Российское общество в первые годы реформ

За время реформ, легализовавших принцип частной соб­ственности (в том числе на средства производства, включая землю), социальная структура России претерпела серьезные изменения. Здесь большую роль стало играть отношение к соб­ственности.

В современном российском обществе возникло три новых социальных слоя: крупные, средние и мелкие частные собст­венники. К числу последних можно отнести чуть ли не боль­шинство населения страны. Это хозяева бесплатно приватизи­рованных городских квартир, держатели малых пакетов ак­ций промышленных предприятий, владельцы дачных построек и деревенских домов, а после принятия Земельного кодекса — и земельных участков.

Наиболее четко статистика фиксирует социальное рас­слоение по размерам денежного душевого дохода. В конце 90-х гг. на долю 10% наиболее состоятельных россиян при­ходилось 33,3% общей суммы денежных доходов населения, а на долю 10% наименее обеспеченных — всего 2,4%.

Становление гражданского общества.Само это понятие лишь недавно вошло в наш обиход. Что же оно обозначает?

Гражданское общество— это общество, большинство чле­нов которого занимают прочное экономическое и социальное положение, что дает определенную независимость от государ­ства и возможность влиять на принимаемые им решения. Это влияние реализуется через систему демократических выборов органов власти и высших должностных лиц, создаваемые граж­данами политические партии и общественные организации, через свободные средства массовой информации.

Напомним: медленный и трудный процесс формирования гражданского общества в дореволюционной России прервали события 1917 г. В последующие годы действиями советской власти были разрушены сами его устои — институт частной собственности, свободное волеизъявление граждан. В резуль­тате российское гражданское общество, не успев до конца сфор­мироваться, растворилось в тоталитарном общественном про­странстве СССР.

Первые ростки возрождения гражданского общества в на­шей стране появились в годы «перестройки» (некоторые историки относят их к более раннему времени, связывая с дис­сидентским движением 60—70-х гг.) и значительно окрепли в эпоху реформ 90-х гг. XX в. Было законодательно закреп­лено право граждан на частную собственность, в том числе на средства производства, ее охрана законом. Под защитой Кон­ституции Российской Федерации 1993 г. основные демокра­тические права и свободы человека нашли свое воплощение в реальной жизни.

Убедительные свидетельства тому — утвердившаяся прак­тика свободных всенародных выборов Президента РФ и депу­татов Государственной Думы, многопартийность, сеть незави­симых средств массовой информации (радио, телевидение, пе­чать), разветвленная система общественных организаций, ощутимо влияющих на политическую жизнь в стране. В чис­ле последних заметное место занимали профессиональные союзы, освободившиеся от жесткого государственного дикта­та и отстаивавшие интересы наемных работников.

Религия и церковь.

Издавна традиционными религиями России являются православие, ислам, иудаизм и буддизм.

Кризис коммунистической идеологии и демократизации общества вызвали среди самых разных его слоев всплеск ре­лигиозных настроений. По данным статистики, в 90-е гг, в России православными себя считали 54% граждан, привер­женцами ислама — 5%, других религий и культов — 4%. Остальные относили себя к числу неверующих.

По всей стране развернулось восстановление и строитель­ство храмов, мечетей, синагог. В Москве, например, за корот­кое время был восстановлен взорванный в начале 30-х гг. храм Христа Спасителя, возведенный в XIX в. на деньги миллио­нов простых людей в память о победе в Отечественной войне 1812 г. Теперь он стал символическим памятником всем рос­сиянам, погибшим на полях многочисленных войн за свобо­ду и независимость России.

В 90-е гг. заметно вырос авторитет Русской православ­ной церкви и других религиозных конфессий. Их высшие представители участвовали в попытках урегулирования внут­ренних и международных конфликтов. Опираясь на многие миллионы верующих, священнослужители активно способст­вовали утверждению в российском обществе мира и согласия, доброты и соучастия в отношениях между людьми.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждо­му гражданину «свободу вероисповедания, включая право ис­поведовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и дей­ствовать в соответствии с ними». Не допускаются только про­паганда «религиозной ненависти и вражды», а также «рели­гиозного превосходства».

В 1997г. был принят новый Фе­деральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Он су­щественно ограничивал деятельность проникших на территорию России из-за рубежа так называемых тоталитарных сект (сатанистов, сайентологов, свидете­лей Иеговы и др.)» порабощавших и раз­рушавших личность человека.

