Понятие и структура элиты.
Наиболее активным субъектом политики явл. Политическая элита.Слово элита относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими. Это властвующая часть общества, правящий слой.Основной признак принадлежности к элите-занятие высших позиций в обществе. В структуру властвующей элиты входят: 1.Экономическая элита. Это соц. Слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников. Эта элита осуществляет эк. Господство и эк. Власть,определяярешение таких вопросов, как занятость, уровень жизни, зарплата…2.идеологическая, информационная элита.Ведущие представители гуманитарных наук, образования,СМИ, кот. Выполняют в обществе функцию мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций людей. 3. военная-крупные военачальники. Огромным влиянием военная элита обладает в гос-вах с авторитарным режимом.4.культурная-влиятельные деятели искусства, лит-ра..ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие лит-ры, искусства, духовной жизни..5.научная.ее роль-воздействие на такие процессы, как развитие науки и техники, нтр и нтп. Политическая-слой общества, группа, кот. Крнцентрирует в сврих руках гос. Власть и занимает командные посты, управляя обществом.монархи, президенты, премьер-министры, депутаты, члены верховного суда, губернаторы…стремление к аристократии-связано со стремлен. Полит. Класса стать наследственным. Кдемократии-в желании обновлять полит. Класс за счет наиболее способных к управлению и активных представителей низжиш слоев общества. Элита делится на правящую, и неправящую(люди с характерными для элиты кач-ми, но не имеющими доступа к руководству.
№37. Сущность полит. элиты и ее функции.
Среди функций полит. элиты назовем след.:
1.Стратегическая фун-ия. Это разраб. стратегии и тактики развития общества. Она может быть осуществлена только на высшем уровне полит. элиты - парламентариями, членами кабинета министров и т.д. 2.Коммуникативная функция. Она предусматривает отражение в полит. программах интересов и потребностей различ. соц. групп и слоев населения. В целях налаживания контактов с различ. соц. группами полит. руководство использует личные встречи с людьми, поездки по стране и т.п.3. Организаторская функция. Это необходимость организовывать массы. Сюда входят такие мероприятия, как: законодательные (принятие законов); мобилизующие(различные формы воздействия на общественное сознание); регулирующие (распределение ресурсов); координирующие (координация центральных и региональных действий); контролирующие;корректирующие и др.
В зависимости от объема властных функций различ. след. виды, или уровни полит. элиты: высшая, средняя, административная.
Высшая полит. элита включ. в себя ведущих полит. руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер-министр, спикер парламента, руководители органов госэ власти, ведущих полит. партий, политэ фракций в парламенте). Это ограниченный круг людей.
Средняя элита формируется из большого количества выборных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов местных органов власти, мэров, лидеров различных полит. партий и общественно- полит. движений и организаций.
Административная (бюрократическая) элита -это высший слой гос. служащих (чиновничества) занимающих высшие позиции в министерствах и других органах гос. управления
Среди элит различают правящую (непосредственно обладающую гос. властью) и onпозиционную (контрэлиту), открытую (рекрутирующуюся из общества) и закрытую (воспроизводящуюся из собственной среды).
№ 38. Механизмы формирования полит. элиты.
Сущ. две системы формирования элит: система гильдий – закрытая и антрепренерская (предпринимательская) - открытая. Первая преобладает в гос. с авторитарным и тоталитарным полит. режимами, вторая - в демократических государствах.
Система гильдий (закрытая) характеризуется след. чертами:
- закрытость (приток за счет лиц из господствующих соц. слоев общества);
- наличие многочисленных формальных требований для должностей (партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.);
- небольшой, закрытый круг селектората (тех, кто осущ. отбор). Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель - глава правительства, фирмы и т.п.
Антрепренерская (открытая) система имеет след. черты:
- открытость, возможность для представителей любых общественных групп занимать лидирующие позиции;
- небольшое число формальных требований;
- широкий круг селектората, кот. может включать всех избирателей страны;
- высокая конкурентность отбора;
- первостепенная значимость личностных качеств.
№39. Полит. лидерство. Природа полит. лидерства.
Лидерство - один из механизмов организации и интеграции групповой деятельности людей со стороны индивида или части социальной группы и придание этой деятельности определенной направленности.
Политическим лидером называют человека, который благодаря определенному набору социально-психологических черт, своему общественному положению может влиять на ход политических
процессов.
Современные концепции по-разному трактуют природу политического лидерства:
1.Ситуационная концепция. Лидер рассм. как функция ситуации. Каждая ситуация выдвигает своего лидера,
кот. отвечает именно этой ситуации и никакой другой.
2.Теория определяющей роли последователей, или теория конституентов. Она объясняет феномен лидерства через последователей и конституентов. (В этот круг входят не только полит. активисты и приверженцы (последователи) лидера, но и его избиратели). Сторонники данной
теории считают, что всякий полит. лидер вторичен по отнош. к той группе, кот. его выдвинула и поддерживает.
3. Теория черт лидера. Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека.
