Разграничение полномочий субъектов Федерации.
• В целях сохранения государственности 31 марта 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор, где оговаривались полномочия субъектов Федерации и обозначались границы между ними. Наряду с национально-территориальными образованиями (таких насчитывается 32) субъектами Федерации признавались края, области и города Москва и Санкт-Петербург, т.е. единицы, организованные не по национальному, а только по территориальному принципу. Впервые все субъекты РФ получили право на создание собственных законов.
Ряд специалистов и политиков рассматривают данную уступку автономиям как конституционный переворот.
На основе данного договора Россия превращалась в договорную федерацию, где равноправные субъекты делегировали определенные полномочия федеральному центру. Только в 1994 г. к договору на особых условиях присоединился Татарстан. Чечня отказалась от его подписания.
• Федеральный центр и субъекты Российской Федерации.
После разграничения полномочий и перехода к выборам губернаторов (1996 г.) федеральное правительство было вынуждено считаться с особенностями регионального сознания, усилением местных экономических элит, а также обозначившейся проблемой сепаратизма. С июня 1999 г. в соответствии с федеральным законом перед региональными руководителями была поставлена задача привести в соответствие с общероссийской Конституцией основные законы и Конституции (или уставы) своих субъектов.
4. Реформа федеральной власти.
Одним из первых шагов, предпринятых президентом В. В. Путиным в этом направлении, стала реформа федеральной власти. В целях укрепления принципов федеративного устройства и строгого соблюдения законности всеми уровнями государственной власти Указом Президента РФ в 2000 г. были созданы семь федеральных округов во главе с полномочными представителями президента (Центральный, Уральский, Приволжский, Дальневосточный; Северо-Западный; Сибирский, Южный).
• В 2001 г. было проведено реформирование Совета Федерации.
В его состав вместо губернаторов и глав законодательных собраний субъектов РФ вошли представители регионов для работы в верхней палате на постоянной основе. Был избран новый председатель Совета Федерации — С. М. Миронов. Одновременно учрежден совещательный Государственный совет, состоящий из руководителей субъектов Федерации.
•2004 г.
Захват террористами школы в Беслане в сентябре 2004 г. продемонстрировал критическое состояние управления регионами и неготовность исполнительной власти эффективно действовать в кризисных ситуациях. Президент России выступил 13 сентября 2004 г. с предложениями по новому порядку избрания губернаторов, по новой системе избрания депутатов Государственной Думы и по созданию Общественной палаты
Реформа в системе государственной власти
-переход от общенародного избрания губернаторов к утверждению их парламентами субъектов
Федерации по представлению президента
-закон о выборах в ГД , изменивший избирательную систему(переход от смешанной избирательной системы(1/2 состава ГД формировалась по партийным спискам ,1/2- от округов) к пропорциональной системе- все депутаты избираются по партийным спискам , одновременно до 7% был увеличен порог , перешагнув который партия получала право на места в ГД.
Общая цель этих мер — формирование в России современной политической системы, способной обеспечить необходимое стране руководство в любой ситуации. Помощник Президента В. Ю. Сурков предложил термин «суверенная демократия» для обозначения политического режима, к которому следует стремиться. По его мнению, «допустимо определить суверенную демократию как образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими».
***Подробнее
Захват террористами школы в Беслане в сентябре 2004 г. продемонстрировал критическое состояние управления регионами и неготовность исполнительной власти эффективно действовать в кризисных ситуациях. Президент России выступил 13 сентября 2004 г. с предложениями по новому порядку избрания губернаторов, по новой системе избрания депутатов Государственной Думы и по созданию Общественной палаты. В конце 2004 г. эти предложения стали законами. По новому закону региональные законодательные собрания по представлению Президента избирают нового главу региона. Президент получил право отзывать губернатора за ненадлежащее исполнение обязанностей. Свое недоверие губернатору вправе выразить и законодательное собрание. Таким образом, Президент взял на себя ответственность за работу губернаторов.
Были отменены выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам. Основной аргумент в пользу перехода к сугубо партийным выборам состоял в том, чтобы стимулировать развитие партийной системы в стране. Выборы по новой системе позволяют также исключить «внутрипартийную коррупцию», поскольку партии будут вынуждены включать в свои региональные списки кандидатов, действительно способных привлечь голоса избирателей.
Создание Общественной палаты Российской Федерации активизировало становление гражданского общества и ускорило формирование его институтов. Общественная палата дополнила работу парламентариев.
