Программа либеральных экономических реформ
Россия в 1992 – 2010 г.г.
I-Россия в 1992-1999 г.г.
Современное общество переживает очередной, объективно назревший этап модернизации, которая включает в себя изменения в экономической, политической, социальной, культурной сферах, а также в области общественного сознания и психологии масс. Проходящая в стране трансформация приобрела длительный характер, поэтому состояние современного общества характеризуется как переходное (сочетающее в себе элементы старой системы — государственного социализма и новой рыночной модели экономики, демократии и авторитаризма).
События, связанные с распадом СССР и началом нового этапа развития России, получили неоднозначную оценку в обществе.
Новейший этап российской истории определяется как «либерально-демократическая революция», «революционная трансформация» (или «реформация» ), «капиталистическая революция».
Ряд авторов склонны рассматривать этот период отечественной истории как «контрреволюцию», «антимодернизацию», т. е. «Смуту», поразившую страну и закончившуюся полным крахом проводимого курса. Среди основных признаков состояния Смуты указаны: ослабление власти, раскол в умонастроениях (на почвенническое «социал-демократическое» большинство и западническое «прокапиталистическое» меньшинство), активизация всех деструктивных сил в обществе, высадка в России «западнического десанта», межнациональная вражда, угроза государственной целостности и одновременно патриотический подъем как реакция на историческое унижение, которому подверглась Россия.
Процессы модернизации российского общества развивались в течение длительного времени. Они прерывались периодами застоя и кризисов. После 1991 г. в России начался новый этап экономической модернизации.
(1)Социально-экономические развитие 1992-1999 г.г.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 1993—1996 гг.
Приватизация.
К концу 1993 г. было приватизировано почти 2/5 предприятий, что привело к изменению форм собственности (общенародная, государственная, муниципальная, акционерная, иностранная собственность и др.). В России складывался частный, в том числе акционерный, капитал.
Широко распространенным является мнение о том, что в первые годы приватизации реформаторы стремились раздать собственность кому угодно, лишь бы вырвать ее из рук государства. Простые люди не получили от нее никакой выгоды. Доходы от приватизации составляли менее 1% доходной части бюджета. Другая точка зрения предполагает, что по реальной цене приватизировавшиеся предприятия мог приобрести только иностранный капитал.
Государство действительно лишилось монопольного права на управление экономикой. Приватизация привела к быстрому росту частного сектора экономики, где эффективность управления была выше, но в условиях коррупции и сверхмонополизации при очевидных успехах она имела ряд негативных последствий.
Приватизация была необходима в целях привлечения средств для модернизации предприятий и отраслей производства. Но средства инвестировались в основном в торговлю и финансы (что давало прибыль в кратчайшие сроки) при минимальных вложениях в производство. Расширялся вывоз за рубеж сырья и полученной прибыли.
Важной задачей было образование класса или слоя собственников, которые должны были стать опорой проводимых реформ. Однако при продаже предприятий произошло занижение реальной стоимости основных фондов в 20—30 раз, соответственно снизилась стоимость приватизационных чеков. В результате перераспределения госсобственности значительная ее часть сосредоточилась в руках не- большой (10 %) группы населения страны. Кроме того, на предприятиях, приватизированных в собственность трудовых коллективов, реальным хозяином фактически оставался директор, распоряжавшийся доходами. В стране не оказалось предпосылок для быстрого создания среднего класса.
Выполнение этих задач требовало большего времени.
С осени 1994г. начался второй этап приватизации: через свободную куплю-продажу на биржах и торгах акций частных и акционированных предприятий. Созданный усилиями реформаторов рынок товаров дополнился рынком капиталов. В 1997г. на долю государственного сектора приходилось всего 7,8% промышленного производства, 8,8% — сельскохозяйственного, 8,3% — розничного товарооборота. Все остальное производилось и продавалось в частном секторе экономики, а также в смешанном секторе (государство удерживало здесь больший или меньший пакет акций). Серьезные позиции в промышленности занял иностранный капитал.
