1.Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемного задания. | Работа с материалами после параграфа. Задание к цифровым данным в таблице «Результаты референдума 25 апреля 1993 года»: Подсчитайте процент тех, кто поддержал президента, и объясните, почему многие трактовали итоги голосования как победу его политики. | На вопрос: Доверяете Президенту РФ Б.Н.Ельцину утвердительно ответили 40 млн. человек из голосовавших 69 млн., т.е. 58%. На вопрос: Одобряете ли Вы социальную политику осуществляемую с 1992 года, утвердительно ответили 36 млн. из 69 млн. голосовавших, т.е.52 %. Таким образом, если принимать внимание не всех граждан с правом голоса, а только пришедших на референдум, то больше половины из них поддержали Президента и его политику. |
| Задания к данным голосования на выборах в Госдуму в декабре 1993г.: Сравните результаты голосования в апреле и декабре 1993 года. | Апрель | Декабрь | Более половины голосовавших поддержали Президента | Партии, критикующие Президента, набрали 4/5 голосов | |
| Какое возникает проблемное задание из этого противоречия? | Почему так резко изменилось отношение многих граждан к первому Президенту Росси. |
2. Выдвижение версий. | Какой предполагаемый ответ на поставленное задание можем дать? | Причинами изменения отношения граждан к Президенту стали: крайне болезненные для населения рыночные реформы, противостояние с оппозицией, дошедшее до вооруженного конфликта с Парламентом. |
3.Актуализация знаний. | 1.Обратный понятийный диктант. - Сторонники политического течения, которое предполагает разделение людей на «избранных» - принадлежащих к высшей расе и «прочих» - подлежащих порабощению или даже уничтожению.
- Экономика, в которой сочетаются рыночные основы с государственным регулированием рынка и социальным обеспечением граждан
- Сторонники политического течения, для которого главной ценностью является свобода личности и соблюдение прав человека.
- Государство, которое в условиях рыночной экономики стремится создать «равные стартовые возможности» для всех граждан, заботится об обеспечении достойного уровня жизни
- Люди, сторонники переустройства общества с помощью революции и установления диктатуры пролетариата
- Общественный строй, основанный на частной собственности и разделении общества на буржуазию и пролетариат
- Политический режим государства, основанный на участи народа в решении важнейших государственных дел.
| Фашисты Смешанная экономика Либералы Социальное государство Коммунисты Капитализм Демократия |
| - Расставить в хронологическом порядке следующие события:
а) Первые альтернативные выборы, первый съезд народных депутатов б) Декларация о государственном суверенитете России в) Провозглашение гласности г) Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачева д) Подписание Беловежских соглашений Россией, Украиной, Белоруссией о роспуске СССР и создании СНГ е) Референдум о сохранении СССР и выработка Горбачевым и лидерами 9 республик нового союзного договора ж) Провал попыток установления власти ГКЧП, запрет КПСС | г - в – а – б – е – ж – д |
4. Открытие нового знания. | Как будем выполнять поставленное проблемное задание? Какие вопросы нам при этом нужно будет выяснить? | Какие социально-экономические реформы были проведены в Росси в начале 90-х годов, каковы были их результаты, в чем выразилось противоречие Президента и Парламента, и каковы были его последствия? |
| Задание 1. На основе схемы на стр. 341 определите, какие социально-экономические реформы были проведены в начале 1990-х годов? Почему они получили название «шоковой терапии»? Сведения схемы соотнесите с определениями, данными в тексте учебника. | 1. Была объявлена свобода цен – либерализация цен - Всем гражданам выдавали ваучеры – приватизационные чеки. Они могли ваучеры вложить в приватизируемые предприятия.
- Гражданам была дана возможность стать предпринимателями, различными путями приобрести контрольный пакет акций предприятий.
- Граждане получили возможность приватизировать квартиры, получить дачные участки.
- В сельском хозяйстве происходили акционирование совхозов, колхозов, выделение из колхозов фермеров.
Эти реформы проводились не постепенно, а в короткий срок и быстро, они получили название «шоковой терапии». |
| Каковы были первые результаты рыночных реформ? Обратите внимание на обобщенную характеристику результатов этих реформ на стр. 342 (последний абзац). Какие результаты здесь выделяются, сформулируйте их в виде пунктов простого плана. Попытайтесь сделать это, не повторяя дословного изложения из текста, а перефразируя их. | - Резкое расслоение общества
- Более четверти россиян – за чертой бедности
- Большая безработица
- Уход специалистов в торговлю, выезд за границу.
|
| Чем были вызваны эти результаты реформ? | - Значительный рост цен по сравнению с уровнем зарплаты, пенсий.
