Отставка правительства М. М. Касьянова.

В конце февра­ля 2004 г., накануне президентских выборов, В. В. Путин отправил в отставку правительство М. М. Касьянова. На пост премьер-минист­ра была предложена кандидатура М. Е. Фрадкова (исполнявшего до этого последовательно обязанности министра торговли, директора Федеральной службы налоговой полиции РФ, а затем спецпредста­вителя Президента России в Европейском сообществе).

Неоценимую роль в консолидации общества, преодоле­нии его раскола и внутренней разобщенности играет культура.

С конца 90-х гг. начинается постепенное увеличение го­сударственной поддержки науки, учреждений культуры и об­разования. Новый серьезный шаг в этом направлении сделан и2002 г., когда финансирование сферы культуры было сразу увеличено на 60%.

Наряду с изысканием средств на сохранение и развитие культуры правительство сконцентрировало свое внимание на подготовке масштабной реформы системы образования, отчет­ливо понимая, что без выведения ее на современный уровень у страны и народа не будет достойного будущего. По распо­ряжению Президента В. В. Путина была создана специальная комиссия, куда вошли видные ученые, педагоги, государст­венные и общественные деятели. Она наметила основные за­дачи модернизации российской средней и высшей школы: рас­ширение доступности образования, повышение его качества и эффективности.

Экономическая политика Путина в период его пребывания на посту президента была направлена на обеспечения модернизационного прорыва , необходимого для превращения России в процветающую, экономически сильную и влиятельную страну. Правительство проводило мероприятия по укреплению прав

собственности и углубление структурных реформ, включения страны в мировое сообщество и хозяйство. Были внесены позитивные изменения в уголовно-процессуальное законодательство. Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»(2002 г.) был упорядочен и укреплен частный земельный оборот, что позволило сократить масштабы теневого оборота и коррупции.

В условиях высоких цен на нефть российское правительство проводило в целом ответствен­ную финансовую и денежную политику.

В стране быстрыми темпами укреп­лялась рыночная инфраструктура, шло накопление элементов нового социально-экономического устройства. Возникали малые, средние и крупные фирмы, появились инициативные и успеш­ные предприниматели и менеджеры. Образовались валютные и фондовые биржи, консалтинговые и аудиторские фирмы, многочисленные коммерческие банки. В повседневную хозяйственную практику вошли такие понятия, как акционерный капитал и курсы акций, слияние и поглощение корпораций. Госдумой были приняты сотни законов, касающихся приватизации, налогообложе­ния, банкротства. С 1999 г. валовой внутренний продукт (ВВП) рос в среднем на 6 % в год (что было выше среднемировых показателей).

В целом период первого президентства Путина стал для России наиболее успешным за пос­ледние 100 лет. С 2000 по 2004 г. ВВП вырос на 38 %, почти в 10 раз увеличились золотовалют­ные резервы, уровень инфляции снизился более чем в три раза. В 2003-м сельскохозяйственном году Россия стал третьим в мире экспортером пшеницы после США и ЕС.

Чтобы претворить в жизнь эту стратегическую линию, обеспечить качественный рывок в хозяйственном развитии, необходимо было закончить формирование нормальной экономической среды, способной обеспечить долговременный экономический рост, а также благоприятные международные условия для внут­реннего развития. Достигнутый Россией к 2006 г. уровень ВВП РСФСР докризисного 1990 г. свидетельствовал лишь о том, что страна выбралась из кризиса, но еще не стала развитым процветающим государством. Российская Федерация существенно отставала от группы развитых стран с точки зрения основных характеристик производства и инвестиций — производимой продукции в расчете на душу населения, качества применяемых в производстве технологий н общей его эффективности, абсолютных показателей производительности труда и капитала.

На рубеже XXI в. энергоемкость ВВП России в три с лишним раза превосходила аналогичный показатель в странах ЕС. На производство одной буханки хлеба или тонны чугуна страна тра­тила в 2-3 раза больше электричества, сжигала в 2-3 раза больше газа и в 2-3 раза интен­сивнее загрязняла окружающую среду. При этом объем производства энергоресурсов был явно недостаточным для дальнейшего роста экономики. Согласно рейтингу конкурентоспособности Всемирного экономического форума в Давосе, по итогам 2002 г. Россия была лишь на 64 мес­те в мире (из 80 стран), проигрывая таким государствам, как Болгария, Перу и Колумбия.

Камнем преткновения для России (как и СССР) стала проблема, которую в научных кругах называют «нефтяным проклятием». С 1999 г. цена на нефть на мировом рынке стала стреми­тельно расти. Россия начала наращивать ее экспорт и вскоре превратилась в самого крупного поставщика энергоносителей в мире. Высокие цены на нефтяном рынке позволяли власти ничего не менять в экономике. Это одна из причин, в силу которой заявленные и начатые ре­формы естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства, налоговой, банковской и правоохранительной систем, способные создать благоприятный инвестиционный климат в стране, потеряли темп .

Поскольку многие количественные задачи восстановления российской экономики ко вре­мени второго президентства В. В. Путина были решены, одним из главных направлений де­ятельности правительства становится создание организационных механизмов для реализации реформ и обеспечения их финансовыми ресурсами.В 2006 г. набрала обороты реформа электроэнергетики. РАО ЕЭС России удалось убедить ру­ководство страны в необходимости скорейшего привлечения частных и государственных средств в электроэнергетику для поддержания энергобаланса. Согласно принятому в этих целях ин­вестиционному плану, получившему название «ГОЭЛРО-2», акцент был сделан на развитии атомной энергетики. Одновременно с этим государство предприняло ряд шагов для возвраще­ния контроля над стратегически важными предприятиями атомного машиностроения. Актив­ные процессы протекали в металлургии и оборонно-промышленной отрасли. Вначале ведущие вертолетостроительные предприятия были консолидированы в «Оборонпром», подконтрольный «Рособоронэкспорту», а затем было положено начало созданию Объединенной авиастроительной корпорации (OAK). За несколько лет в России был совершен настоящий прорыв: созданы с фи­нансированием из бюджета инвестиционный и венчурный фонды, особые экономические зоны, которые будут специализироваться на финансировании долгосрочных инвестиционных проек­тов, в том числе экспортной ориентации.