Одним из основных направлений федеральной реформы стало укрупнение регионов в основном за счет присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных автономных округов к областям и краям. В начале 2005 г. законодательно закреплен процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Успешно для сторонников укрупнения завершились референдумы по объединению Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа и Красноярского края, Корякского автономного округа и Камчатской области, а также Усть-Ордынского Бурятского округа и Иркутской области.
На 2004—2005 гг. пришелся первый этап административной реформы, связанный с конкретизацией и разделением функций органов исполнительной власти. В итоге возникла новая структура федеральной исполнительной власти, состоящая из подразделений трех типов: министерств, служб и агентств.
Министерство — федеральный орган исполнительной власти, несущий полную ответственность за состояние подведомственной сферы управления и ее развитие. Именно федеральные министерства должны стать в точном соответствии с Конституцией РФ опорными элементами системы исполнительной власти во главе с Правительством Российской Федерации, политически ответственными за эффективное проведение государственной политики в определенных для них сферах управления. Федеральная служба — федеральный орган исполнительной власти, создаваемый для непосредственного осуществления специализированных правоприменительных функций и функций надзора. Федеральное агентство — федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за предоставление определенных видов общественных благ и услуг населению или другим органам власти.
Борьба с коррупцией — одно из ключевых направлений повышения эффективности государственной власти в современной России. Сегодня в России предпринимаются меры, чтобы сделать правовое поле адекватным для борьбы с этим социальным злом. Россия подписала и ратифицировала в 2006 г. Международную конвенцию по борьбе с коррупцией, принятую ООН в 2003 г., которая предусматривает полный комплекс мер по борьбе с коррупцией: меры по ее предупреждению, обязательства об установлении уголовной ответственности, в том числе за подкуп и взятки, направления межгосударственного взаимодействия.
• апрель 2005 г -в очередном Послании Федеральному Собранию РФ Путин в качестве главной политико-идеологической задачи определил задачу развития России как свободного демократического государства. Для ее достижения Президент предложил ряд мер по развитию государства, укреплению законности и повышению эффективности правосудия
(2)ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 2000—2008 гг.
В декабре 1999г. был создан Центр стратегических разработок, позднее преобразованный в министерство. Это новое государственное ведомство постаралось объединить лучшие интеллектуальные силы общества дляподготовки правительству рекомендаций, проектов теоретического и прикладного характера, направленных на формирование социально-экономической стратегии развития страны
• Планы реформ и их реализация.
После передачи полномочий президента В. В. Путину новым главой кабинета министров в мае 2000 г. был назначен М. М. Касьянов. Программа его мероприятий включала в себя налоговую, судебную, военную реформы, реформу жилищно-коммунального хозяйства, реструктуризацию «естественных монополий», а также принятие Земельного кодекса.
Социальная программа кабинета М. М. Касьянова ставила также задачи усовершенствования системы образования, реформирования социального обеспечения.
• В конце 2000г. были приняты новые Налоговый и Таможенный кодексы
Налоговая реформа, проводимая правительством, была направлена на последовательное снижение налоговой нагрузки на экономику (ставка налога на прибыль организаций снижена с 35 до 24% с одновременной отменой всех налоговых льгот; дляфизических лиц введен единый подоходный налог в размере 13%), что должно было способствовать выводу капитала из теневого оборота, росту налоговых выплат, сделали ставку самой низкой в Европе.
Второй — существенно сокращал таможенные ввозные пошлины. Положительные последствия этих шагов сказались довольно быстро: увеличилось поступление в казну налогов и таможенных сборов. Были созданы более благоприятные условия для инвестиционной политики.
• Правительство приступило к реализации военной реформы. На ближайшие 10 лет планируется проведение модернизации техники и перевод армии на вооружение нового поколения. В феврале 2002 г. был принят закон об альтернативной службе в армии. К 2007 г. должна быть завершена работа по формированию частей на профессиональной основе в сухопутных, воздушно-десантных войсках, морской пехоте, а также во внутренних и пограничных войсках. К 2008 г. ставилась задача сокращения службы по призыву до одного года.
• Идет работа над жилищно-коммунальной реформой, в ходе которой общество должно перейти на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг.
• Много усилий новое руководство России прилагает к выправлению дел и в аграрном секторе экономики. За 90-е гг. кардинально изменилась структура аграрного сектора.
-Место колхозов и совхозов заняли крупные сельскохозяйственные предприятия разных форм собственности и крестьянские (фермерские) хозяйства. Они соответственно производили 42 и 2,1% от всей аграрной продукции. Главную ее долю давали личные подворья крестьян и дачные участки горожан. Этот перекос в пользу мелкого, кустарного производства лишний раз — помимо резкого сокращения общего объема сельскохозяйственного производства — подчеркивал необходимость неотложных мер по значительному повышению эффективности работы крупных аграрных предприятий современного высокотоварного типа.
