Из передовой «Киевлянина» от 16 декабря 1905 года
Итог первый. Не только в Киеве, но в Одессе, Кишиневе, в Лодзи, в Вильне, в Минске и, вероятно, повсеместно в самых революционных еврейских городах и местах совершенно тихо. Вывод ясный: несмотря на торжественное обещание бунта, вся рать иудейских борцов на призыв к вооруженному восстанию на последний бой ответила такою же изменою революции, как те 20–30 тысяч солдат и запасных солдат из евреев, которые чуть не поголовно скрылись и бежали за границу во время японской войны.
Является вопрос, почему евреи изменили «великой революции», когда до последней минуты они вели ее с такой дерзостью, наглостью, упорством и массами лезли под красные флаги. Причины здесь две. Первая: все предыдущее время иудейские борцы шли на неприятеля, то есть на российское правительство, не только сложившее оружие, но и сложившее здравый смысл. Иудейские борцы пускали в ход с большою наглостью и револьверы, и бомбы против безоружных, но главное оружие, на которое они возлагали свои надежды, были, как мы уже говорили раньше, революционные иерихонские трубы. Трубили Нотович, Проппер, Липскеров, Цеткин, Ратнер, Минский и множество тех Моисеев, Лазарей, Авраамов, Исааков и Иаковов, которые трубили в печати под самыми русскими анонимными фамилиями, трубили адвокаты, а на митингах самый маленький еврейчик трубил от имени «всего русского народа» И сколько было не только добродушных русских людей, но и государственных сановников, убеленных сединами и опытом, которые все это слушали, разнеся уши, а затем уверовали в иерихонских трубачей; струсили и принялись сдавать позицию за позицией Российской Империи. Но как только государственная власть, по-видимому, в лице г. Дурново, попробовавши немножко свои силы сопротивления на почтальонах и телеграфистах, решилась арестовать великого Носаря (по подложному паспорту Хрусталева), затем, следуя ободряющему примеру наборщиков, прекратила десяток иудейских и анархических иерихонских труб, а в ответ на приказ петербургских психопатов начать революцию отдала свой приказ арестовать некоторых известнейших психопатов, так иудейские иерихонские трубачи сразу струсили и отступили Храбрость это или трусость, подвиг или предательство, но несомненно, что они струсили, а потому трех четвертей, а может быть, и 90 % российской революции не существует.
Но сопротивление власти не есть главная причина такого массового бегства в норы иудейских борцов «за нашу и вашу свободу», как любят говорить другие такие же борцы, к прискорбию, не семитского происхождения, а настоящего славянского племени. Одного г. Дурново, да еще в министерском кабинете графа Витте, иерихонские трубачи еще бы не испугались, а от выстрелов при вооруженном восстании они сумели бы, вероятно, найти прикрытие. Зачем передовым вождям избранного племени идти под глупые пули какой-то орды русских солдат, когда уже вышел приказ стрелять? Для этой операции найдется достаточно и русских психопатов из студентов, курсисток и одуревших от иерихонских труб русских рабочих. Главная и коренная причина спокойствия в Одессе, Кишиневе, Вильне, Лодзи и пр., и пр. заключается, несомненно, в спасительном страхе перед черносотенцами, которые не обнаруживают ни малейшего желания допустить проявление «великой революции» даже в виде «всеобщей политической забастовки». А черносотенцы такой народ, что его не только иерихонским гевултом, но и револьверами и бомбами не запугаешь, а тем паче не перебьешь. И даже не узнаешь, где он сидит и какая у него организация. Вся славная стая иудейских адвокатов, самых знаменитых, просто знаменитых и совсем не знаменитых, со всеми сворами ищеек употребляли неимоверные усилия, чтобы найти хоть маленькое доказательство страшной организации хулиганов и грабителей, и ничего не нашли. Что поделаешь с такою силою и такою непроницаемой организацией? Мы очень хорошо знаем, что у многих иудейских борцов целый ад злобы в сердце клокочет, вследствие невозможности поддержать Москву,[55]но страх иудейский сильнее злобы.
К тому же и среди самих евреев не только утрачена вера во «всеобщий бунд Польши, Литвы и России», но и поднимается среди этих евреев гроза, ненависть и чувство отмщения против этого самого бунда, и не сегодня-завтра он получит свою еврейскую расплату за обман, за развращение еврейства и за погромы евреев. И с еврейской интеллигенцией также будет еврейская расправа, какой она давно заслужила.
Это первый итог, который мы подводим законченной «великой российской революции».
