Отставка правительства М. М. Касьянова.
В конце февраля 2004 г., накануне президентских выборов, В. В. Путин отправил в отставку правительство М. М. Касьянова. На пост премьер-министра была предложена кандидатура М. Е. Фрадкова (исполнявшего до этого последовательно обязанности министра торговли, директора Федеральной службы налоговой полиции РФ, а затем спецпредставителя Президента России в Европейском сообществе).
Неоценимую роль в консолидации общества, преодолении его раскола и внутренней разобщенности играет культура.
С конца 90-х гг. начинается постепенное увеличение государственной поддержки науки, учреждений культуры и образования. Новый серьезный шаг в этом направлении сделан и2002 г., когда финансирование сферы культуры было сразу увеличено на 60%.
Наряду с изысканием средств на сохранение и развитие культуры правительство сконцентрировало свое внимание на подготовке масштабной реформы системы образования, отчетливо понимая, что без выведения ее на современный уровень у страны и народа не будет достойного будущего. По распоряжению Президента В. В. Путина была создана специальная комиссия, куда вошли видные ученые, педагоги, государственные и общественные деятели. Она наметила основные задачи модернизации российской средней и высшей школы: расширение доступности образования, повышение его качества и эффективности.
Экономическая политика Путина в период его пребывания на посту президента была направлена на обеспечения модернизационного прорыва , необходимого для превращения России в процветающую, экономически сильную и влиятельную страну. Правительство проводило мероприятия по укреплению прав
собственности и углубление структурных реформ, включения страны в мировое сообщество и хозяйство. Были внесены позитивные изменения в уголовно-процессуальное законодательство. Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»(2002 г.) был упорядочен и укреплен частный земельный оборот, что позволило сократить масштабы теневого оборота и коррупции.
В условиях высоких цен на нефть российское правительство проводило в целом ответственную финансовую и денежную политику.
В стране быстрыми темпами укреплялась рыночная инфраструктура, шло накопление элементов нового социально-экономического устройства. Возникали малые, средние и крупные фирмы, появились инициативные и успешные предприниматели и менеджеры. Образовались валютные и фондовые биржи, консалтинговые и аудиторские фирмы, многочисленные коммерческие банки. В повседневную хозяйственную практику вошли такие понятия, как акционерный капитал и курсы акций, слияние и поглощение корпораций. Госдумой были приняты сотни законов, касающихся приватизации, налогообложения, банкротства. С 1999 г. валовой внутренний продукт (ВВП) рос в среднем на 6 % в год (что было выше среднемировых показателей).
В целом период первого президентства Путина стал для России наиболее успешным за последние 100 лет. С 2000 по 2004 г. ВВП вырос на 38 %, почти в 10 раз увеличились золотовалютные резервы, уровень инфляции снизился более чем в три раза. В 2003-м сельскохозяйственном году Россия стал третьим в мире экспортером пшеницы после США и ЕС.
Чтобы претворить в жизнь эту стратегическую линию, обеспечить качественный рывок в хозяйственном развитии, необходимо было закончить формирование нормальной экономической среды, способной обеспечить долговременный экономический рост, а также благоприятные международные условия для внутреннего развития. Достигнутый Россией к 2006 г. уровень ВВП РСФСР докризисного 1990 г. свидетельствовал лишь о том, что страна выбралась из кризиса, но еще не стала развитым процветающим государством. Российская Федерация существенно отставала от группы развитых стран с точки зрения основных характеристик производства и инвестиций — производимой продукции в расчете на душу населения, качества применяемых в производстве технологий н общей его эффективности, абсолютных показателей производительности труда и капитала.
На рубеже XXI в. энергоемкость ВВП России в три с лишним раза превосходила аналогичный показатель в странах ЕС. На производство одной буханки хлеба или тонны чугуна страна тратила в 2-3 раза больше электричества, сжигала в 2-3 раза больше газа и в 2-3 раза интенсивнее загрязняла окружающую среду. При этом объем производства энергоресурсов был явно недостаточным для дальнейшего роста экономики. Согласно рейтингу конкурентоспособности Всемирного экономического форума в Давосе, по итогам 2002 г. Россия была лишь на 64 месте в мире (из 80 стран), проигрывая таким государствам, как Болгария, Перу и Колумбия.
Камнем преткновения для России (как и СССР) стала проблема, которую в научных кругах называют «нефтяным проклятием». С 1999 г. цена на нефть на мировом рынке стала стремительно расти. Россия начала наращивать ее экспорт и вскоре превратилась в самого крупного поставщика энергоносителей в мире. Высокие цены на нефтяном рынке позволяли власти ничего не менять в экономике. Это одна из причин, в силу которой заявленные и начатые реформы естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства, налоговой, банковской и правоохранительной систем, способные создать благоприятный инвестиционный климат в стране, потеряли темп .
Поскольку многие количественные задачи восстановления российской экономики ко времени второго президентства В. В. Путина были решены, одним из главных направлений деятельности правительства становится создание организационных механизмов для реализации реформ и обеспечения их финансовыми ресурсами.В 2006 г. набрала обороты реформа электроэнергетики. РАО ЕЭС России удалось убедить руководство страны в необходимости скорейшего привлечения частных и государственных средств в электроэнергетику для поддержания энергобаланса. Согласно принятому в этих целях инвестиционному плану, получившему название «ГОЭЛРО-2», акцент был сделан на развитии атомной энергетики. Одновременно с этим государство предприняло ряд шагов для возвращения контроля над стратегически важными предприятиями атомного машиностроения. Активные процессы протекали в металлургии и оборонно-промышленной отрасли. Вначале ведущие вертолетостроительные предприятия были консолидированы в «Оборонпром», подконтрольный «Рособоронэкспорту», а затем было положено начало созданию Объединенной авиастроительной корпорации (OAK). За несколько лет в России был совершен настоящий прорыв: созданы с финансированием из бюджета инвестиционный и венчурный фонды, особые экономические зоны, которые будут специализироваться на финансировании долгосрочных инвестиционных проектов, в том числе экспортной ориентации.
