Порядок принятия и изменения К

  1. Учредительное собрание –выборный орган, образуемый специально для разработки и принятия К.

По объему компетенции: суверенные (разрабатывает и принимает) и несуверенные (разрабатывает и принимает проект К, а окончательное решение принимается на референдуме или другим органом.).

УС с ограниченной компетенцией: разрабатывает и принимает К.

С неограниченной компетенцией – может еще и принимать обычные законы.

2. Парламент –разрабатывает и принимает К с применением обычной парламентской процедуры, осложненной рядом условий.

3. надпарламентские выборные учреждения:в него входят члены парламента и иные лица (в Индонезии - конгресс). Могут входить представители регионов.

4. Принятие избирательным корпусом – на референдуме.Обычно применяется в сочетании с другими способами.

5. Октроирование. (Саудовская Аравия 1992)

Порядок изменения:

  1. жесткие и гибкие.

Жесткость проявляется в 2 аспектах: 1. материальном (Предполагает ограничение компетенции Парламента по изменению К по содержанию или по времени и обстоятельствам) 2. процессуальная жесткость (усложненный порядок принятия КЗ , особый круг субъектов вынесения проекта, принятие квалифицированным большинством, принятие парламентом 2-х последних созывов (Греция и Нидерланды), в отношении КЗ глава государства обычно не обладает правом вето).

Конституционный контроль.

Существуют различные органы, которые получили или присвоили себе право осуществления конституционного контроля (КК).

  1. Суды общей юрисдикции. КК в связи с рассмотрением конкретного дела (В Дании есть иск «о признании» акта неконституционным, в Греции суды не обязаны применять неконституционные акты)
  2. Верховный суд. В ряде стран (Ирландия, Колумбия, Венесуэла) только он может осуществлять КК. Осуществляет КК только по представлению ОГВ
  3. Специальные суды по проверке конституционности нормативных актов (Австрия, Греция, Испания, ФРГ). Назначается в особом порядке, например, в Испании – королем по представлению Конгресса, Сената, правительства и др.

С предложением по вопросу о конституционности могут выступать определенные органы и лица, указанные в К или законе об этом суде.

Эти суды могут осуществлять и другие функции, например, толкование, рассмотрение жалоб других лиц, ОМС.

В некоторых странах создаются несудебные органы КК: Конституционный совет во Франции (9 членов, назначаются президентом и представителями 2-х палат парламента, в него входят бывшие президенты.)

Виды:

1. предварительный (до или после принятия Парламентом, но до подписания главой государства)и последующий (акт вступил в законную силу). Специальные суды обладают правом отмены акта, а общей юрисдикции просто не применяют его.

2. Формальный (соблюдение правил принятия НПА) и материальный (конституционность содержания)

3. Децентрализованный (судами общей юрисдикции) и централизованный (специальными судами или только Верховным).

Права и свободы.

Конституционные права и свободы –зафиксированные в К возможности человека, представляющие для него наибольшую значимость.

Права человека принадлежат ему от рождения, а права гражданина – в силу принадлежности к государству (гражданства).

Позитивный способ формирования –субъект имеет право совершить какие-либо действие.

Негативный –запрет совершения деяний, нарушающих права.

Виды:

  1. По субъекту: права человека и гражданина.
  2. коллективные и индивидуальные.
  3. гражданские, личные, политический, экономические, социальные.

Гарантии –юридические средства, обеспечивающие их реализацию и защиту.

Во многих К существуют ограничения прав и свобод. Это связано с тем, что интересы людей м. противоречить друг другу, интересам общества и государства. Бывают общие (на все права и свободы) и специальные (на отдельные, например, несовместимость депутатского мандата и государственной должности, недопустимость проникновения в жилище). Допускаются только в пределах, допускаемых К.

Особые виды - ограничения в условиях ЧС и военного положения.

Гражданство.

Гражданство –устойчивая правовая связь лица с государством, обуславливающая взаимные права и обязанности.

Действует и за пределами государства, иногда употребляется термин «подданство».

В унитарных государствах оно единое, а в федеративных может быть и двойным. Сейчас появилось гражданство ЕС, что не отменяет приоритет национального гражданства.

Приобретение:

1.По рождению (филиация). Происходит автоматически, Принципы «право крови» и «право почвы»

2.Путем натурализации. Связано с обращением лица, фактически проживающего в стране. У разных стран различные требования к иммигрантам: клятва верности (США), знание языка, наличие средств к существованию. Натурализация часто носит сложный и даже унизительный характер. В США проверяются политические убеждения лица, и даже в последующем лицо может быть подвергнуто денатурализации.

Прекращение гражданства:

  1. выход из гражданства
  2. лишение.

Экспатриация – высылка из страны.

Конвенция о сокращении безгражданства 1961.

Конвенция о сокращении случаев многогражданства 1963.

Личные права и свободы.

Распространяются не только на граждан, а на всех. Являются неотъемлемыми правами личности.

1. Достоинство личности. Запрет пыток, научных опытов, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, свобода выбора ценностей. Защита достоинства допускается и после смерти.

2. Право на жизнь. Ведение государством мирной политики и избежание конфликтов, обеспечение государством безопасности населения и общественного порядка, качественное мед. Обслуживание. Дискуссионный вопрос – о смертной казни (принятый Советом Европы протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

3. Свобода и неприкосновенность личности. (лишение свободы только по закону)

4. Неприкосновенность частной жизни

5. неприкосновенность жилища

6. Свобода совести и вероисповедания

7. Свобода мысли и слова

8. Уголовно-процессуальные гарантии (право на защиту, презумпция невиновности).

Наши рекомендации