Приложение № 9, А
(к стр. 73)
Показание Валера
В сборнике «На чужой стороне» (выпуск XI, 1925 г.) напечатано показание некоего Валера, настоящая фамилия которого — Болеросов. Показание это взято из материалов «Особой Следственной Комиссии на Юге России».
В своем показании Валер между прочим говорит:
«В этот период происходило комплектование Че-Ка; и по национальностям можно смело говорить о преимуществе над всеми другими евреев. Ввиду того, что число сотрудников Че-Ка колебалось от 150 до 300, то и точные цифры привести здесь нельзя. Я не ошибусь, если скажу, что процентное отношение евреев к остальным сотрудникам Че-Ка равнялось 75: 25, а командные должности находились почти исключительно в их руках.
Наиболее впечатлительные и крикливые по своей природе, они своей суетней по помещению Че-Ка создавали обстановку безраздельного господства. Правда, этот период я все же называю еврейским по двум соображениям: 1) громадное большинство (7: 3) членов Комиссии были евреи; 2) за этот период не было ни одной казни еврея (исключая сотрудника Че-Ка Каца).
Этот период богат зато особым оттенком работы (Союз русского народа, составление списков для проведения в жизнь красного террора) и благодушным отношением к делам евреев, по мнению большинства членов Комиссии, по недоразумению не понимающих революции и ее задач».
Валер приводит и личный состав командных должностей в Киевской чрезвычайке:
Председатель — Блувштейн (еврей).
Дехтяренко Петр (русский) — заместитель председателя и заведующий секретным отделом.
Шуб (еврей) — секретарь комиссии.
Цвибак Самуил (еврей) — заведующий юридическим отделом.
Цвибак Михаил (еврей) — заместитель заведующего оперативным отделом (заведующим был Яков Лифшиц — еврей).
Фаерман-Михайлов (еврей) — комендант.
Кац (еврей) — заведующий тюремным подотделом.
Каган (еврей) — заведующий хозяйством.
Ганиотский (вероятно, еврей, но не наверное) — заведующий общей канцелярией.
Финкельштейн (еврей) — командир Особого Отрада при Че-Ка.
Мотя Гринштейн (еврей) — заведующий спекулятивным подотделом.
Рабичев (вероятно, еврей) — бухгалтер.
Савчук (русский).
Шварцман (еврей) — заместитель заведующего секретным отделом.
Манькин (еврей) — заместитель заведующего юридическим отделом.
Яковлев (русский) — инспектор секретного отдела.
Ковалев (русский) — инспектор секретного отдела.
Лошкевич (не выяснено) — инспектор секретного отдела.
Рубинштейн Наум (еврей) — секретарь юридического отдела.
Мантейфель (еврей) — член коллегии юридического отдела.
Валер дает характеристику некоторых чекистов:
«Блувштейн (он же Сорин)… играл роль большого вельможи, знающего свой высокий удельный вес у большевиков…» «…Его участие в убийстве низложенного Императора Николая II и Его семьи создавало особый революционный ореол…» «Побуждая младших сотрудников закреплять свое революционное сознание собственноручным расстрелом жертв Че-Ка, Сорин сам лично участвовал в расстрелах…»
«Цвибак Самуил, родом из Симферополя. Студент-юрист второго курса. Упрям и зол… груб до рукоприкладства, участвовал сам в расстрелах…»
«… Цвибак Михаил… юмор и незлобивость создали ему среди служащих Че-Ка общую любовь. При всем том этот человек, вероятно, из подражания, участвовал в расстрелах жертв Че-Ка… «_»… Лифшиц Яков — сильный оратор среди рабочих кругов… Не будучи членом комиссии, он обладал колоссальным влиянием на дела Че-Ка. Жестокий до беспредельности… В расстрелах жертв Че-Ка участвовал не как гастролер, а как профессионал.»
«… Фаерман-Михайлов, комендант Че-Ка… жесток, труслив, нахален, самоуверен, сластолюбив, и в результате оставленный всеми был расстрелян одесской Че-Ка (по слухам)… был долго палачом жертв киевской Че-Ка..»