Приоритетные национальные проекты. В сентябре 2005 г. Президент В. В. Путин в целях содействия развитию «новой» экономики и «нового» общества объявил о необходимости сконцентрировать усилия государства на нескольких направлениях: здравоохранении, образовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. Эти направления получили статус приоритетных национальных проектов (ПНП), развитие которых Президент взял под личный контроль. На понимание необходимости формирования ПНП решающее влияние оказало появление значительных свободных ресурсов, сконцентрированных в Стабфонде, золотовалютных резервах, а также превращение экономического роста в стране в устойчивую тенденцию (на протяжении семи лет темпы роста ВВП превышали 6 %, а промышленного производства — 3-4 %.) По существу, с принятием четырех национальных проектов происходит решительный поворот к социально ориентированной экономике. Выбор ПНП диктовался ограниченностью средств, недостаточных для одновременного решения всех накопившихся проблем. С другой стороны, все они напрямую обращены к человеку. Их непосредственная цель — создать механизмы для активизации человеческого потенциала. Согласно плану реализации проекта в аграрной сфере, в 2006-2007 гг. должна быть создана система земельно-ипотечного кредитования, которая позволит привлечь средства на длительный срок. Проект предполагает также выделение значительных ресурсов на развитие сельхозлизинга, чтобы установить более льготные условия поставок сельхозтехники и племенного скота. Выполнение этих и других мер по развитию аграрного сектора, согласно прогнозам Департамента сельского хозяйства, позволит ежегодно увеличивать производство сельхозпродукции на 4 %.
Социальное развитие
Перед страной по-прежнему остро стояли вопросы «утечки мозгов и капиталов». Большую остроту приобрели также социальные проблемы: теряющее конкурентоспособность в условиях постиндустриального мира образование, низкое качество и нереформированность здравоохранения, архаичная система социальной защиты, мизерные пенсии, нарастающее социальное расслоение при слабости среднего класса (не более 20 % населения). В 2005 г. средняя реальная заработная плата в РФ составляла примерно 70 % от уровня 1990 г. Российский уровень ВВП на душу населения соответствовал уровню развивающихся стран и был в несколько раз ниже среднего уровня в развитых странах. При этом доля населения, живущего в бедности, т.е. испытывающего затруднения с удовлетворением элементарных жизненных потребностей, составляла не менее 35 %. Разрыв между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения являлся четырнадцатикратным и последние десять лет не уменьшался.
Огромен также разрыв, отделяющий Россию от развитых стран в области социальной инфраструктуры — количества и качества жилья и коммунальных услуг, уровня обеспеченности медицинскими услугами, социального и пенсионного обеспечения, охраны материнства и детства.
В последние годы демографическая ситуация стала несколько выравниваться, но тенденцию к уменьшению численности населения пока не удается переломить. С начала 1990-х гг. население страны устойчиво сокращается на 700-800 тыс. человек в год. Прогнозы показывают, что если эта тенденция сохранится, то к 2025 г. на территории России будет проживать менее 125 млн человек.
После избрания Путина на второй срок власть должна была искать новые варианты «выздоровления», развития страны, повышения ее конкурентоспособности, искоренения бедности. Происходит осознание того, что России нельзя оставаться зависимой от нефтегазовых доходов и нужно проводить активную интервенционистскую государственную политику. По мнению Президента, сырьевой экспорт при высоких мировых ценах на экспортируемые ресурсы должен служить развитию отечественной экономики и повышению уровня жизни россиян.
В очередном Послании Федеральному Собранию РФ в апреле 2005 г. Путин в качестве главной политико-идеологической задачи определил задачу развития России как свободного демократического государства. Для ее достижения Президент предложил ряд мер по развитию государства, укреплению законности и повышению эффективности правосудия.
По опыту Норвегии и США правительство создало так называемый стабилизационный фонд. Все доходы сверх определенной цены за баррель нефти (она называется ценой отсечения) зачислялись в стабилизационный фонд. Он не только поглощал «лишние» доллары, сдерживал инфляцию, но и гарантировал развитие страны на случай возможного падения цен на нефть. Уже к началу 2006 г. стабилизационный фонд достиг астрономической суммы в триллион рублей.
Определенный поворот происходит и в социальной политике государства. Еще в программе Г. Грефа впервые прямо и честно было сказано: ресурсы и возможности государства не беспредельны. Ни одна страна не в состоянии платить пособия или предоставлять льготы одновременно 2/3 населения страны. Поэтому главным принципом новой социальной политики, проводимой Путиным, становится пересмотр избыточных социальных обязательств государства, которые финансово не обеспечены. Начавшаяся весной 2005 г. глубокая социальная реформа стала и самой болезненной, поскольку предполагала монетизацию льгот вместо их натурализации. Проведенная властями без должной подготовки, она вызвала в стране волну протестов. Однако ее необходимость вполне очевидна, поскольку натуральные льготы в рыночной экономике не только бессмысленны, но и вредны.
Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года Приоритетные национальные проекты — программа по росту «человеческого капитала» в России, объявленная президентом России В. В. Путиным и реализуемая с 2006 года.
В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил четыре: