Валишевский К. Первые Романовы. - М., 1993.

2. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в
XVI-XVII вв. - М., 1978.

3. Скрынников Р.Г. История Российская IX- XVII вв. - М.,
1997.

4. Скрынников Р.Г. Социально-политическая борьба в
Русском государстве в начале XVII в. - Л., 1985.

5. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в.
Григорий Отрепьев. - Новосибирск, 1987.

5. РОССИЯ В XVIII В.

Сквозные темы этого периода — переход русского общества от "возраста чувств к возрасту мыслей" (по терминологии С. М. Соловьева), иначе говоря, к жизни по принципам Нового времени, и окончательный поворот новой России к Западной Европе.

Реформы Петра I явились важнейшей вехой этого перехода. Наличие для них предпосылок — факт бесспорный. Накануне петровской эпохи новизна медленно, но верно пробивала дорогу и в военно-морском деле (организация полков нового строя, попытки строительства военных кораблей), и в области духовной культуры (усиление светских начал), и в государственном строительстве (зарождение абсолютизма и повышение значения неродовитых людей в управлении государством). Как сказал С. М. Соловьев, "народ собрался в дорогу, ждали вождя, вождь появился". Это и был Петр (1672-1725). Его величайшая заслуга перед Россией состоит в том, что он не только понял насущные национальные потребности, но и с титанической энергией, напряжением воли и таланта провел в жизнь назревшие преобразования.

Изучая конкретику петровской эпохи, следует иметь в виду, что утверждение об общенациональной направленности преобразований первой четверти XVIII в. и их несомненной прогрессивности не противоречит констатации усиления крепостного права в данную эпоху. Последнее было изобретено не Петром I, и альтернатива развитию страны по крепостническому пути в начале XVIII в. отсутствовала. Еще не сложились объективные условия для роста капитализма. Назревшие проблемы национального развития Русское государство должно было решать имеющимися у него средствами, т.е. средствами феодально-крепостнического строя, а это не могло не оборачиваться напряжением всех сил нации, прежде всего напряжением материальных сил крестьянства.

Центральная проблемасоциально-экономическойисторииРоссии середины и второй половины XVIII в.— проблема разложения феодальных отношений и генезиса капитализма. Согласно одной из точек зрения (Н. И. Павленко и др.), формирование капиталистического уклада началось вряд ли ранее 60-х годов. При этом необходимо помнить, что еще в первой половине XVIII в. феодально-крепостническая система переживала пору своего расцвета. Как бы много ни создавалось мануфактур, основанных на подневольном труде, такие мануфактуры не могли воплощать собой капиталистический уклад в недрах феодальной формации. Распространение подобного рода мануфактурных предприятий отражало рост производительных сил, еще не выходивший за пределы феодализма. Вплоть до второй половины XVIII в. феодализм мог прогрессировать; он еще не исчерпал своих резервов.

Изучая внутреннюю политику самодержавия на протяжении XVIII в., следует иметь в виду, что к этому времени была наконец решена задача формирования и укрепления государственной территории, которая в течение многих столетий истощала силы русского народа. Кардинальное изменение международного положения России ко второй половине XVIII в., устранение военных угроз вследствие успехов русского оружия и дипломатии, не могли не сказаться на внутреннем развитии страны. Набирает силу процесс, который старые историки называли "раскрепощением сословий". В первую очередь, конечно, этот процесс должен был выразиться в расширении и фиксации дворянских прав. Кульминацией в данном случае стало издание Манифеста о вольности дворянства (1762 г.), освободившего последнее от обязательной государственной службы. Жалованная грамота дворянству (1785 г.) завершила оформление "благородного сословия" российского государства. Изданная в тот же год Жалованная грамота городам оформила городской сословный строй, создала общесословные органы городского самоуправления, расширила права гильдейского купечества; городское население избавлялось от целого ряда государственных обязанностей.

Вместе с тем, наряду с отмеченными позитивными изменениями во внутреннем строе государства, в середине и второй половине XVIII в. достигает апогея крепостное право. Остававшиеся в своих поместьях дворяне усилили эксплуатацию крестьянства; соответственно развитию товарно-денежных отношений повышалась планка их материальных потребностей и запросов. Впрочем, при Екатерине II признается ненормальность крепостного права и зарождается идея о его непременной отмене в будущем.

Что касается духовной культуры, то с XVIII в. начинается процесс становления русской культуры Нового времени, отдельные черты которой зародились еще в XVI-XVII вв.

В области внешней политики в историю Российской империи была вписана новая страница победоносных внешнеполитических завоеваний. Если при Петре Великом наиболее удачным было северо-западное направление и завоевание балтийского побережья, то при Екатерине Великой значимым стало южное направление, когда в результате двух русско-турецких войн и трех разделов Речи Посполитой Россия значительно расширила свои территории: Крым, Черноморское побережье, Волынь, Литва, Восточная, Центральная и Западная Белоруссия, польская Лифляндия, правобережная Украина. Таким образом, Екатерина II в области внешней политики проявила себя как "прямая последовательница Петра Великого" (С.Ф.Платонов). Как писал Платонов: "Если бы в конце царствования Екатерины встал из гроба московский дипломат XVI или XVII вв., то он бы почувствовал себя вполне удовлетворенным, т.к. увидел бы решенным удовлетворительно все вопросы внешней политики, которые так волновали его современников."

На рубеже XVIII и XIX вв. новым российским самодержцем стал Павел I, вступивший после смерти Екатерины II в 1796 г. на российский трон. Следует обратить внимание на особенности павловской модели самодержавия, получившие разнообразные оценки в отечественной историографии. Павловский закон о престолонаследии и прочие меры были направлены на укрепление власти монарха. Павел I взял курсе на ужесточение бюрократической регламентации всех сторон общественной жизни, многое изменил в политике в крестьянском вопросе и в отношении дворянства.

В этот период весьма непростой была международная ситуация, сложившаяся в Европе к моменту воцарения Павла I. И если сначала Россия участвовала во второй антифранцузской коалиции, то позднее Павел I разрывает с союзниками (Англией и Австрией) и идет на сближение с Францией. Ближайшее окружение, недовольное противоречивой политикой монарха, организует антипавловский заговор во главе с графом Паленом, обернувшийся убийством императора в ночь с 11 на 12 марта 1801 г.

Дополнительная литература:

Наши рекомендации