Вопрос Система государственного управления в Республике Беларусь
Пропорции в развитии совокупного спроса и совокупного предложения
Это одна из важнейших макроэкономических пропорций в национальной экономике рыночного типа. Ее роль определяется тем, что эта пропорция выступает своеобразным «символом» рыночного хозяйства, рычагом регулирования воспроизводственного процесса в стране.
Когда рассматривают эту пропорцию в масштабе всей национальной экономики, т. е. на макроуровне хозяйствования, то имеют в виду не конкретный спрос на какой-либо товар или услугу и не на какое-то конкретное предложение товара или услуги, а совокупный спрос и совокупное предложение.
Практика мирохозяйствования свидетельствует, что на размер и структуру совокупного спроса влияют следующие факторы:
1. Размеры денежных доходов населения.
2. Уровень цен на товары и размеры тарифов на платные услуги.
3. Состояние системы налогообложения в стране.
4. Условия кредитования запасов товаров и потребительских нужд (для оптовых покупателей).
5. Состояние денежного обращения (процент наличного и безналичного фонда к размеру ВНП).
6. Национальные и исторические особенности.
7. Географические (Север — Юг) и демографические особенности.
8. Профессионально-квалификационная структура занятости населения.
9. Уровень безработицы в стране.
10.Уровень и состояние имущественной дифференциации в обществе и др.
Совокупное предложение зависит от цен на сырье, топливо, энергию, комплектующие и т. д., а также от системы налогообложения, т.е. от всех факторов, которые формируют и определяют уровень индивидуальных и общественных издержек производства (себестоимость) в реальном секторе экономики.
На соотношение совокупного спроса и совокупного предложения могут влиять и другие внеэкономические внепроизводственные факторы: колебания политической ситуации в стране, войны, национальные конфликты, кризисы и т. д.
Совокупное воздействие всей системы факторов формирует в конечном счете те или иные соотношения показателей совокупного спроса и совокупного предложения, различные варианты этих соотношений.
В рамках «благополучной» национальной экономики должна складываться ситуация, когда совокупный спрос и совокупное предложение примерно равны по размерам и адекватны по структуре. Эта ситуация определяется как «объемная и структурная сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения». Она достигается действием и сугубо экономических (рыночных), и административных (законы, нормативные акты и др.), и иных мер воздействия, включая и идеологические (моральные), на социально-экономическое положение в стране и на пропорции развития совокупного спроса и совокупного предложения.
Вопрос Система государственного управления в Республике Беларусь
Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры государственного управления и аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде.
Конституцией Республики Беларусь определено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» (ст. 13, п. 5).
В соответствии с Конституцией (ст. 107, п. 4.) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда.
В состав Совета Министров Республики Беларусь входят Премьер-министр Республики Беларусь, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, министры, председатели государственных комитетов, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.
Постоянно действующим органом Совета Министров Республики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, министра экономики, министра финансов, министра иностранных дел.
Система государственного управления Республики Беларусь, построенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 25 министерств, 7 государственных комитетов и 7 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.
Министерства и государственные комитеты являются республиканскими органами государственного управления (функциональными или отраслевыми), проводящими государственную политику, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующими деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.
В центральных аппаратах министерств, государственных комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, которые являются их структурными подразделениями с правами юридического лица и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства, государственного комитета.
Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствующих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций.
Из республиканских органов управления экономикой и социальной сферой свои территориальные органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют министерства: по налогам и сборам, природных ресурсов и охраны окружающей среды, труда и социальной защиты, финансов, статистики и анализа. В областях и г. Минске имеют свои региональные структуры министерства архитектуры и строительства, экономики.
Сложившаяся система государственного управления экономикой в Республике Беларусь еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие различных властных структур при выполнении ими своих полномочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же полномочия закреплены за различными уровнями управления.
По мере достижения успехов в развитии республики, ее продвижения к социально ориентированной рыночной экономике, демократии и зрелому гражданскому обществу в стране будут усиливаться процессы трансформации общественных отношений, социальных и политических структур государства. Главная суть этих процессов — концентрация усилий государства на потребностях и интересах человека, активизации его социальной роли, развитии инициативы и предприимчивости, усилении гражданской ответственности.