Развитие культуры.

Кардинальные преобразования в социально-экономиче­ской и политической областях не могли не сказаться и на развитии культуры.

Принципиальным образом измени­лись взаимоотношения культуры с вла­стью. Государство перестало диктовать ей свои требования. Исчезла централи­зованная система управления и единая, жестко проводимая сверху, политика в этой сфере. В Конституции Российской Федерации было записано, что «призна­ется идеологическое многообразие» и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве го­сударственной или обязательной».

Отныне определение путей дальнейшего развития куль­туры стало делом самого общества и превратилось в предмет острых дискуссий. Диапазон поисков здесь чрезвычайно ши­рок — от слепого следования западным образцам до апологии изоляционизма и ориентации только на национальные тради­ции. Серьезно повлияло на состояние дел в культуре и рез­кое сокращение государственного финансирования, вызванное глубоким спадом в экономике. В середине 90-х гг. доля за­трат на культуру в государственных расходах России состав­ляла 1%, в то время как в странах Запада — от 3 до 5%.

С началом реформ стали быстро меняться сама культурная атмосфера в обществе, духовная среда обитания. На первый план вышла массовая культура, продукция которой наводнила книжный рынок, радио- и телеэфир, заполнила экраны кинотеатров и видеотек. Бесконечное разнооб­разие периодических изданий вытеснило из обихода толстые литератур­но-художественные журналы, которые поддерживали единство читатель­ской аудитории. Их место заняли иллюстрированные журналы западного образца. Телевизионные сериалы и видеофильмы, преимущественно зарубежного производства, вытеснили отечественную кинопродукцию. Книжные прилавки заполнились детективами, эротикой, оккультной ли-тературой. Вместе с тем впервые за долгие годы книжный рынок смог удовлетворить любые, в том числе самые взыскательные, запросы чи­тателей.

Следствием общей социальной нестабильности стал отъезд за рубеж в первой половине 90-х гг. немалого числа видных представителей российской культуры, снижение ее бесценного творческого потенциала. Вместе с тем в эти же го­ды на Родину вернулись многие известные писатели, музы­канты, художники, артисты. Значительным событием куль­турной жизни России явилось возвращение из вынужденной эмиграции в мае 1994 г. выдающегося писателя лауреата Но­белевской премии по литературе А. И. Солженицына.

Из всех отраслей культуры наибольшим вниманием со стороны государства пользовалась система образования. В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании», утверж­давший гуманистические принципы обучения и воспитания молодежи, государственно-общественного управления школой. В ведении государства остались вопросы соблюдения единого образовательного стандарта, сохранения преемственности об­разования и обеспечения конституционных прав граждан в этой сфере.

Конституция РФ гарантировала обязательное общее об­разование молодежи (9 классов), оставляя на усмотрение ро­дителей и самих учащихся получение бесплатного полного среднего образования (11 классов), которое открывало доступ в высшие учебные заведения. Конституция подтвердила от­деление школы от церкви. Религиозное обучение, сторон­ником которого является церковь, может осуществляться лишь на добровольной основе вне рамок общеобразователь­ной школы.

Кардинально изменилась сеть средних и высших учеб­ных заведений: наряду с государственными школами и вуза­ми появились частные лицеи, гимназии, колледжи, универ­ситеты. Высшая школа была перестроена на принципах ака­демических свобод и автономии. Наиболее заметные изменения произошли в гуманитарном образовании, что потребовало пе­реподготовки преподавателей, введения новых программ и предметов, создания учебников.

В первые годы реформ упал престиж высшего образования, особенно в естественных и точных науках. Однако с середины 90-х гг. ситуация начала меняться. В 1996 г., по данным Министерства образования, в вузы страны поступило 700 тыс. человек, что превысило максимальный уровень, который пришелся на 1985 г.

После распада СССР прямой наследницей и преемницей союзной Академии наук стала Российская АН. До 90% ака­демических учреждений находилось на территории России, но часть исследовательской базы — обсерватории, биостанции, лаборатории — осталась в распоряжении других республик. Ликвидация политических и идеологических преград, мешав­ших научным контактам в советский период, позволила

отечественной науке органически войти в мировое научное сооб­щество. В то же время заметно ослабли связи с научными уч­реждениями бывших соцстран и союзных республик.