Долгое время Правительству не удавалось остановить сокращение объема промышленного производства. В 1996 г. он составил 52% от уровня 1991 г. В наибольшей степени спад производства (от 70% и выше) затронул предприятия наукоемкой гражданской и оборонной промышленности, где были сосредоточены самые квалифицированные кадры и передовой потенциал развития отечественной экономики. В этих условиях ряд авторитетных экономистов выступили с заявлениями о реальной угрозе деиндустриализации России и ее отката в ближайшем будущем на позиции развивающихся стран.
Трудную пору переживало и сельское хозяйство. Его валовая продукция составила к 1998 г. 2/3 от уровня 1991 г. Еще более снизилось поголовье скота и, как следствие, производство мяса и молока. Вдвое меньше вносилось удобрений, что вело к истощению почв pi неизбежному падению урожайности. Из активного оборота было выведено около 25 млн гектаров пахотных земель. Почти прекратилось обновление машинно-тракторного парка. Страна ввозила до 40% продовольствия.
Во второй половине 1997 г. наметился перелом. Промышленное производство к концу этого года увеличилось на 1 %, сельскохозяйственное — на 0,1%. Однако подъем оказался неустойчивым, ибо не была решена главная задача — рост капиталовложений в реальный сектор экономики. Напротив, они продолжали сокращаться (в 1997 г. на 6% к уровню предшествующего года). Не оправдались надежды и на значительный приток западных капиталов в российскую экономику. Зато заметно увеличился внешний долг — до 150 млрд долларов (правда, львиная его доля была унаследована от СССР). Только на его обслуживание, т. е. выплату процентов по займам, страна вынуждена была выделять до трети всех расходов госбюджета.
2.Проблема финансирования реформ и источников инвестиций в экономику.
Активизировалась деятельность по привлечению иностранных инвестиций, но к 1996 г. иностранные вложения в российскую экономику составили лишь 5% общей суммы российских
капвложений.
При этом долг развивающихся стран России как преемнице СССР составлял 149 млрд долл. Чтобы ускорить процесс возврата денег, Россия вступила в члены Лондонского и Парижского клубов стран-кредиторов, однако реальных результатов это не принесло.
Важнейшим источником финансирования социальных программ и дотаций в условиях нестабильности налоговых сборов с 1993 г. стал выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО), которое государство использовало не как инструмент финансовой политики, а как простой источник прибыли.
Итоги.
Правительству в целом удалось сохранить курс на развитие рыночных реформ. Формировался финансовый рынок, складывалась банковская система, начал действовать принцип конкуренции в экономике. Некоторые акционированные предприятия смогли привлечь средства для технической модернизации. Кроме того, на базе старых советских заводов и фабрик в основном с помощью крупных международных корпораций были созданы новейшие технические линии: известные мировые марки потребительских товаров («Кока-кола», «Колгейт», «Кэдбери», «Тайд», «Ариэль», «Дирол» и пр.) стали производиться в России. Несколько крупнейших компаний вывели свои ценные бумаги на мировой фондовый рынок.
• Однако в стране в целом не удалось приостановить спад производства в промышленности и сельском хозяйстве. Бюджет наполнялся главным образом за счет средств, полученных от экспорта
сырья.
• Социально-экономическими последствиями проводимых реформ стало дальнейшее падение уровня жизни населения. Впервые власть столкнулась с протестным движением народа, требовавшим регулярных выплат зарплат, пенсий, пособий на детей. Наиболее значительным событием стала Всероссийская акция протеста (март 1997г.), организованная профсоюзами и оппозицией.
Поиски выхода из кризиса.
• Задачи правительственного кабинета Е. М. Примакова.
