Новая экономическая политика» как вторая модель строительства социализма (1921-1928 гг.). Причина его краха.
Новая экономическая политика (НЭП): это комплекс мероприятий экономического, политического, социального, идеологического характера (1921-1929 гг.).
Причины появления новой экономической политики (НЭП):
- с окончанием гражданской войны политика «военного коммунизма» зашла в тупик;
- страна находилась в глубоком экономическом и политическом кризисе;
- возникла необходимость в принятии нового курса в экономике так и в политике.
Основные направления новой экономической политики:
1) замена продовольственной разверстки натуральным продовольственным налогом;
2) отмена трудовой повинности, устройство на работу через биржу труда;
3) прекращение бесплатных услуг населению;
4) перевод гос. предприятий на хозяйственный расчет, замена натуральной зарплаты на денежную;
5) материальное стимулирование работы;
6) возможность аренды предприятий, помещений, земли, техники частными лицами;
7) возможность открыть одному владельцу кустарное или промышленное производство;
8) развитие кооперации: сельскохозяйственной, кредитной, потребительской;
9) заключение договоров с зарубежными предпринимателями и создание совместных предприятий, привлечение иностранного капитала в экономику;
10) денежная реформа;
11) гибкие государственные регулирование через систему налогов, займов, кредитов;
12) государственная монополия внешней торговли;
13) создание банка акций, ценных бумаг;
14) налаживание экономического сотрудничества с капиталистическими странами.
При политике НЭП экономика получила самостоятельность, но аппарат управления перестраивался медленно и тормозил развитие товарно-денежных отношений. НЭП предполагала одновременное существование социалистического и не социалистического уклада производства. НЭП был временная мера и при его проведении стали возникать кризисы: 1923 , 1925 год, 1928 гг. После смерти Ленина Сталин свернул политику НЭП и установил жесткую авторитарно - бюрократическую систему.
Итоги проведения НЭП:
- стабилизация сельского хозяйства;
- достижения 75% тяжелой промышленности, в 1,5 раза рост производительности труда, выпуск новой техники, постройка 200 электростанций, рост мелкой и кустарной промышленности.
Причины свертывания НЭП и его противоречия:
а) стартовая основа НЭП была слабая: народное хозяйство было разрушено что создавало «эффект быстрого восстановления»;
б) отсутствие нормальных экономических отношений с мировой экономикой: вмешательство государства в дела совместных предприятий, отсутствие иностранных инвестиций;
в) резкий разрыв между городом и деревней;
г) одновременное хозяйствование и структурные противоречия между социалистическим и несоциалистическим укладом экономики и производства;
д) непродуманная налоговая система: большой рост дробления у крестьянства;
е) недостаток капитала: вмешательство государства в перераспределение доходов и командные методы в экономике.
Сталинская «революция сверху» как третья модель строительства социализма (1929-1939 гг.). Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Формирование режима личной диктатуры вождя, массовые репрессии и их смысл.
Основные направления индустриализации в 1930-1940 гг.:
- принятие пятилетних планов развития народного хозяйства СССР («пятилетка»). Задача: «построить социализм в максимально короткие сроки»;
- НЭП заменяется административно-командной системой: политические процессы против старых специалистов, поиски и аресты «вредителей» и т.д;
- увеличение налогов с предпринимателей, уничтожение частного сектора в промышленности и торговле;
- повышение цен на промышленные товары и снижение на сельскохозяйственные;
- перекачка доходов от легкой промышленности в тяжелую;
- обязательные государственные займы: рост цен на товары и обесценивание денег;
- народный энтузиазм, духовная энергия народа: социалистическое соревнование, массовое ударничество, стахановское движение («Пятилетку за 4 года!»).
Индустриализация проводилась «путем штурма и натиска».
Итоги индустриализации:
- в развитии промышленности произошел большой скачок;
- исчезли безработица, строились новые города;
- по объему промышленного производства СССР вышел на 2 место в мире после США;
- прекратился ввоз из за рубежа 100 видов промышленной продукции, обеспечена полная технико-экономическая независимость СССР от капиталистического мира;
- образовались серьезные диспропорции между тяжелой и легкой промышленностью, промышленностью и сельским хозяйством;
- в конце 1930 гг. Сталин заявил о превращении СССР из аграрной в индустриальную страну.
