Российское общество в первые годы реформ
За время реформ, легализовавших принцип частной собственности (в том числе на средства производства, включая землю), социальная структура России претерпела серьезные изменения. Здесь большую роль стало играть отношение к собственности.
В современном российском обществе возникло три новых социальных слоя: крупные, средние и мелкие частные собственники. К числу последних можно отнести чуть ли не большинство населения страны. Это хозяева бесплатно приватизированных городских квартир, держатели малых пакетов акций промышленных предприятий, владельцы дачных построек и деревенских домов, а после принятия Земельного кодекса — и земельных участков.
Наиболее четко статистика фиксирует социальное расслоение по размерам денежного душевого дохода. В конце 90-х гг. на долю 10% наиболее состоятельных россиян приходилось 33,3% общей суммы денежных доходов населения, а на долю 10% наименее обеспеченных — всего 2,4%.
Становление гражданского общества.Само это понятие лишь недавно вошло в наш обиход. Что же оно обозначает?
Гражданское общество— это общество, большинство членов которого занимают прочное экономическое и социальное положение, что дает определенную независимость от государства и возможность влиять на принимаемые им решения. Это влияние реализуется через систему демократических выборов органов власти и высших должностных лиц, создаваемые гражданами политические партии и общественные организации, через свободные средства массовой информации.
Напомним: медленный и трудный процесс формирования гражданского общества в дореволюционной России прервали события 1917 г. В последующие годы действиями советской власти были разрушены сами его устои — институт частной собственности, свободное волеизъявление граждан. В результате российское гражданское общество, не успев до конца сформироваться, растворилось в тоталитарном общественном пространстве СССР.
Первые ростки возрождения гражданского общества в нашей стране появились в годы «перестройки» (некоторые историки относят их к более раннему времени, связывая с диссидентским движением 60—70-х гг.) и значительно окрепли в эпоху реформ 90-х гг. XX в. Было законодательно закреплено право граждан на частную собственность, в том числе на средства производства, ее охрана законом. Под защитой Конституции Российской Федерации 1993 г. основные демократические права и свободы человека нашли свое воплощение в реальной жизни.
Убедительные свидетельства тому — утвердившаяся практика свободных всенародных выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы, многопартийность, сеть независимых средств массовой информации (радио, телевидение, печать), разветвленная система общественных организаций, ощутимо влияющих на политическую жизнь в стране. В числе последних заметное место занимали профессиональные союзы, освободившиеся от жесткого государственного диктата и отстаивавшие интересы наемных работников.
Религия и церковь.
Издавна традиционными религиями России являются православие, ислам, иудаизм и буддизм.
Кризис коммунистической идеологии и демократизации общества вызвали среди самых разных его слоев всплеск религиозных настроений. По данным статистики, в 90-е гг, в России православными себя считали 54% граждан, приверженцами ислама — 5%, других религий и культов — 4%. Остальные относили себя к числу неверующих.
По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог. В Москве, например, за короткое время был восстановлен взорванный в начале 30-х гг. храм Христа Спасителя, возведенный в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о победе в Отечественной войне 1812 г. Теперь он стал символическим памятником всем россиянам, погибшим на полях многочисленных войн за свободу и независимость России.
В 90-е гг. заметно вырос авторитет Русской православной церкви и других религиозных конфессий. Их высшие представители участвовали в попытках урегулирования внутренних и международных конфликтов. Опираясь на многие миллионы верующих, священнослужители активно способствовали утверждению в российском обществе мира и согласия, доброты и соучастия в отношениях между людьми.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину «свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Не допускаются только пропаганда «религиозной ненависти и вражды», а также «религиозного превосходства».
В 1997г. был принят новый Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Он существенно ограничивал деятельность проникших на территорию России из-за рубежа так называемых тоталитарных сект (сатанистов, сайентологов, свидетелей Иеговы и др.)» порабощавших и разрушавших личность человека.
Развитие культуры.
Кардинальные преобразования в социально-экономической и политической областях не могли не сказаться и на развитии культуры.
Принципиальным образом изменились взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать ей свои требования. Исчезла централизованная система управления и единая, жестко проводимая сверху, политика в этой сфере. В Конституции Российской Федерации было записано, что «признается идеологическое многообразие» и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Отныне определение путей дальнейшего развития культуры стало делом самого общества и превратилось в предмет острых дискуссий. Диапазон поисков здесь чрезвычайно широк — от слепого следования западным образцам до апологии изоляционизма и ориентации только на национальные традиции. Серьезно повлияло на состояние дел в культуре и резкое сокращение государственного финансирования, вызванное глубоким спадом в экономике. В середине 90-х гг. доля затрат на культуру в государственных расходах России составляла 1%, в то время как в странах Запада — от 3 до 5%.
С началом реформ стали быстро меняться сама культурная атмосфера в обществе, духовная среда обитания. На первый план вышла массовая культура, продукция которой наводнила книжный рынок, радио- и телеэфир, заполнила экраны кинотеатров и видеотек. Бесконечное разнообразие периодических изданий вытеснило из обихода толстые литературно-художественные журналы, которые поддерживали единство читательской аудитории. Их место заняли иллюстрированные журналы западного образца. Телевизионные сериалы и видеофильмы, преимущественно зарубежного производства, вытеснили отечественную кинопродукцию. Книжные прилавки заполнились детективами, эротикой, оккультной ли-тературой. Вместе с тем впервые за долгие годы книжный рынок смог удовлетворить любые, в том числе самые взыскательные, запросы читателей.
Следствием общей социальной нестабильности стал отъезд за рубеж в первой половине 90-х гг. немалого числа видных представителей российской культуры, снижение ее бесценного творческого потенциала. Вместе с тем в эти же годы на Родину вернулись многие известные писатели, музыканты, художники, артисты. Значительным событием культурной жизни России явилось возвращение из вынужденной эмиграции в мае 1994 г. выдающегося писателя лауреата Нобелевской премии по литературе А. И. Солженицына.
Из всех отраслей культуры наибольшим вниманием со стороны государства пользовалась система образования. В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании», утверждавший гуманистические принципы обучения и воспитания молодежи, государственно-общественного управления школой. В ведении государства остались вопросы соблюдения единого образовательного стандарта, сохранения преемственности образования и обеспечения конституционных прав граждан в этой сфере.
Конституция РФ гарантировала обязательное общее образование молодежи (9 классов), оставляя на усмотрение родителей и самих учащихся получение бесплатного полного среднего образования (11 классов), которое открывало доступ в высшие учебные заведения. Конституция подтвердила отделение школы от церкви. Религиозное обучение, сторонником которого является церковь, может осуществляться лишь на добровольной основе вне рамок общеобразовательной школы.
Кардинально изменилась сеть средних и высших учебных заведений: наряду с государственными школами и вузами появились частные лицеи, гимназии, колледжи, университеты. Высшая школа была перестроена на принципах академических свобод и автономии. Наиболее заметные изменения произошли в гуманитарном образовании, что потребовало переподготовки преподавателей, введения новых программ и предметов, создания учебников.
В первые годы реформ упал престиж высшего образования, особенно в естественных и точных науках. Однако с середины 90-х гг. ситуация начала меняться. В 1996 г., по данным Министерства образования, в вузы страны поступило 700 тыс. человек, что превысило максимальный уровень, который пришелся на 1985 г.
После распада СССР прямой наследницей и преемницей союзной Академии наук стала Российская АН. До 90% академических учреждений находилось на территории России, но часть исследовательской базы — обсерватории, биостанции, лаборатории — осталась в распоряжении других республик. Ликвидация политических и идеологических преград, мешавших научным контактам в советский период, позволила
отечественной науке органически войти в мировое научное сообщество. В то же время заметно ослабли связи с научными учреждениями бывших соцстран и союзных республик.