В сентябре 1998 г. новым главой правительства был утвержден Е. М. Примаков, сделавший ставку на увеличение государственного регулирования экономики,жесткий режим экономии, прекращение криминализации хозяйства ,борьба с коррупцией и преступностью в обществе, оживление реального сектора экономики, переговоры с иностранными кредиторами об отсрочке выплат по долгам , предотвращение гиперинфляции
• Смена кабинета министров.
Однако принятых мер оказалось недостаточно. В мае 1999 г. Президент отправил в отставку правительство Примакова. Новым главой кабинета министров стал С. В. Степашин, которого уже спустя три месяцы (в августе) сменил В. В. Путин.
Постепенно ситуация в экономике стала выправляться. Падение промышленного производства сменилось к маю 1999 г. постепенным ростом. Однако общая ситуация в стране продолжала оставаться нестабильной.4.Наследие первых лет реформ.
• Состояние экономики и финансов.
К моменту прихода в кабинет министров В. В. Путина процесс разгосударствления и внедрения экономический свободы в России не был завершен как в организационном, так и правовом плане. Размер внутреннего и внешнего долга РФ к 1999 г. достиг огромных размеров (158,8 млрд долл.). Российская экономика продолжала испытывать на себе сильное
влияние внешних факторов, прежде всего цен на нефть, доля которой в общем объеме экспорта страны составляла с учетом нефтепродуктов более трети.
• Социальные последствия реформ.
Произошли изменения в социальной структуре российского государства. Образовались бизнес- и политическая элита, началось складывание пока немногочисленного среднего класса. Вместе с тем реформы привели к процессу маргинализации, резкому расслоению населения на бедных и богатых. Четверо из десяти россиян к концу XX в. находились за чертой бедности.
К концу 1990-х гг. в стране обозначился кризис народонаселения: за десятилетие оно сократилось со 150 до 145 млн. человек. Объективные трудности и ошибки в проведении реформ привели к ослаблению государственности и усилению на этом фоне роли финансовой олигархии.
Общественные настроения и формирование двухпалатного Федерального Собрания.
12 декабря 1993 г. состоялись выборы в нижнюю палату Федерального Собрания — Государственную Думу.Верхняя палата формировалась из глав исполнительных и законодательных органов субъектов Федерации.
Выборы в Думу проводились по избирательным округам и по партийным спискам. Четверть голосов избирателей была отдана за ЛДПР во главе с Б. Б. Жириновским, значительное число голосов получили представители КПРФ (лидер Г. А. Зюганов). 15% избирателей вновь поддержали пропрезидентский «Выбор России» во главе с Е. Т. Гайдаром. Председателем верхней палаты — Совета Федерации (свыше 2/3 депутатов которого составили государственные чиновники) стал Е. С. Строев (губернатор Орловской области).
3. Попытки стабилизировать общественно-политическую ситуациюстал сразу предпринимать президент Ельцин. В 1994г. был составлен Договор об общественном согласии, подписанный руководителями исполнительной и законодательной власти-Центра и регионов, политических партий, профсоюзов. Договор ориентировал на развитие переговоров различных политических сил, отказ от насилия в обществе. Эти шаги принесли лишь незначительные результаты, так как от подписания Договора отказались не только радикальные националистические и коммунистические организации, но и КПРФ и Аграрная партия.
4. Выборы в Государственную Думу второго созыва и президентские выборы.
17 декабря 1995 г. на выборах в Государственную Думу из 43 избирательных блоков и объединений 5%-й барьер преодолели четыре — КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», проправительственное объединение «Наш дом — Россия» (не прошли «Выбор России», «Женщины России» и др.). Относительное большинство в Госдуме получили коммунисты, а их представитель Г. Н. Селезнев стал Председателем Госдумы.
16 июня 1996 г. состоялись выборы Президента России. Из 10 кандидатов во второй тур выборов прошли Б. Н. Ельцин и Г. А. Зюганов. 3 июля состоялся второй тур президентских выборов, в ходе которого победу вновь одержал Б. Н. Ельцин (37% всех избирателей).
Пик социального конфликта.
