Примерный перечень вопросов для самостоятельной подготовки к практическим занятиям, структурированный по темам
Методические указания по подготовке к семинарским (практическим) занятиям
Практическое (семинарское) занятие предполагает выполнение магистрантами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких работ.
Порядок подготовки практического (семинарского) занятия:
- изучение требований программы дисциплины;
- формулировка цели и задач практического (семинарского) занятия;
- разработка плана проведения практического (семинарского) занятия;
- отбор содержания практического (семинарского) занятия (подбор типовых и нетиповых задач, заданий, вопросов);
- обеспечение практического (семинарского) занятия методическими материалами, техническими средствами обучения;
- определение методов, приемов и средств поддержания интереса, внимания, стимулирования творческого мышления магистрантов;
- моделирование практического (семинарского) занятия;
Порядок проведения практического (семинарского) занятия:
1. Вводная часть:
– сообщение темы и цели занятия;
– актуализация теоретических знаний, необходимых для работы для практической деятельности.
2. Основная часть:
– разработка алгоритма проведения практической деятельности;
– проведение практических работ.
3. Заключительная часть:
– обобщение и систематизация полученных результатов;
– подведение итогов практического (семинарского) занятия и оценка работы магистрантов.
Целями проведения практических (семинарских) занятий являются углубление и закрепление теоретических знаний магистрантов, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, совершенствование навыков анализа действующего законодательства, а также проверка степени усвоения изученного материала.
При подготовке практическому (семинарскому) занятию магистрантам необходимо изучить конспект лекции, рекомендованные нормативные правовые акты, основную и дополнительную литературу, подготовить доклад, презентацию, а также выполнить индивидуальное задание, данное преподавателем. Темы докладов, рефератов, презентаций рекомендуются преподавателем (кафедрой). Преподаватель рекомендует только основные нормативные правовые акты, учебные пособия и научные статьи. Другие источники магистранты используют по своему усмотрению.
Примерный перечень вопросов для самостоятельной подготовки к практическим занятиям, структурированный по темам
Тема 5. Проблемы определения понятия и сущности государства.
1. Подходы к определению понятия и установления существенных признаков государства.
2. Сущность и понятие государства: многообразие подходов.
3. Соотношение общечеловеческого и классового в сущности государства.
4. Признаки государства.
5. Понятие типологии и типа государства. Критерии классификации.
6. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государств.
7. Переходное государство.
8. Суверенное государство в глобализирующемся мире.
Проблемно-практическое задание к теме
1. Воспользовавшись книгами по истории, подобрать факты, характеризующие тот или иной тип государства.
2. Дать содержательное отличие между такими категориями, как «государство» и «государственность».
3. Выделить и записать те признаки государства, которые подвергаются на современном этапе трансформации, проанализировать причины этих изменений.
Тема. 7. Проблемы понимания формы государства.
1. Теоретико-методологические подходы к определению формы государства.
2. Понятие и структурные элементы формы государства.
3. Понятие формы правления. Виды форм правления.
4. Понятие и виды монархий.
5. Республика: понятие и виды.
6. Понятие формы государственного устройства. Унитарные и федеративные государства. Национально-культурные автономии. Конфедерация.
7. Понятие и виды государственных режимов. Основные признаки демократических, авторитарных и тоталитарных политических режимов.
8. Соотношение типа и формы государства.
9. Состояние и перспективы развития государственной формы России. «Вечные» вопросы российской государственности.
Проблемно-практическое задание к теме
1. Представить в графическом виде терминологическую модель понятия «форма государства».
2. Проанализировать с юридической точки зрения, опираясь на действующую Конституцию РФ, форму Российского государства.
3. Опираясь на учебную и научную литературу, выписать причины возникновения нетипичных форм правления.
4. Начертить графическую модель тоталитарного, авторитарного и демократического форм политического (государственно-правового) режима.