Основные направления коллективизация сельского хозяйства в 1930-1940 гг.:
- насильственная коллективизации в деревне: с 1930 г. массовое насаждение колхозов, куда посильно сгоняли всех крестьян;
- ликвидация кулачества как класса: высылки, аресты, расстрелы зажиточных крестьян и тех, кто не хотел вступать в колхоз;
- рост числа волнений и мятежей в деревне: массовые отправки крестьян в лагеря и трудовые поселения Сибири и Севера;
- сокрытие голода и эпидемий тифа в стране 1932-1933 гг. и отказ от международной помощи голодающим: политика террора властей, изъятие хлеба, обыски, аресты, высылки;
- последний этап коллективизации 1937-1939 гг.: крестьянских хозяйств объединены в колхозы. Постоянный подъем сельского хозяйства, но колхозы находятся под постоянным контролем партийных органов.
Итоги коллективизации:
- страна обеспечена сельскохозяйственной продукцией;
- в стране организованы новые хозяйства - колхозы;
- коллективизация серьезно подорвала производительные силы сельского хозяйства (доходы от сельского хозяйства уходили на развитие промышленности);
- обеспечение деревни необходимой техникой: машинно - тракторные станции (МТС);
- резкое снижение мясомолочного производства.
В ходе коллективизации властями не были достигнуты результаты и показатели, что планировались.
Культурная революция в России: это комплекс мероприятий, осуществлённых в СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества.
Цель культурной революции: формирование нового типа культуры как части строительства социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции.
Основные направления проведения «культурной революции» в СССР:
1. Культурная революция предполагала борьбу с безграмотностью, что было необходимо для последующего научно-технического развития. Всеобщее начальное образование в СССР было введено в 1930 году. Массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны.
2. Были созданы национальные алфавиты нескольких народностей (Дагестана, киргизов, башкир, бурят и т. д.). Развёрнута сеть рабочих факультетов для подготовки трудящейся молодёжи к поступлению в ВУЗы. Учреждены Коммунистический университет, Истпарт, Коммунистическая академия, Институт красной профессуры.
3. Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических противников: более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны на «Философском пароходе». С 1920 гг. проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское дело», «Дело Промпартии».
Итоги «культурной революции»:
1). Повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (1939 г.), создание системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства.
2). Сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, это необходимо для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды.
Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия.
3). Традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным
В 1930-1940 гг. в СССР сложилась тоталитарная система власти:
- после 1929 г. партия Сталина избрала «казарменную модель построения социализма»;
- монополия на власть большевистской партии;
- диктатура пролетариата (рабочих) превратилась в диктатуру партии (коммунистической);
- в СССР сложилась пирамида власти: политическое руководство выносит решение, государственный аппарат отдает приказы исполнителям;
- стержень тоталитарной власти: коммунистическая партия соединила в себе партийный и государственный аппарат («партия-государство»).
Культ личности Сталина и его идеология.
Культ личности: это чрезмерное возвеличивание и признание особых достоинств одного человека, что приводит в определенных условиях к личной диктатуре.
Идеология сталинизма:
- люди: простые «винтики» государственной машины;
- всякое инакомыслие в обществе и партии жестоко преследуется;
- Сталин: главный теоретик по всем проблемам политического, экономического и культурного развития общества;
- по мере развития социализма борьба в обществе и в идеологии обостряется;
- проведение компаний против «врагов» и система идейного террора;
- построение идеологии на лжи: искажение истории партии, статистики и т.д;
- отсутствие гласности и господство секретности (капитализм, «паразитирующее», «загнивающее» общество);
- средства массовой информации поставлены под партийный контроль;
- закрытие и уничтожение оппозиционной литературы из библиотек, цензура за периодической печатью.
Культ личности Сталина, его идеологический партийный и бюрократический аппарат стал основой тоталитарного государства.
Вторая мировая война и участие в ней СССР (1939-1945 гг.). Цели воюющих сторон, изменения в характере войны. Причины победы антигитлеровской коалиции. Глобальные последствия войны.
Просчеты правительства и неготовность ВС СССР к войне:
1). Убеждение что СССР будет вести наступательные бои на чужой территории («наступательная стратегия»). Половина стратегических запасов были сосредоточенны вблизи границы и в первые дни войны попало в руки врага или было взорвано при отступлении.
2). Сталинские массовые репрессии среди высшего офицерского состава ВС СССР.
3). Пограничные округа не были приведены в боевую готовность: Сталин не верил, что Германия нарушит договор о не нападении.