Вместе с тем перелома в социально-экономическом положении так и не наступило, некоторые были разочарованы политикой Б. Н. Ельцина и В. С. Черномырдина. Особые опасения в обществе вызывало усиление влияния финансовых «олигархов» на власть. На 1997—1998г. пришелся пик социального конфликта в обществе.9 апреля 1998г. состоялась Всероссийская акция протеста, вслед за которой последовали студенческие волнения в Екатеринбурге, «рельсовая война» шахтеров, парализовавшая работу Северо-Западной железной дороги. В условиях ухудшившегося физического состояния главы государства усилилась политическая борьба в его окружении, следствием которой стали внешне ничем не обоснованные смены четырех правительств в 1998—1999гг.
3.На этом фоне происходила заметная активизация и радикализация обществаво всех его проявлениях.
• Общественно-политические движения. Среди партий, которые пытались использовать сложную социально-политическую обстановку в стране для усиления собственных позиций, выделялись правора-
дикальные (националистические — Русское национальное единство, партия русских националистов; национал-патриотические — ЛДПР); левые (главная из которых КПРФ) и леворадикальные. В сложившейся ситуации оппозиция направляла свои усилия на досрочное отстранение президента от власти (объявление «импичмента») и формирование правительства «народного доверия».
• Выборы в Государственную Думу третьего созыва (19 декабря 1999 г.)- После сложной политической предвыборной борьбы, развернувшейся осенью 1999 г., новый состав Государственной Думы был представлен шестью избирательными объединениями. Наибольшее количество голосов вновь получила КПРФ (24%). Это была самая многочисленная фракция в Думе, которая, однако, не имела теперь оппозиционного большинства. Следом за коммунистами шел проправительственный блок «Единство» [«Медведь», лидер С. К. Шойгу (23%)], созданный лишь за два месяца до выборов.
Движение «Отечество — Вся Россия» во главе с лидером Е. М. Примаковым получило около 13% голосов, Союз Правых Сил (лидер С. В. Кириенко) — около 9%. Пятипроцентный барьер преодолели также объединение «Яблоко» (хотя и потерявшие треть своих голосов) и «Блок Жириновского». Не прошла в Думу бывшая «партия власти» — объединение «Наш дом — Россия».
Религия и церковь.
Издавна традиционными религиями России являются православие, ислам, иудаизм и буддизм.
Кризис коммунистической идеологии и демократизации общества вызвали среди самых разных его слоев всплеск религиозных настроений. По данным статистики, в 90-е гг, в России православными себя считали 54% граждан, приверженцами ислама — 5%, других религий и культов — 4%. Остальные относили себя к числу неверующих.
По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог. В Москве, например, за короткое время был восстановлен взорванный в начале 30-х гг. храм Христа Спасителя, возведенный в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о победе в Отечественной войне 1812 г. Теперь он стал символическим памятником всем россиянам, погибшим на полях многочисленных войн за свободу и независимость России.
В 90-е гг. заметно вырос авторитет Русской православной церкви и других религиозных конфессий. Их высшие представители участвовали в попытках урегулирования внутренних и международных конфликтов. Опираясь на многие миллионы верующих, священнослужители активно способствовали утверждению в российском обществе мира и согласия, доброты и соучастия в отношениях между людьми.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину «свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Не допускаются только пропаганда «религиозной ненависти и вражды», а также «религиозного превосходства».
В 1997г. был принят новый Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Он существенно ограничивал деятельность проникших на территорию России из-за рубежа так называемых тоталитарных сект (сатанистов, сайентологов, свидетелей Иеговы и др.)» порабощавших и разрушавших личность человека.
Развитие культуры.
Кардинальные преобразования в социально-экономической и политической областях не могли не сказаться и на развитии культуры.
