по которому каждый выведенный из строя противник обходится в два русских, показывает, как щедро расходуется русское пушечное мясо. Один этот счет - приговор правительству. Всему правящему и неправящему классу, всей интеллигенции, которая жила беспечно, не обращая внимания на то, как безнадежно, в смысле материальной культуры, Россия отстала от соседей...
Шульгин В.В. Дни. 1920. М., 1989. С. 123-124.
Омичи в первой мировой войне
«21 июля в саду “Россия” и на гл. улицах Омска прошла патриотическая манифестация, во время к-рой собирались пожертвования для семей запасных. 22 июля в Успенском кафедральном соборе (...) было совершено молебствие о даровании победы русс. воинам. Мобилизация в Омске была объявлена 18 июля: с 25 июля началось формирование воинских подразделений. ... В Омске формировались 5-й и 8-й Сиб. каз. полки. ... К 15 сентября 1917 общее число людей пехотных запасных полков окр. составляло 37392 чел. ... Орденами Св. Георгия 4-й ст. был удостоен полк Э. Раддац (атаковал и истребил турецкую колонну под Ардагоном), есаул В. Волков (уничтожил 1 роту под Ардагоном и захватил знамя 8-го пехотного Константинопольского полка) ... Все учр., учебные заведения Омска ежемесячно производили отчисления (2-5%) на нужды войны. ... В авг. 1914 Городской думой было ассигновано для раненых 30000 руб. Для размещения больных воинов в Омске были открыты лазареты (...). Прибывших в Омск раненых размещали и на частных квартирах. ... Осенью 1914 в Омск прибыли первые беженцы. ... Эвакуированные размещались в особых убежищах (общежитиях) ... На 12 февр. 1916 число беженцев составляло 999 чел. С осени 1914 Омск стал принимать первые партии военнопленных. ... Пленные были размещены в казенном винном складе, на гор. бойне, в торговом корпусе, в пригор. поселках; позже - в лагерях для военнопленных. К 15 сент. 1917 общее число военнопленных составляло 207001 чел.»
Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский истори
ко-краеведческий словарь. М.,1994. С. 164-165.
ОКОНЧАНИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Декрет о мире
Доклад В. И. Ленина о миpе на заседании II Всеpоссийского съезда Советов и Декpет о миpе
Октября 1917 г.
Вопpос о миpе есть жгучий вопpос, большой вопpос совpеменности... Рабочее крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октябpя и опиpающееся на Советы pабочих, солдатских и кpестьянских депутатов, пpедлагает всем воюющим наpодам и их пpавительствам начать немедленно пеpеговоpы о спpаведливом демокpатическом миpе...таким миpом пpавительство считает немедленный миp без аннексий (т.е. без захвата чужих земель, без насильственного пpисоединения чужих наpодностей) и без контpебуции.
Такой миp пpедлагает пpавительство России заключить всем воюющим наpодам немедленно...Вместе с тем пpавительство заявляет, что оно отнюдь не считает вышеуказанных условий миpа ультимативными, т. е. соглашается pассмотpеть и всякие дpугие условия мира, настаивая лишь на возможно более быстpом пpедложении их какой бы то ни было воюющей стpаной и на полнейшей ясности, на безусловном исключении всякой тайны пpи пpедложении условий миpа.
Тайную дипломатию пpавительство отменяет,...
Правительство предлагает всем правительствам и народам всех воюющих стран немедленно заключить перемирие, причем со своей стороны считает желательным, чтобы это перемирие было заключено не меньше чем как на 3 месяца,т.е. на такой срок, в течение которого вполне возможно как завершение переговоров о мире... Обращаясь с этим предложением мира к правительствам и народам всех воюющих стран, временное рабочее и крестьянское правительство России обращается также в особенности к сознательным рабочим трех самых передовых наций человечества и самых крупных участвующих в настоящей войне государств: Англии, Франции и Германии...рабочие названых стран поймут лежащие на них теперь задач и освобождения человечества от ужасов войны и ее последствий, что эти рабочие всесторонней и решительной и беззаветно энергичной деятельностью своей помогут нам успешно довести до конца дело мира и вместе с тем дело освобождения трудящихся эксплуатируемых масс населения от всякого рабства и всякой эксплуатации.
Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 13-16.
«Четырнадцать пунктов» президента Вильсона.
1. Открытые договоры о мире, достигнутые открытым путем, после которых не должно быть никаких тайных международных соглашений, а дипломатия всегда должна действовать откровенно и гласно.
2. Абсолютная свобода судоходства на морях, вне территориальных вод, одинаково как в мирное, так и в военное время, за исключением случаев, когда моря будут полностью или частично закрыты в результате международной акции, примененной для осуществления международных договоров.
3. Устранение, по мере возможности, всех экономических барьеров и установление равенства условий для торговли между всеми государствами, давшими согласие на мир и объединившимися ради его поддержания
4. Взаимные гарантии, обеспечивающие надлежащим образом сокращение национальных вооружений до предельного минимума, совместимого с внутригосударственной безопасностью...
5. Свободное, чистосердечное и совершенно беспристрастное разрешение всех колониальных споров, основанное на строгом соблюдении принципа, что при разрешении всех вопросов, касающихся суверенитета, интересы населения соответственных колоний должны иметь одинаковый вес со справедливыми притязаниями того правительства, права которого должны быть определены.
6. Эвакуация всей русской территории и такое урегулирование всех затрагивающих Россию вопросов, которое обеспечит самое полное и свободное сотрудничество других наций мира в предоставлении ей беспрепятственной и ничем не стесненной возможности принять независимое решение относительно ее собственного политического развития и ее национальной политики и гарантирует ей радушный прием в сообщество свободных наций при том образе правления, который она сама для себя изберет; но не только прием, а и всяческую поддержку во всем, в чем она нуждается и чего она сама себе желает. Отношение к России в грядущие месяцы со стороны сестер-наций послужит лучшей проверкой их доброй воли и понимания ими ее нужд, которые отличаются от собственных интересов этих наций, -проверкой их разумной и бескорыстной симпатии.
7. Бельгия, с чем согласился весь мир, должна быть эвакуирована и восстановлена без какой-либо попытки ограничить ее суверенитет....
8. Вся французская территория должна быть освобождена и ее захваченные
области восстановлены, а зло, причиненное Франции Пруссией в 1871 г. в отношении Эльзас-Лотарингии, которое привело всеобщий мир в неустойчивое состояние почти на пятьдесят лет, должно быть исправлено для того, чтобы мир был снова обеспечен в интересах всех.
9. Исправление границ Италии должно быть произведено на основе ясно различимых национальных признаков.
10. Народам Австро-Венгрии, место которых среди наций мы желаем видеть обеспеченным и прочным, надлежит предоставить полную возможность свободного автономного развития.
11. Румыния, Сербия и Черногория должны быть эвакуированы, оккупированные территории должны быть восстановлены; Сербии надлежит предоставить свободный и обеспеченный доступ к морю; взаимоотношения между балканскими государствами должны быть определены дружественными соглашениями в соответствии с исторически установленными признаками подданства и национальности....
12. Турецким частям нынешней Оттоманской империи должен быть обеспечен прочный суверенитет, но прочим народностям, которые в настоящее время находятся под турецким владычеством, необходимо обеспечить недвусмысленную безопасность жизни и абсолютно нерушимые условия для автономного развития; Дарданеллы должны быть постоянно открыты для свободного прохода судов и торговли всех наций под международными гарантиями.
13. Должно быть создано независимое польское государство, которое должно включать территории с бесспорно польским населением; Польше должен быть обеспечен свободный и надежный доступ к морю, а ее политическая и экономическая независимость и территориальная целостность должны быть гарантированы международным договором....
14. По особому соглашению должна быть образована всеобщая ассоциация наций с целью предоставления взаимных и одинаковых гарантий политической независимости и территориальной целостности как больших, так и малых государств.