4. Реляционная теория синтезирует все предыдущие теории. Лидер - это: 1) человек, обладающий способностями; 2) человек, кот. выдвигается конкретной ситуацией; 3) человек, кот. не может быть оторван от определенной группы, выражает ее интересы.
5 Компенсаторная теория, или психологические концепции. В соответствии с этой теорией, у многих людей обладание груководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторные функции, позволяет подавлять или преодолевать различ. рода комплексы, чувство непоолноценности.
40. Функции и типы полит. лидерства.
Политическое лидерство – постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции на все общество, организацию или группу. Полит. лидер выполняет след. функции: анализ ситуации (аналитическая); принятие оптимальных решений; инициирование обновления общества; роль коммуникатора между народом и властью; роль легитиматора полит. строя и др. В политологии сущ. различ. классификации лидеров. М. Вебер выделил три осн. типа полит. лидерства: Традиционное лидерствоосновано на обычае, утвердившейся традиционной норме. Так, старший сын монарха после его смерти становится монархом. Рационально-легальное лидерство легитимируется законом. Харизматическое лидерство основано на вере и особый дар человека, его способности эффективно решать все проблемы. Амер. политолог Г.Лассуэлл в основу классификации кладет склонность лидеров к определенной модели поведения. Он выделил три след. типа: 1. Лидер-агитатор, который воздействует силой слова, ораторским искусством. 2. Лидер-организатор отдает предпочтение работе с кадрами, использует возможности организации для усиления своего влияния. 3. Лидер-теоретик воздействует силой интеллекта, способностью производить идеи. Маргарет Херманн выделил такие типы, как: 1. лидер-знаменосец, которого характеризует умение повести за собой (Ленин, Мартин Лютер Кинг и др.); 2. лидер-служитель, который ориентируется на мнение группы и действует от её имени (Брежнев, Черненко); 3. лидер-торговец, который старается привлекательно преподнести свои идеи, заставить «купить» их, привлечь массы к их осуществлению (это лидеры-популисты); 4. лидер-пожарный, который ориентируется на жгучие проблемы, его действия определяются конкретной ситуацией (М.Горбачев). В реальной жизни эти четыре типа не встречаются в чистом виде, а сочетаются у полит. деятелей в различных пропорциях.
41. Представительство. Понятие и функции выборов.
Представительство – это способ высказывания требований и перевод их в сферу политики. Представительство – это органы власти и должностные лица, которые от имени и в интересах граждан принимают решения, осуществляют контроль за их исполнением, взаимодействуют с обществом и отвечают перед ним, осуществляя политические процессы. Представители – это люди, которые действуют от имени других людей. Выборы – это совокупность правил и приемов обеспечивающих образование власти, участия общества в формировании представительных, законодательных, исполнительных и судебных органов государства. Выборы – это выражение воли той части населения, которая по законодательству считается достаточной для признания результатов выборов легитимными. Функции выборов: 1) обеспечение демократического порядка в формировании и обновления власти; 2) разрешение политических конфликтов; 3) обеспечение легитимности власти; 4) политическая социализация или же приобщение к политической культуре общества. В зависимости от разных политических режимов: демократический режим: граждане, участвуя в выборах, осуществляют своё право и обязанность решать, кто будет управлять от их имени. Недемократический режим: выборы служат лишь для того, чтобы придать законность выборам, уже сделанным властью за граждан. Результаты выбора зависят от воли избирателей, иногда они зависят от типа избирательной системы.
42. Понятие избирательного права и его принципы.
Избирательное право – это совок. организац.-правовых норм, регулир. порядок формирования выборных, гос. органов и должностей, участие граждан в проведении самих выборов. В основу соврем. избирательного права заложены принципы прямых, всеобщих, тайных и равных выборов. Это значит, что все совершеннолетние граждане страны независимо от пола и возраста, места жительства, расы, национальности, соц. принадлежности и пр. напрямую выбирают всю вертикаль власти, каждому предоставлено равное кол-во голосов и кол-во избирателей в каждом избирательном округе примерно равно. Голосование осущ. тайно, т.е. никто не вправе без ведома самого гражданина знать, за кого он голосовал. В демократ. странах избир.е право базируется на определ. принципах: 1. всеобщность 2. равенство 3 выборы должны быть прямыми, при тайном голосовании. * Всеобщность наделяет всех граждан, достигших совершеннолетия, избирать и быть избранным. *Равенство озн., что все имеют равное кол-во голосов. Каждый голос одинаково влияет на рез-ты выборов. Избирательные округа явл. равными по численности. Все кандидаты участвуют в выборах на равных условиях. * Выборы могут быть прямыми, когда граждане непосредственно выбирают депутатов представ. органа. Выборы могут быть косвенными, когда депутаты избираются выборными органами или избирательными коллегиями, в состав кот. входят либо избранные населением выборщики, либо депутаты нижестоящих представительных органов, либо те и др. вместе. (Члены Палаты Республики избираются косвенными выборами). Различ. активное и пассивное избирательное право. Активное избир. право- это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах. Пассивное избирательное право – это право быть избранным, право гражданина быть кандидатом в представительные органы власти или на выборную должность.