Принципиальным образом изменились взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать ей свои требования. Исчезла централизованная система управления и единая, жестко проводимая сверху, политика в этой сфере. В Конституции Российской Федерации было записано, что «признается идеологическое многообразие» и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Отныне определение путей дальнейшего развития культуры стало делом самого общества и превратилось в предмет острых дискуссий. Диапазон поисков здесь чрезвычайно широк — от слепого следования западным образцам до апологии изоляционизма и ориентации только на национальные традиции. Серьезно повлияло на состояние дел в культуре и резкое сокращение государственного финансирования, вызванное глубоким спадом в экономике. В середине 90-х гг. доля затрат на культуру в государственных расходах России составляла 1%, в то время как в странах Запада — от 3 до 5%.
С началом реформ стали быстро меняться сама культурная атмосфера в обществе, духовная среда обитания. На первый план вышла массовая культура, продукция которой наводнила книжный рынок, радио- и телеэфир, заполнила экраны кинотеатров и видеотек. Бесконечное разнообразие периодических изданий вытеснило из обихода толстые литературно-художественные журналы, которые поддерживали единство читательской аудитории. Их место заняли иллюстрированные журналы западного образца. Телевизионные сериалы и видеофильмы, преимущественно зарубежного производства, вытеснили отечественную кинопродукцию. Книжные прилавки заполнились детективами, эротикой, оккультной ли-тературой. Вместе с тем впервые за долгие годы книжный рынок смог удовлетворить любые, в том числе самые взыскательные, запросы читателей.
Следствием общей социальной нестабильности стал отъезд за рубеж в первой половине 90-х гг. немалого числа видных представителей российской культуры, снижение ее бесценного творческого потенциала. Вместе с тем в эти же годы на Родину вернулись многие известные писатели, музыканты, художники, артисты. Значительным событием культурной жизни России явилось возвращение из вынужденной эмиграции в мае 1994 г. выдающегося писателя лауреата Нобелевской премии по литературе А. И. Солженицына.
Из всех отраслей культуры наибольшим вниманием со стороны государства пользовалась система образования. В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании», утверждавший гуманистические принципы обучения и воспитания молодежи, государственно-общественного управления школой. В ведении государства остались вопросы соблюдения единого образовательного стандарта, сохранения преемственности образования и обеспечения конституционных прав граждан в этой сфере.
Конституция РФ гарантировала обязательное общее образование молодежи (9 классов), оставляя на усмотрение родителей и самих учащихся получение бесплатного полного среднего образования (11 классов), которое открывало доступ в высшие учебные заведения. Конституция подтвердила отделение школы от церкви. Религиозное обучение, сторонником которого является церковь, может осуществляться лишь на добровольной основе вне рамок общеобразовательной школы.
Кардинально изменилась сеть средних и высших учебных заведений: наряду с государственными школами и вузами появились частные лицеи, гимназии, колледжи, университеты. Высшая школа была перестроена на принципах академических свобод и автономии. Наиболее заметные изменения произошли в гуманитарном образовании, что потребовало переподготовки преподавателей, введения новых программ и предметов, создания учебников.
В первые годы реформ упал престиж высшего образования, особенно в естественных и точных науках. Однако с середины 90-х гг. ситуация начала меняться. В 1996 г., по данным Министерства образования, в вузы страны поступило 700 тыс. человек, что превысило максимальный уровень, который пришелся на 1985 г.
После распада СССР прямой наследницей и преемницей союзной Академии наук стала Российская АН. До 90% академических учреждений находилось на территории России, но часть исследовательской базы — обсерватории, биостанции, лаборатории — осталась в распоряжении других республик. Ликвидация политических и идеологических преград, мешавших научным контактам в советский период, позволила
отечественной науке органически войти в мировое научное сообщество. В то же время заметно ослабли связи с научными учреждениями бывших соцстран и союзных республик.
По российской науке особенно больно ударила общая беда сферы культуры: острая нехватка денежных средств. Раньше 2/3 государственных ассигнований на науку предназначались на проекты, имевшие оборонное значение. Свертывание военно-промышленного комплекса неизбежно сказалось на обслуживавшей его научно-исследовательской базе. Невостребованной оказалась фундаментальная и прикладная наука. Началась «утечка мозгов» за рубеж.