«… Шварцман Яков, член Комиссии… крупный политический работник и деятель. Жесток. Самолично расстреливал. Избивал и пытал арестованных…»
«… Рубинштейн — дипломат, коварен, сластолюбив, по-своему добр, жесток с заключенными. Участвуя в расстрелах из любопытства, он смаковал агонии жертв, в одну из которых выпустил последовательно около 30 пуль…»
Приложение № 9, Б
Синодик «Киевлянина»
Нижеприведенный поименный перечень лиц, убиты: коммунистической партией в 1919 году (с февраля по август), составлен по траурным объявлениям, появившимся в «Киевлянине». Как известно, Киев был отнят Деникинцами у большевиков 18 августа и опять отдан большевикам 3-го декабря 1919 года. В этот трехмесячный «светлый промежуток» люди, потерявшие близких, могли оповестить родных и друзей о своем горе при посредстве газет что было немыслимо при большевиках.
Разумеется, настоящий список далеко не полон. Очень многие по тем или иным причинам совсем не дали траурных объявлений; некоторые направили их в другие, кроме «Киевлянина», газеты. Но при всем том список этот дает представление, на кого обрушились чекисты в Киеве; что же касается провинции, то она только в исключительных случаях подала свой «траурный голос», так как «освобожденный Киев» был отрезан от Края «слоеным пирогом» из деникинцев, большевиков и петлюровцев, танцевавшими кровавую кадриль на груди «Малороссии счастливой».
Список составлен не по алфавиту, а хронологически то есть в порядке поступления печальных объявлений и «Киевлянин». В распоряжении автора не было полного комплекта номеров газеты, почему могут быть пропуски и по этой причине.
«Киевлянин», № 1 от 21 августа 1919 г.
Флоринский, Тимофей Дмитриевич, проф. Универ. св. Владимира.
Дворжицкий, Е. А.
Армашевский, проф Университета св. Владимира.
Страхов, В. В., почетный мировой судья.
Мальшин, Н. В. служил в Гос. Контроле.
Никифоров, А. Ф
Коноплин, В. В., владелец модного магазина.
Приступа, Г. И., домовладелец.
Можаловский, П. И., член суда.
Станков, К. Ф., владелец модного магазина.
Башин, И. А., член Киевской биржевой артели.
Бобырь, А. П. Члены клуба русских националистов
Цитович, Александр Львович, управляющий Обществом Взаимного Кредита.
Гомоляка, П. А., владелец магазина.
Слинко, А. П., владелец магазина.
«Киевлянин», № 2
Чайковская, Ольга Николаевна (в Чернигове).
Янковский, Дмитрий Порфириевич, директор 6-й гимназии.
Фомок ученики 6-й гимназии
Бушмакин ученики 6-й гимназии
Тизенгаузен, Алексей Алексеевич.
Радзимовский, Валериан, почет, мир. судья.
Колбасьев, Виктор Викторович.
Колбасьев, Михаил Викторович
Колбасьев, Андрей Викторович.
Гендриков, Юрий Анатольевич.
Мартынова, О. В., сестра милосердия.
Горбунов.
Богуцкий.
Шпика, Иосиф, чех.
«Киевлянин» № 3
Левестам, Борис Николаевич. Служащие земельного банка
Малютин, Константин Евгеньевич. Служащие земельного банка
Саломон, Владимир Александрович. Служащие земельного банка
Воротеляка, Константин Димитриевич Служащие земельного банка
Егоров, Михаил Иванович.
Стасюк, Харитон Осипович.
Балк, Любовь Харитоновна.
Паукер, Герман Антонович, инженер-путеец.
Вигура, Константин Андреевич, член Судебной Палаты.
Вешке, Карл Павлович.
Жевахов, князь Дмитрий Владимирович, товарищ председателя Окружного Суда.
Бимман, Евгений Павлович, поручик.
Львович, Василий Ипполитович, чинов, акцизн. упр.
Бурдынский, Александр Иванович.
Недашковский, Василий Семенович, преде, домового комитета
Ткаченко, Иван Николаевич, штаб-ротмистр.
Довгирд, Антон Фадеевич, товарищ прокурора.
Калинин, Адриан Федорович, товарищ прокурора.
Солнцев, Дмитрий Дмитриевич, юнкер.
Савицкий, П. П., товарищ прокурора.
Квятковский, Н. И., товарищ прокурора.
Максимович, М. И., товарищ прокурора.
Калиновский, А. П., товарищ прокурора
Матусевич, Н. В., товарищ прокурора.
Раич, Н. П., товарищ преде. Окружного Суда.
Гудим-Левкович, В. П., тов. преде. Окружн. Суда.
Милобендзкий, Виктор Казимирович, ротмистр.
Попов, Владимир Николаевич, штабс-ротмистр.
Снигуровский, Евгений Степанович, полковник.
Филиппченко, Леонид Иванович, поручик.