Приоритетные национальные проекты. В сентябре 2005 г. Президент В. В. Путин в це­лях содействия развитию «новой» экономики и «нового» общества объявил о необходимости сконцентрировать усилия государства на нескольких направлениях: здравоохранении, обра­зовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. Эти направления получили статус при­оритетных национальных проектов (ПНП), развитие которых Президент взял под личный контроль. На понимание необходимости формирования ПНП решающее влияние оказало появ­ление значительных свободных ресурсов, сконцентрированных в Стабфонде, золотовалютных резервах, а также превращение экономического роста в стране в устойчивую тенденцию (на протяжении семи лет темпы роста ВВП превышали 6 %, а промышленного производства — 3-4 %.) По существу, с принятием четырех национальных проектов происходит решительный поворот к социально ориентированной экономике. Выбор ПНП диктовался ограниченностью средств, недостаточных для одновременного решения всех накопившихся проблем. С другой стороны, все они напрямую обращены к человеку. Их непосредственная цель — создать ме­ханизмы для активизации человеческого потенциала. Согласно плану реализации проекта в аграрной сфере, в 2006-2007 гг. должна быть создана система земельно-ипотечного кредито­вания, которая позволит привлечь средства на длительный срок. Проект предполагает также выделение значительных ресурсов на развитие сельхозлизинга, чтобы установить более льгот­ные условия поставок сельхозтехники и племенного скота. Выполнение этих и других мер по развитию аграрного сектора, согласно прогнозам Департамента сельского хозяйства, позволит ежегодно увеличивать производство сельхозпродукции на 4 %.

Социальное развитие

Перед страной по-прежнему остро стояли вопросы «утечки мозгов и капиталов». Большую ос­троту приобрели также социальные проблемы: теряющее конкурентоспособность в условиях пос­тиндустриального мира образование, низкое качество и нереформированность здравоохранения, архаичная система социальной защиты, мизерные пенсии, нарастающее социальное расслоение при слабости среднего класса (не более 20 % населения). В 2005 г. средняя реальная заработ­ная плата в РФ составляла примерно 70 % от уровня 1990 г. Российский уровень ВВП на душу населения соответствовал уровню развивающихся стран и был в несколько раз ниже среднего уровня в развитых странах. При этом доля населения, живущего в бедности, т.е. испытывающе­го затруднения с удовлетворением элементарных жизненных потребностей, составляла не менее 35 %. Разрыв между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения являлся четырнад­цатикратным и последние десять лет не уменьшался.

Огромен также разрыв, отделяющий Россию от развитых стран в области социальной инфраструктуры — количества и качества жилья и коммунальных услуг, уровня обеспеченности медицинскими услугами, социального и пенсионного обеспечения, охраны материнства и де­тства.

В последние годы демографическая ситуация стала несколько выравниваться, но тенденцию к уменьшению численности населения пока не удается переломить. С начала 1990-х гг. население страны устойчиво сокращается на 700-800 тыс. человек в год. Прогнозы показывают, что если эта тенденция сохранится, то к 2025 г. на территории России будет проживать менее 125 млн че­ловек.

После избрания Путина на второй срок власть должна была искать новые варианты «вы­здоровления», развития страны, повышения ее конкурентоспособности, искоренения бедности. Происходит осознание того, что России нельзя оставаться зависимой от нефтегазовых доходов и нужно проводить активную интервенционистскую государственную политику. По мнению Президента, сырьевой экспорт при высоких мировых ценах на экспортируемые ресурсы должен служить развитию отечественной экономики и повышению уровня жизни россиян.

В очередном Послании Федеральному Собранию РФ в апреле 2005 г. Путин в качестве главной политико-идеологической задачи определил задачу развития России как свободного демократического государства. Для ее достижения Президент предложил ряд мер по развитию государства, укреплению законности и повышению эффективности правосудия.

По опыту Норвегии и США правительство создало так называемый стабилизационный фонд. Все доходы сверх определенной цены за баррель нефти (она называется ценой отсе­чения) зачислялись в стабилизационный фонд. Он не только поглощал «лишние» доллары, сдерживал инфляцию, но и гарантировал развитие страны на случай возможного падения цен на нефть. Уже к началу 2006 г. стабилизационный фонд достиг астрономической суммы в триллион рублей.

Определенный поворот происходит и в социальной политике государства. Еще в программе Г. Грефа впервые прямо и честно было сказано: ресурсы и возможности государства не беспре­дельны. Ни одна страна не в состоянии платить пособия или предоставлять льготы одновре­менно 2/3 населения страны. Поэтому главным принципом новой социальной политики, про­водимой Путиным, становится пересмотр избыточных социальных обязательств государства, которые финансово не обеспечены. Начавшаяся весной 2005 г. глубокая социальная реформа стала и самой болезненной, поскольку предполагала монетизацию льгот вместо их натурали­зации. Проведенная властями без должной подготовки, она вызвала в стране волну протестов. Однако ее необходимость вполне очевидна, поскольку натуральные льготы в рыночной эконо­мике не только бессмысленны, но и вредны.

Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года Приоритетные национальные проекты — программа по росту «человеческого капитала» в России, объявленная президентом России В. В. Путиным и реализуемая с 2006 года.

В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил четыре:

Наши рекомендации