В этих крайне сложных условиях государство пошло по пути концентрации скудных средств в ряде федеральных программ. В сфере науки выделены и ныне работают 110 целевых программ, в том числе такие крупные, как «Российская космическая программа», Программа конверсии, «Электронная Россия», предусматривавшая в течение ближайших лет резкое увеличение (в шесть и более раз) компьютерного обеспечения населения страны, и т. п. В федеральной программе «Сохранение и развитие культуры и искусства» главное внимание уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с ней велись работы по восстановлению памятников прошлого в городах и селах России, оказывалась помощь музеям и библиотекам.
Учреждения культуры активно искали и альтернативные источники финансирования. В помощь им возникли частные и общественные, в том числе иностранные, фонды, выделявшие средства для выполнения научно-исследовательских и художественных проектов. Появилось спонсорство — материальная поддержка коммерческими организациями культурных организаций или мероприятий.
Хотя эти новые источники далеко не покрывали всех потребностей в средствах, большинству научных институтов, вузов, музеев, театров, музыкальных коллективов удалось выжить. Более того, за последние годы возникло немало новых научных центров и лабораторий, университетов, академий, художественных студий, оркестров, открылись новые театры, концертные залы. И здесь существенную роль сыграл частный, прежде всего отечественный, капитал. Его владельцы охотно вкладывали деньги в создание негосударственных радиостанций, киностудий, телевизионных компаний, картинных галерей. Одних частных музеев в стране к середине 90-х гг. насчитывалось более трехсот, а негосударственных книжных издательств — около 10 тыс.
После крушения твердыни «соцреализма», жестко вгонявшего художественное творчество в рамки коммунистической идеологии, в литературе и искусстве широкое распространение получили самые разные стили. Отметим главные из них.
Среди писателей и других творческих работников по-прежнему было много приверженцев реализма, освобожденного от навязанной сверху идеологической оболочки (В. Астафьев, Г. Бакланов, Б. Васильев, В. Распутин, А. Солженицын и др.). Наряду с ним немало сторонников обрел постмодернизм. Для него характерно «соединение несоединимого»: обращение к прежним, устоявшимся художественным традициям с их переосмыслением в форме гротеска и иронии.
В литературе в стиле постмодернизма пишут такие современные писатели, как В. Войнович, А. Битов, Т. Толстая, Д. Пригов, В. Пелевин и др. Но наиболее наглядно и образно он проявил себя в изобразительном искусстве, где получил название «соц-арт». Полотна художников этой школы (Э. Булатова, В. Комара, А. Меламида, Г. Брускина и др.) зачастую представляют собой коллаж, где причудливо переплетаются советская символика (знамя и герб СССР, серп и молот, пятиконечная красная звезда, изображения Ленина, Сталина, Хрущева и т. п.) и символика Запада (доллар, статуя Свободы, кока-кола, лики поп-звезд и т. п.).
Такое же обилие творческих стилей и направлений присуще современному музыкальному и театральному искусству, кинематографу, архитектуре. Последняя к тому же обрела явные черты эклектизма. Возводимые здания и другие архитектурные сооружения нередко искусственно совмещают в себе элементы ампира, модерна, конструктивизма, так называемого сталинского классицизма.
И все же надо признать: наибольшее внимание в России и за ее рубежами привлекают произведения культуры, созданные в традиционном реалистическом ключе. Так, в 1995 г. Американская киноакадемия удостоила премии «Оскар» фильм Н. Михалкова «Утомленные солнцем», а в следующем году специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С. Бодрова «Кавказский пленник».
Характерное для литературно-художественной атмосферы многообразие палитры творческих красок, разностилье, причудливое переплетение самых разных творческих манер и школ ярко отображало переходное, неустоявшееся время, которое переживало российское общество в 90-е гг.