По российской науке особенно больно ударила общая бе­да сферы культуры: острая нехватка денежных средств. Рань­ше 2/3 государственных ассигнований на науку предназнача­лись на проекты, имевшие оборонное значение. Свертывание военно-промышленного комплекса неизбежно сказалось на об­служивавшей его научно-исследовательской базе. Невостребо­ванной оказалась фундаментальная и прикладная наука. На­чалась «утечка мозгов» за рубеж.

В этих крайне сложных условиях государство пошло по пути концентрации скудных средств в ряде федеральных про­грамм. В сфере науки выделены и ныне работают 110 целе­вых программ, в том числе такие крупные, как «Российская космическая программа», Программа конверсии, «Электрон­ная Россия», предусматривавшая в течение ближайших лет резкое увеличение (в шесть и более раз) компьютерного обес­печения населения страны, и т. п. В федеральной программе «Сохранение и развитие культуры и искусства» главное вни­мание уделялось спасению важнейших объектов националь­ной культуры. В соответствии с ней велись работы по восста­новлению памятников прошлого в городах и селах России, оказывалась помощь музеям и библиотекам.

Учреждения культуры активно искали и альтернативные источники финансирования. В помощь им возникли частные и общественные, в том числе иностранные, фонды, выделяв­шие средства для выполнения научно-исследовательских и ху­дожественных проектов. Появилось спонсорство — материаль­ная поддержка коммерческими организациями культурных ор­ганизаций или мероприятий.

Хотя эти новые источники далеко не покрывали всех по­требностей в средствах, большинству научных институтов, ву­зов, музеев, театров, музыкальных коллективов удалось вы­жить. Более того, за последние годы возникло немало новых научных центров и лабораторий, университетов, академий, художественных студий, оркестров, открылись новые театры, концертные залы. И здесь существенную роль сыграл част­ный, прежде всего отечественный, капитал. Его владельцы охотно вкладывали деньги в создание негосударственных радиостанций, киностудий, телевизионных компаний, картин­ных галерей. Одних частных музеев в стране к середине 90-х гг. насчитывалось более трехсот, а негосударственных книжных издательств — около 10 тыс.

После крушения твердыни «соцреализма», жестко вгоняв­шего художественное творчество в рамки коммунистической идеологии, в литературе и искусстве широкое распространение получили самые разные стили. Отметим главные из них.

Среди писателей и других творческих работников по-прежнему было много приверженцев реализма, освобожденно­го от навязанной сверху идеологической оболочки (В. Астафь­ев, Г. Бакланов, Б. Васильев, В. Распутин, А. Солженицын и др.). Наряду с ним немало сторонников обрел постмодер­низм. Для него характерно «соединение несоединимого»: об­ращение к прежним, устоявшимся художественным традици­ям с их переосмыслением в форме гротеска и иронии.

В литературе в стиле постмодернизма пишут такие со­временные писатели, как В. Войнович, А. Битов, Т. Толстая, Д. Пригов, В. Пелевин и др. Но наиболее наглядно и образ­но он проявил себя в изобразительном искусстве, где получил название «соц-арт». Полотна художников этой школы (Э. Бу­латова, В. Комара, А. Меламида, Г. Брускина и др.) зачастую представляют собой коллаж, где причудливо переплетаются советская символика (знамя и герб СССР, серп и молот, пя­тиконечная красная звезда, изображения Ленина, Сталина, Хрущева и т. п.) и символика Запада (доллар, статуя Свобо­ды, кока-кола, лики поп-звезд и т. п.).

Такое же обилие творческих стилей и направлений при­суще современному музыкальному и театральному искусству, кинематографу, архитектуре. Последняя к тому же обрела яв­ные черты эклектизма. Возводимые здания и другие архитек­турные сооружения нередко искусственно совмещают в себе элементы ампира, модерна, конструктивизма, так называемо­го сталинского классицизма.

И все же надо признать: наибольшее внимание в России и за ее рубежами привлекают произведения культуры, создан­ные в традиционном реалистическом ключе. Так, в 1995 г. Американская киноакадемия удостоила премии «Оскар» фильм Н. Михалкова «Утомленные солнцем», а в следующем году специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С. Бодрова «Кавказский пленник».

Характерное для литературно-художественной атмосфе­ры многообразие палитры творческих красок, разностилье, причудливое переплетение самых разных творческих манер и школ ярко отображало переходное, неустоявшееся время, ко­торое переживало российское общество в 90-е гг.

Наши рекомендации