4). Не было законченно мобилизационное развертывание войск для ведения боевых действий. Не было налажено производство для перевооружения ВС СССР и выпуска новой техники.
5). 14.06.1941 г.: сообщение ТАСС «Германия не имеет намерения начать войну против СССР»: это сообщения дезорганизовало народ и Армию.
Начало ВО войны, характер войны , планы немецкого командования и этапы ВО войны:
22.06.1941 г.: Германия нарушив договор о ненападении, без объявления войны напала на СССР. Немецкая авиация нанесла удары по города и аэродромам Белоруссии, Украины, Прибалтики. Были уничтожены многие пограничные заставы.
Характер и цели войны:
* СССР: война была освободительной, отечественной, за свободу и независимость страны;
* Германия: война была грабительской и захватнической.
Цели Германии:
- уничтожение СССР;
- уничтожить 120 миллионов русских, а оставшихся выселить за Урал;
- после разгрома СССР захват Англии и ее колоний;
- захват США, Ирана, Египта, Индии;
- превращение СССР в сырьевой придаток Германии.
План ведения войны фашистской Германии:
План «Барбаросса»: молниеносный разгром СССР в течении 6-8 недель (блицкриг). Немецкая армия сведена в мощные наступательные группы: группа армии «Север», группа армии «Центр»: (самая мощная), группа армии «Юг».
По плану «Барбаросса» до зимы немецкие войска должны полностью уничтожить РККА и промышленный комплекс до Урала. Соотношение сил на момент нападения было не в пользу ВС СССР: противник превосходил советские войска в 3-4 раза, а на главных направлениях и того больше.
Процесс создания антигитлеровской коалиции:
- июль 1941 г.: заключение в Москве совместного договора СССР и Англии о совместных действиях в войне против Германии;
- сентябрь 1941 г.: США и Англия обязались поставлять в СССР оружие и военный материал, СССР обязалась снабжать их необходимым сырьем;
- декабрь 1941 г.: разгром японцами американской военной базы в Тихом океане Перл-Харбор и вступление США в войну;
- май 1942 г.: английско - советский договор о союзе стран в войне против Германии;
- июль 1942 г.: заключение советско - американского соглашения о принципах взаимопомощи в войне.
Договор с Англией и соглашение с США оформили антигитлеровскую коалицию, в состав которой за годы войны вошли более 40 государств.
Основные периоды ВО войны:
I. Этап июнь 1941 г. - ноябрь 1942 г.: РККА оставила большую территорию, тяжелые оборонительные бои, первые крупные поражения немцев под Москвой , срыв молниеносной войны против СССР;
II. Этап ноябрь 1942 г. - декабрь 1943 г.: период коренного перелома в войне. Разгром фашистов под Сталинградом, на Курской Дуге, на Северном Кавказе и Днепре;
III. Этап январь 1944 г. - май 1945 г.: завершающий период. Освобождение Украины, Белоруссии, Молдавии, Крыма, Прибалтики, восстановление государственной границы, освобождение народов Европы от фашизма, разгром гитлеровской Германии;
IV этап особый период август 1945 г. - сентябрь 1945 г.: война с Японией. Окончание второй мировой войны.
Причины победы СССР и ВОВ войне:
- главная причина: война со стороны СССР была справедливою, освободительной, отечественной и приобрела для страны народный характер;
- массовое мужество, героизм всего личного состава ВС СССР;
- мудрость, умение планировать и проводить крупные военные операции великими советскими военачальниками, их военное мастерство;
- массовое партизанское движение;
- перестройка (успешная) экономики и сельского хозяйства на военный лад;
- роль советской культуры: воспитание людей в духе патриотизма и на борьбу с фашизмом;
- успешная внешняя политика СССР: в начале войны антигитлеровская коалиция -28 стран, а в конце войны более 50 стран, но главную роль играет СССР, США, Англия.
Значение победы СССР в ВОВ войне:
- СССР спас народы мировой системы от агрессии фашизма и их порабощения Германией;
- победа СССР оказала огромное внимание на все послевоенное развитие человечества;
- оказание помощи народам Европы в освобождении от фашисткой тирании;
- СССР сыграл главную роль в разгроме Германии и Японии;
- резкое возрастание роли СССР на международной арене (СССР стал одним из лидеров мирового
развития);
- укрепление внутриполитической и экономической системы СССР;
- увеличение территории СССР за счет присоединения: Западная Украина, часть Восточной Пруссии, Южный Сахалин, Курильские острова, Тува.