РОССИЯ И СТРАНЫ ЗАПАДА
РОССИЯ И СТРАНЫ АЗИИ
Еще одним стратегически важным направлением внешнеполитического курса Российской Федерации является дальневосточный и тихоокеанский регионы.
В 1998 г. Россия вступила в международную организацию «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», что давало ей значительные преимущества в торговле с государствами этого огромного
региона.
1. Восточное направлениевыступает на современном этапе важнейшим резервом наращивания внешнеэкономической деятельности РФ, хотя в целом восточное направление российской внешней политики остается пока второстепенным. Здесь Россия сохранила прямой выход на мировой рынок, и здесь сосредоточены ее основные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобретает зона Азиатско-Тихоокеанского региона. Существуют серьезные перспективы для развития традиционного сотрудничества с Индией, Вьетнамом, Кореей. Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений). В одного из основных торговых партнеров России в этом регионе превратился Китай.
2. Россия и Китайотвергли политику взаимного противостояния, их экономические и иные отношения стали более тесными. Москва и Пекин выступают против любых проявлений политического силового диктата и утверждения однополюсного мира. Наблюдается совпадение позиций двух стран по вопросам об агрессии НАТО на Балканах, об одностороннем выходе США из договора по ПРО, военной операции США против Ирака.
К декабрю 1997 г. было завершено разграничение спорных участков российско-китайской государственной границы на ее восточном участке протяженностью около 4300 км. В том же году в Москве принимается совместная декларация, где две великие державы выступили за многополярный мир
Китай — третий по значению торговый партнер России, однако в общем товарообороте РФ доля КНР составляла до 1999 г. лишь 5% . В настоящее время Россия участвует в сооружении в соседней стране ряда крупных промышленных объектов.
3. Российско-японские отношения,имеющие особую важность для положения в регионе, отставали в своем развитии от уровня отношений Москвы со странами ЕС и США, но развивались все 90-е гг.
Летом 1997 г. руководство Японии фактически объявило о «концепции новой дипломатии» в отношении России, в основу которой легли принципы «доверия, взаимной выгоды и долгосрочной перспективы». Отныне Токио отделяет проблему «северных территорий» (Южных Курил) от всего комплекса вопросов двусторонних отношений. Конкретными шагами в реализации нового курса стали неформальные встречи высших руководителей двух стран. Создана совместная Российско-японская комиссия но экономическому сотрудничеству, а также форум, в рамках которого будут вестись переговоры по подписанию Мирного договора между двумя странами, который так и не был заключен со времен Второй мировой войны.
РОССИЯ И БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
Важнейшим регионом, на который распространяются стратегические интересы России, являются бывшие республики СССР, в первую очередь страны СНГ.
1. Трудности на пути сотрудничества.
В отношениях со странами ближнего зарубежья российская дипломатия с самого начала столкнулась со многими трудностями: экономическая дезинтеграция, проблема формирования национальных армий и раздела собственности СССР, создания границ. Не без проблем происходил вывод российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Армении. В отношениях с Украиной остается дискуссионной проблема статуса Севастополя и условий раздела Черноморского флота, частично оговоренная в российско-украинском договоре от 31 мая 1997 г.
Ситуация в области взаимоотношений с бывшими республиками СССР усугублялась также тем, что в первой половине 90-х гг. (министр иностранных дел А. В. Козырев) приоритет во внешнеполитической доктрине отдавался странам Запада, а не ближнего зарубежья. Лишь с приходом в 1995 г. в МИД нового министра иностранных дел Е. М. Примакова наметились видимые изменения во внешнеполитических ориентирах.
Пути и формы интеграции.