- Остановка оборонных предприятий, научно-производственных объединений, институтов.
- Продолжительный упадок промышленного и сельскохозяйственного производства.
- Переход приватизируемых предприятий в руки чиновников, директоров, «дельцов теневой экономики».
|
| Были ли положительные результаты реформ? Попытайтесь сформулировать их на основе схемы и иллюстраций. | - Появление частной собственности
- Складывание класса предпринимателей, собственников квартир, дачных участков.
- Наполнение магазинов товарами.
|
| На ваш взгляд, можно ли было провести реформы иначе, чем оказалось в действительности? | Учащиеся высказывают собственные суждения. |
| Какие политические силы выступили с резкой критикой президентского курса «шоковой терапии»? Ответ дайте на основе иллюстраций на стр. 343. | Коммунисты, часть демократов, монархисты, большинство депутатов Верховного Совета во главе с его председателем Р.И.Хасбулатовым и вице-президентом А.В.Руцким. |
| Используя соответствующие понятия, определите на основе фрагмента из текста учебника «Сторонники Ельцина настаивали, чтобы по новой Конституции правительство в России назначал президент, а сторонники Хасбулатова и Руцкого требовали, чтобы правительство контролировал Парламент» (стр.344), за какую форму правления выступала та и другая сторона? | Сторонники Ельцина – президентская республика, сторонники Хасбулатова и Руцкого – парламентская республика. |
| Проанализируйте действия противоборствующих сторон в октябрьских событиях 1993 года – выделите те моменты, когда иные действия одной или другой стороны могли бы остановить кровопролитие. | По предложению патриарха Алексия II начинаются переговоры. (22 сентября – 2 октября) Нерешительность войск: - Министр обороны Грачев докладывает Ельцину, что войска уже вошли в Москву и идут к «Останкино». Начальник ГАИ сообщает, что все дивизии по-прежнему стоят за кольцевой дорогой.
- Офицеры спецгруппы «Альфа» отказываются идти на штурм, требуя подтверждения законности приказа Конституционным судом. После долгих разговоров их убеждают его выполнить.
|
| Сравните ход и результаты августовских событий 1991 года и октябрьских событий 1993г. По каким вопросам будем проводить сравнение? | - Участники
- Характер событий
- Позиция войск
- Отношение масс
- Результаты
|
| Проведем сравнение событий по сформулированным вопросам. Сравнение проводится устно, для удобства приводим сравнительную таблицу. | |
| | События 1991 года | События 1993 года | | Участники | ГКЧП →← Президент, Верховный Совет РСФСР | Президент →← Верховный Совет РФ | | Характер событий | Дело до вооруженных столкновений не дошло | Вооруженные столкновения противоборствующих сторон | | Позиция войск | Отказ от выполнения приказа ГКЧП о штурме Белого дома | Участие в штурме Белого дома, где находились депутаты Верховного Совета и их сторонники | По данному вопросу сравнения можно опереться на стихотворение А.Городницкого и иллюстрации на стр. 348 | Отношение масс | Активная поддержка Президента и депутатов | Инертное отношение, даже отрицательное мнение о нежелании сторон придти к компромиссу | | результаты | Запрет компартии, распад СССР | Выборы в Федеральное Собрание, принятие президентского варианта Конституции на референдуме 12 декабря. | |
|
5. Применение нового знания. | Продолжение заполнения таблицы «Перемены в нашей стране на рубеже ХХ-ХХI веков» строка 1992-1993годы. | |
| Годы | Состояние экономики и населения | Отношения власти и граждан | Международное положение | 1992-1993гг | Рыночные реформы: либерализация цен, приватизация. С одной стороны: созданы основы рыночной экономики. С другой стороны: спад производства, резкое ухудшение положения основной массы населения. | Выступления против президентского курса «шоковой терапии» коммунистов, национал-патриотов, части демократов, депутатов Верховного Совета. Конфликт между Президентом и Парламентом, переросший в вооруженное противостояние. Выборы в Федеральное собрание. Принятие на референдуме новой Конституции России (12 декабря 1993г) | Декларация лидеров США и России об окончании «холодной войны». | |
| Какой общий вывод можем сделать? С апреля по декабрь 1993г. резко изменилось отношение многих граждан к первому Президенту. Тому служили спад производства и резкое ухудшение жизни населения, произошедшие в результате «шоковой терапии» и вооруженного конфликта с Парламентом. | |
| Домашнее задание: § 34, вопросы и задания перед ним. Дополнительно можно предложить задание № 2 к § 33, если оно не выполнялось на уроке. | |