По российской науке особенно больно ударила общая беда сферы культуры: острая нехватка денежных средств. Раньше 2/3 государственных ассигнований на науку предназначались на проекты, имевшие оборонное значение. Свертывание военно-промышленного комплекса неизбежно сказалось на обслуживавшей его научно-исследовательской базе. Невостребованной оказалась фундаментальная и прикладная наука. Началась «утечка мозгов» за рубеж.
В этих крайне сложных условиях государство пошло по пути концентрации скудных средств в ряде федеральных программ. В сфере науки выделены и ныне работают 110 целевых программ, в том числе такие крупные, как «Российская космическая программа», Программа конверсии, «Электронная Россия», предусматривавшая в течение ближайших лет резкое увеличение (в шесть и более раз) компьютерного обеспечения населения страны, и т. п. В федеральной программе «Сохранение и развитие культуры и искусства» главное внимание уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с ней велись работы по восстановлению памятников прошлого в городах и селах России, оказывалась помощь музеям и библиотекам.
Учреждения культуры активно искали и альтернативные источники финансирования. В помощь им возникли частные и общественные, в том числе иностранные, фонды, выделявшие средства для выполнения научно-исследовательских и художественных проектов. Появилось спонсорство — материальная поддержка коммерческими организациями культурных организаций или мероприятий.
Хотя эти новые источники далеко не покрывали всех потребностей в средствах, большинству научных институтов, вузов, музеев, театров, музыкальных коллективов удалось выжить. Более того, за последние годы возникло немало новых научных центров и лабораторий, университетов, академий, художественных студий, оркестров, открылись новые театры, концертные залы. И здесь существенную роль сыграл частный, прежде всего отечественный, капитал. Его владельцы охотно вкладывали деньги в создание негосударственных радиостанций, киностудий, телевизионных компаний, картинных галерей. Одних частных музеев в стране к середине 90-х гг. насчитывалось более трехсот, а негосударственных книжных издательств — около 10 тыс.
После крушения твердыни «соцреализма», жестко вгонявшего художественное творчество в рамки коммунистической идеологии, в литературе и искусстве широкое распространение получили самые разные стили. Отметим главные из них.
Среди писателей и других творческих работников по-прежнему было много приверженцев реализма, освобожденного от навязанной сверху идеологической оболочки (В. Астафьев, Г. Бакланов, Б. Васильев, В. Распутин, А. Солженицын и др.). Наряду с ним немало сторонников обрел постмодернизм. Для него характерно «соединение несоединимого»: обращение к прежним, устоявшимся художественным традициям с их переосмыслением в форме гротеска и иронии.
В литературе в стиле постмодернизма пишут такие современные писатели, как В. Войнович, А. Битов, Т. Толстая, Д. Пригов, В. Пелевин и др. Но наиболее наглядно и образно он проявил себя в изобразительном искусстве, где получил название «соц-арт». Полотна художников этой школы (Э. Булатова, В. Комара, А. Меламида, Г. Брускина и др.) зачастую представляют собой коллаж, где причудливо переплетаются советская символика (знамя и герб СССР, серп и молот, пятиконечная красная звезда, изображения Ленина, Сталина, Хрущева и т. п.) и символика Запада (доллар, статуя Свободы, кока-кола, лики поп-звезд и т. п.).
Такое же обилие творческих стилей и направлений присуще современному музыкальному и театральному искусству, кинематографу, архитектуре. Последняя к тому же обрела явные черты эклектизма. Возводимые здания и другие архитектурные сооружения нередко искусственно совмещают в себе элементы ампира, модерна, конструктивизма, так называемого сталинского классицизма.
И все же надо признать: наибольшее внимание в России и за ее рубежами привлекают произведения культуры, созданные в традиционном реалистическом ключе. Так, в 1995 г. Американская киноакадемия удостоила премии «Оскар» фильм Н. Михалкова «Утомленные солнцем», а в следующем году специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С. Бодрова «Кавказский пленник».
Характерное для литературно-художественной атмосферы многообразие палитры творческих красок, разностилье, причудливое переплетение самых разных творческих манер и школ ярко отображало переходное, неустоявшееся время, которое переживало российское общество в 90-е гг.