Из официального американского комментария к «Четырнадцати
пунктам»
Октябрь 1918 г.
Пункт 6. ... Первым возникает вопрос, является ли русская территория синонимом понятия территории, принадлежавшей прежней Российской империи. Ясно, что это не так, ибо пункт 13 обуславливает независимую Польшу, а это исключает территориальное восстановление империи. То, что признано правильным для поляков, несомненно придется признать правильным и для финнов, литовцев, латышей, а может быть, и для украинцев. После того как этот пункт был сформулирован, произошло возрождение этих ранее подвластных народностей, поэтому нельзя сомневаться в том, что им надо будет предоставить возможность свободного развития.
Проблема этих народностей усложняется двумя обстоятельствами: 1. Тем, что они выдвигают противоречивые требования, и 2. Тем, что эвакуация, которая предусмотрена этим пунктом, может сопровождаться большевистскими революциями на территории всех этих народностей.
Главные противоречия таковы: а) между латышами и немцами в Курляндии; б) между поляками и литовцами на северо-востоке; в) между поляками и белорусами на востоке; г) между поляками и украинцами на юго-востоке; (и в Восточной Галиции). Во всем этом приграничном районе отношения между германскими поляками и другими национальностями, грубо говоря, являются отношениями помещика к крестьянину. Следовательно, если в результате эвакуации территории возникает классовая война, она, весьма вероятно, выльется также в форму конфликта между народностями. Ясно, что в интересах доброго соглашения более важно узнать мнение основной национальности на каждой территории, а не мнение правящего и имущего класса.
Это, по меньшей мере. означает признание мирной конференцией де-факто правительств, представляющих финнов, эстонцев, литовцев и украинцев. Этот первоначальный акт признания должен быть обусловлен созывом национальных собраний для создания правительств де-юре тотчас после того, как мирная конференция определит границы этих новых государств. Насколько возможно, эти границы должны быть определены по этнографическому признаку, но во всех случаях необходимо оговорить право беспрепятственного экономического транзита. Нельзя разрешить каких-либо династических связей с германскими, австрийскими или романовскими князьями. При этом необходимо всемерно поощрять федеративные отношения между этими новыми государствами. Согласно пункту 3 экономические разделы Брест-Литовского договора отменяются, но это предложение не надо понимать в том смысле, что оно запрещает таможенный, валютный, железнодорожный и т.п. союзы между этими государствами. Необходимо также предусмотреть для Великороссии возможность федеративного объединения с этими государствами на тех же условиях.
Что же касается Великороссии и Сибири, то мирной конференции следовало бы обратиться с посланием, в котором предлагалось бы создать правительство, достаточно представительное, чтобы выступать от имени этих территорий. Должно быть ясно, что предлагается экономическое восстановление при условии, если на мирной конференции будет представлено правительство, облеченное достаточными полномочиями.
Союзники должны предложить этому временному правительству всякую помощь, какая ему понадобится. Возможность предоставления этой помощи возникает после открытия Дарданелл.
Итак, в ближайшем будущем сущность русской проблемы, по-видимому, сведется к следующему:
1. Признание временных правительств.
2. Предоставление помощи этим правительствам и через эти правительства.
Кавказ придется, вероятно, рассматривать как часть проблемы Турецкой империи. Нет никакой информации, которая позволяла бы составить мнение о правильной политике по отношению к мусульманской России, т.е. коротко говоря, к Средней Азии. Весьма вероятно, что придется предоставить какой-нибудь державе ограниченный мандат для управления на основе протектората.
Во всяком случае Брест-Литовский и Бухарестский договоры должны быть отменены как явно мошеннические.
Необходимо предусмотреть условия для вывода всех германских войск из России, и тогда перед мирной конференцией будет лежать чистый лист бумаги, на котором можно будет начертать политику для всех народов бывшей Российской империи.
Практикум по новой истории 1870-1917 / Под ред. С.Г. Десятского. М., 1986 С.184-188.
Перемирие между странами Антанты и Германией, заключённое