• В долговременной перспективе с учетом российских стратегических интересов экономический союз России и стран ближнего зарубежья оказывается более выгоден, чем сепаратизм. В 1993 г. был принят Устав СНГ (который подписали лишь 7 стран). Затем перед государствами СНГ встала задача этапного формирования рынка товаров, Услуг, капитала, труда. С этой целью был заключен ряд соглашений: Договор о создании экономического союза (1993), соглашение о формировании Межнационального экономического комитета стран СНГ (1994), Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах (1996). • Во второй половине 1990-х гг. возникла концепция «разноско-ростной интеграции». Сформировались три уровня интеграционных отношений: в рамках Союзного государства России и Белоруссии, в рамках Таможенного союза и созданного в 2000 г. на его основе Евразийского экономического сообщества пяти стран (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) и в рамках зоны свободной торговли, объединяющей все 12 стран СНГ.
• Большое значение для укрепления национальной обороны и безопасности придается членами СНГ расширению военной интеграции, что было зафиксировано Договором о коллективной безопасности 1992 г. На его основе между Россией и Казахстаном достигнута договоренность о формировании единого оборонного пространства (1993) и создании объединенной группировки ВС РФ и Республики Казахстан (1995). Договоры о военном сотрудничестве Россия имеет также с Киргизией и Грузией. В последние годы сохранялись напряженные отношения России с Грузией, которая явно избрала проамериканскую ориентацию в своей внешней политике.
• Политическая интеграция в рамках СНГ развивается крайне медленно, что в принципе соответствует объективным тенденциям. СНГ так и не стал прочным стабильным союзом. В рамках концепции «разноскоростной интеграции» наибольших результатов на этом пути добились Россия и Белоруссия.
В апреле 1997 г. был подписан договор об образовании Сообщества Белоруссии и России (преобразованного в 1998 г. в Союз).
В обеих странах прошла дискуссия по Уставу Союза. В декабре 1999 г. в Москве президентами двух республик был подписан договор о Союзном образовании России и Белоруссии, в рамках которого в будущем должны появиться союзный парламент, правительство, Суд, Высший Совет. В будущем должна стать общей денежная единица — российский рубль,
3. Политика РФ в отношении соотечественников за рубежом.
После распада СССР одной из проблем российской дипломатии стало положение русскоязычного населения в бывших советских республиках. В 90-е гг. широкое распространение получила вынужденная миграция, появилась проблема беженцев и вынужденных переселенцев. Процесс реэмиграции русских с территории бывшего СССР стал повсеместным (исключение составляют Украина и Белоруссия). Особенно остро вопрос о положении русскоязычного населения стоит в отношениях России со странами Прибалтики, в последнее время и Туркмении. Президент В. В. Путин провозгласил защиту прав соотечественников основным приоритетом российской внешней политики в СНГ и Прибалтике.
Национальный проект «Образование»
Национальный проект в сфере образования предусматривает создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд руб. на каждый), двух бизнес-школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге; по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих.
· Конкурсы инновационных вузов
· Учебные пособия
· Премии школам
· Премии лучшим учителям
· Премии лучшим ученикам
· Транспорт школам сельским
· Национальные университеты
· Проф-образование в экспериментальных воинских частях
· Премии преподавателей ВУЗов
Национальный проект «Жильё»
· увеличение к 2010 г. объемов жилищного строительства в 2 раза, а в 2007 г. — на треть (до 56 млн кв. м); увеличение доли населения, способного приобрести жилье, с 9 % до 30 %;
· увеличение к 2007 г. объема ипотечных кредитов более чем на треть (до 151 млрд руб.) и снижение ставки по ипотечным кредитам с 15 % до 11 % в 2007 г. и до 8 % в 2008—2009 гг.;
· выделение жилищных субсидий ряду категорий граждан;
· модернизацию ЖКХ, увеличение к 2007 г. частных инвестиций в коммунальном секторе до 20 % и снижение износа коммунальной инфраструктуры с 60 % до 55 %.
Демографическая проблема
Уже в своем первом выступлении перед Федеральным Собранием в качестве Президента России В. В. Путин подчеркнул:
«Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И если вери