-В сентябре 2001г. Государственная Дума, несмотря на горячие протесты левых депутатов, одобрила внесенный Правительством РФ новый Земельный кодекс. Он закрепляет принцип частной собственности на землю и детально прописывает юридические нормы ее купли-продажи. После принятия Кодекса около 40 млн граждан России, в той или иной форме владевших землей, получили защищенные законом права собственности на нее. Товарный оборот земель сельскохозяйственного значения (основного пахотного клина страны) регулируется специальным законодательством.
-Появилось льготное кредитование аграрных предприятий, когда федеральный бюджет брал на себя часть обязательств по кредиту. Серьезно увеличилась поставка техники селу по лизингу (т. е. в пользование с последующей постепенной выплатой за нее).Положительные результаты не замедлили сказаться. За два последних года удалось увеличить площадь посевов на многие миллионы гектаров. На лучше обрабатываемых полях в 2001г. был собран высокий урожай, что впервые позволило выделить немалый объем зерна для продажи за границей. Сократилось число убыточных хозяйств. Если в 1988 г. их было 88%,то в 2001г. — 48%. В оживший аграрный сектор пошли инвестиции частного капитала, преимущественно российского.
- Серьезную пользу в нынешнее непростое для России время может оказать энергичное и умелое противодействие такому социальному злу, как теневая экономика и нелегальный вывоз капиталов из страны. Указом Президента РФ В. В. Путина (ноябрь 2001 г.) был учрежден новый орган — Комитет по финансовому мониторингу, призванный отслеживать движение финансовых потоков в стране, выявлять частных предпринимателей, которые не платят налоги или отмывают «грязные деньги» (т. е. в обход закона легализуют доходы, полученные незаконным путем).
За первые четыре года 1-го президентства Путина наметился реальный подъем экономики. ВВП вырос на 20%, инвестиции в основной капитал — более чем на 30%; объем статей экспорта товаров увеличился на четверть. Правительству удалось обеспечивать соблюдение бюджетных обязательств по своевременной выплате пенсий, заработной платы, пособий на детей, чему способствовал рост цен на нефть. Впервые за полвека Россия превратилась из импортера зерна в его экспортера. Президентом была поставлена задача в течение ближайших десяти лет увеличить вдвое ВВП.
Вместе с тем отмечается, что правительству пока не удалось придать бюджету социальную направленность. Четверть населения имеет доход ниже прожиточного минимума. Оппозиция отмечает также многократное превосходство объемов выплат на обслуживание иностранных кредиторов по сравнению с расходами на социальную сферу. Не удалось установить полный контроль за перечислением денег в счет долгов предприятий и регионов за электроэнергию и тепло (отсюда частые отключения от тепла и энергии населенных пунктов, государственных учреждений, военных объектов). Продолжается утечка капитала за рубеж — в 2000 г. было вывезено 24 млрд долл. Колебания цен на нефть периодически создают кризисные ситуации в финансах страны.
Правительство заявило о своей готовности исправить «сырьевой крен» в развитии российской промышленности и добиться прогресса в тех отраслях, которые базируются на высоких технологиях и производят наукоемкую продукцию.
Россия вышла на путь довольно устойчивого, хотя еще и нединамичного развития. В 2000г. рост промышленного производства составил 9,2%, сельскохозяйственного — 3%. Движение вперед отечественной экономики продолжалось и в последующие годы.
С 2000г. началось активное погашение огромного внешнего долга страны.
Выправление, пусть и медленное, положения в экономике позволило увеличить государственное финансирование социальной сферы.
На этой основе уже к концу 2000 г. удалось погасить большую часть многомесячной задолженности но зарплатам, пособиям и пенсиям. Зарплата рабочих и служащих увеличилась (с учетом инфляции) на 24%, пенсии — на 30%. Энергичные меры по улучшению условий жизни населения предпринимались и в 2001—2002гг. Регулярно повышались пенсии нетрудоспособным гражданам. Была увеличена зарплата школьным учителям и врачам, а также другим категориям работников бюджетной сферы.
Российское руководство, обозначившее в качестве одной из своих первоочередных задач преодоление внутренней разобщенности общества, предприняло ряд новых усилий по утверждению в стране гражданского согласия и развитию общественно-политических структур, способных его обеспечить