Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г.
Организация власти: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации (осуществляет руководство внешней политикой, ведёт переговоры и подписывает международные договоры, при обстоятельствах вводит чрезвычайное положение, награждает государственными наградами, издаёт указы и распоряжения), Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. В совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров Российской Федерации.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Избирательное право: носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственного власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В Конституции отражены социальные, экономические и политические права человека и гражданина.
2. Формы работы.
3. Работа в группах (5 групп, работа с текстом, отражающим основные положений советских и современной российской конституций).
Задание группам:
1. Прочитайте текст.
2. Ответьте на следующие вопросы:
А) Какие признаки правового государства присутствуют в данной Конституции?
Б) Является ли государство правовым (по конституции)?
В) Являлось ли государство правовым в данный исторический период реально?
3. Оформите результаты своей работы в произвольной форме (краткая информация, таблица, ассоциативный рисунок и т.д.). Данная информация должна подтверждать ваши выводы.
4. Время работы группы – 8 минут, выступление докладчика – 2 минуты.
Представление результатов. (Новый продукт).
Перед выступлением 1 группы учащимся предоставляется дополнительный нетрадиционный источник информации – гимн «Интернационал» с ассоциативным видеорядом.
- Какова основная идея Интернационала?
Выступление первой группы.
Выступление второй группы.
Перед выступлением третьей группы учащимся предоставляется дополнительная видеоинформация.
- Какое противоречие содержится в этой информации?
Выступление четвёртой группы.
Перед выступлением пятой группы учащиеся слушают Гимн СССР, с видеорядом.
- Совпадают ли ваши выводы с теми впечатлениями и ассоциациями, которые возникают при прослушивании Гимна?
Рефлексия.
- Существовало ли в нашей стране правовое государство?
- При каких условиях государство может считаться правовым?
- Как вы думаете, является ли современная Россия правовым государством?
Заканчивается урок словами И.Канта: «Правовое государство можно построить лишь тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание».
Образец внеклассного мероприятия
(проводили студенты 4 курса)
С 27 февраля по 2 марта в школе № 27 проходила неделя истории и обществознания.
В 7 «Б» классе студентами было решено провести внеклассное мероприятие, посвящённое недели науки, в частности обществознанию – это викторина: «Умники и Умницы».
Умники и умницы
Тип занятия: викторина (повторительно-обобщающая игра)
Цель: определение степени усвоения знаний, полученных учащимися в курсе «Основы правовых знаний».
Задачи:
1. посмотреть какие темы и понятия были усвоены учениками лучше, а какие хуже и требуют доработки;
2. развитие умений учащихся работать самостоятельно и в группе; стимулировать мыслительные и познавательные процессы учащихся;
3. выяснить отношение учащихся к данном учебному предмету.
Оборудование: различные средства наглядности (кроссворд, раздаточный материал)
Подготовительный этап
Класс был разбит на 2 равноценные команды. Ими были выбраны следующие названия:
Команда 1 – «Всезнайки»;
Команда 2 – «Умняшка»
Каждая из команд выбрала себе капитана, который должен руководить действиями своих товарищей и распределять - кто из членов команды будет отстаивать решение каждого задания в конкурсах.
Игровой этап
Всего в данной викторине было проведено 5 конкурсов:
Угадай кто я?»
Командам предлагаются 2 персонажа: президент и милиционер. Каждой из них достаётся какой-то один. Команда выбирает участника, который изобразит «неизвестного». По характерным признакам команды должны узнать представляемых персонажей друг друга.
Конкурс способствует концентрации внимания и развитию мыслительных процессов.