В Х начале ХIV века основным источником права Германии являлся правовой
обычай.
В ХIII веке были предприняты попытки кодификации обычного права. Такими
кодексами явились "Саксонское зерцало" и "Швабское зерцало". "Саксонское
зерцало" содержало нормы земского и ленного права. Характерной чертой
"Саксонского зерцала" являлось его отрицательное отношение к притязаниям
римского папы на главенство в феодальном мире, этим оно выражало
интересы крупных германских феодалов. Автором "Саксонского зерцала"
явился рыцарь Этке фон Реппов. Земское право урегулировало нормы
Государственного, гражданского, уголовного права, уголовного процесса,
которые применялись в земских судах в отношении свободного шеффенского
сословия.
Ленное право регулировало отношения между "благородными" свободными,
Высшими слоями феодалов.
"Саксонское зерцало" закрепило характерные черты германского общества:
деление на свободных и зависимых людей, существование многочисленных
классов малосвободных людей, различие между благородными и
неблагородными, содержание положений о выборах императора, которые в
последующем были восприняты Золотой Буллой.
"
Семейные правоотношения, урегулированные саксонским зерцалом,
характеризовались следующим: женщина находилась под опекой мужчины, и
Управление имуществом осуществлялось мужчиной. Вопросы заключения брака
Регулировались нормами канонического права.
Наследственные правоотношения так же отличались своими особенностями: в
разделе наследственного имущества участвовал умерший, его доля шла на
погребальный обряд, или поступала в церковь на упокой его души.
Женщины были отстранены от наследования. Во II половине ХIII века
Появляется следующий сборник, составленный неизвестным лицом, именуемый
'Швабское зерцало'. Далекий правовой памятник содержал нормы земского и
ленного права, отразил на себе влияние канонического права.
Источниками для 'Швабского зерцала' послужили "Баварская" и
"алламандская" правда, капитуллярии, римское и каноническое право,
Библия проповеди францисканцев.
Этот источник, наравне с "Саксонским зерцалом", сыграл огромную роль в
Становлении германского права.
В ХIV-ХVI веках важнейшим источником права становится рецензированное
Римское право.
Германское "пандектное право" составило основу "общего германского
права", применялось судами вплоть до вступления в силу Германского
Гражданского уложения 1900 г.
В ХVI веке рейхстаг принял общегерманское уголовное и
уголовно-процессуальное уложение под названием "Каролина" (по имени
Императора Карла V).
Основное содержание "Каролины" посвящено уголовному процессу. "Каролина"
Являлась учебным пособием, практическим руководством по судопроизводству
для шеффенов, она не имела четкой системы. В "Каролине" отсутствовало
последовательное разграничение норм уголовного и
уголовно-процессуального права.
219 статей памятника - примерно 1/3 посвящена уголовному праву, а
Остальные положения относились к уголовному процессу.
Каролина" свой
Несправедливый характер откровенно обнаруживает в наказаниях.
В "Каролине" устанавливались наказания не только за покушение к
совершению преступления, но и за пособничество и соучастие.
Привлечение к уголовной ответственности основано на презумпции
Виновности.
Царицей доказательств считалось собственное признание обвиняемого,
которое достигалось пыткой.
Уголовный процесс делился на предварительное следствие и судебное
разбирательство.
43. Реформация в Германии. М. Лютер