Саченко, Сергей Трофимович. Служащие Госуд. контроля
Сорочинский, Константин Игнатьевич. Служащие Госуд. контроля
Марченко, Петр Иванович. Служащие Госуд. контроля
Тюменев, Митрофан Георгиевич.
Султанский.
Смирнов, Владимир Васильевич, генерал.
Бомбах, Николай Викторович, подполковник.
Шульга, Всеволод Константинович. Служащие Киевского Удельн. Окр
Шульга, Владимир. Служащие Киевского Удельн. Окр
Мельницкий, Клавдий Александрович. Служащие Киевского Удельн. Окр
Медер, Петр Владимирович, генерал-лейтенант.
Волков, Аркадий Николаевич, генерал от инфантерии.
Готвальд, Алоизий Иванович.
«Киевлянин», № 5
Павлович, Иосиф Яковлевич, директор 8-й гимназии.
Сабанеев, Лазарь. Ученики гимназии
Сабанеев, Даниил. Ученики гимназии
Севастьянов, Вадим.
Пересвет-Солтан, Иордан Николаевич, присяжный поверенный.
Павлов, Федор Федорович.
Синюк, Иван Пантелеймонович Железнодорожные служащие
Милорадович, Дмитрий Дмитриевич Железнодорожные служащие
Генрихсен, Борис Густавович, товарищ прокурора.
Трубецкой, Иван Петрович, князь, мировой судья.
Лабенский, Семен Андреевич, журналист.
Хржановский, Иосиф Марцелович.
Юноцкевич, Елена Владимировна.
Былинский, Владимир Романович, полковник
Шманский, капитан Дружина «Наша Родина»
Соколов, Дружина «Наша Родина»
братья Сабанеевы и др Дружина «Наша Родина»
Случевский, Израиль Борисович, в гор. Остроге.
Матченко, Иван Павлович, педагог, почет, мир судья
«Киевлянин», № 7
Громов, Александр Семенович, инженер-технолог.
Бондаренко, Василий Андреевич, на ст. Новомиргород.
Шкотт, Павел Петрович.
Добрынин, Михаил Николаевич, присяжный поверенный.
Вольф, Иван Викентьевич
Пиорункевич, Иосиф Эдуардович.
«Киевлянин», № 8
Киркин, Михаил Михайлович, подполковник.
Никольский, Сергей Александрович, поручик
Полибин, Александр Владимирович, статский советник.
Голлянская, Валентина Федоровна.
Кнотте, Нина Ивановна.
Кононов, Федор Яковлевич, банковский служащий
Суковкин, Николай Иоасафович, киевский губернатор, сенатор.
Молодовский. Георгий Георгиевич. Члены киевской
Рышковский, Викентий Романович. Биржевой
Тоболин, Александр Александрович. артели
Вороненке, Апполинарий Александрович, агроном
Рагоза, Александр Францевич, генерал от инфантерии
Плейер, Иван Осипович, штабс-ротмистр.
Хлюстин, Дмитрий Николаевич.
«Киевлянин», № 11
Шорохов, П. В.
«Киевлянин», № 14
Цитович, Клеоник Игнатьевич, основатель Союза русских рабочих.
«Киевлянин», № 15
Брояковский, Тимофей Августович, сотруд. страх, общества «Россия».
«Киевлянин», № 16
Красовский, Александр Иванович, член губ. земской Управы.
Фридрихова, Евгения Григорьевна (в Чернигов, губ.).
Науменко, Владимир Павлович, педагог, редактор «Киевской Старины».
«Киевлянин», № 18
Неминский, Н. С., служащий Киевского земельного банка.
«Киевлянин», № 20
Шабловский, Болеслав Иванович (в имении «Красная Слобода»).
Глинская, Александра Ивановна.
Крюгер, Анна.
«Киевлянин», № 21
Остромыслянский, Н. В., из прокуратуры.
Новиков, Афанасий Семенович.
Верлизов, Николай Гаврилович.
Пащенко, Александр Савич, редактор «Двуглавого Орла».
Бех, П. С., преподаватель Фундуклеевской гимназии.
«Киевлянин», № 22
Андриевский, Семен Степанович.
Лобков, Владимир Михайлович, доброволец (на ст. Фастов)
Павлов, Федор Федорович, полковник.
«Киевлянин», № 23
Кратохвиль, Ян, чех.
«Киевлянин», № 24
Чайковский, Николай Николаевич, штабс-ротмистр.
Чайковская, Мария Александровна.
Хрусталев-Носарь, Георгий Степанович (в Переяславле).
Приложение № 10
(к стр. 99)