Учебно – методические материалы для СРС
Основная литература
Войтович В.Ю. Государственность Удмуртии. История и современность. Ижевск: Удмуртия, 2003. 368 с.
Войтович В.Ю. Государственное строительство в Удмуртии: основные вехи. Ижевск: Удмуртия, 2006. 448 с.
Бехтерев С.Л. Политическое развитие Удмуртии на завершающем этапе советской истроии. Ижевск, 2004.
История Удмуртии: Конец XV – начало XX века /Под ред. К.И. Куликова; Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. 552 с.
История Удмуртии: XX век. / Под ред. К.И. Куликова; Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005. 548 с.
Удмуртия в годы реформ: 1990-2001. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: ИД “Сократ”, 2002. 288 с.
Хрестоматия по истории Удмуртии: в 2-х т. Т.1: Документы и материалы. 1136 -1917. Ижевск/Комитет по делам архивов при Приавительстве УР, 2007. 816 с.; Т.2: Документы и материалы. 1917-2007. Ижевск/Комитет …, 2007. 772 с.
Дополнительная литература
Александров А.А. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века//Очерки истории Удмуртии XIX века. Ижевск, 1996. С. 82-140.
Бехтерев С.Л. Политическое развитие Удмуртии на завершающем этапе советской истроии. Ижевск, 2004.
Васильева О.И. Удмуртская интеллигенция. Формирование и деятельность. 1917-1941 гг. Ижевск, 1999. 210 с.
Губогло М.Н., Смирнова С.К. Феномен Удмуртии. Парадоксы этнополитической трансформации на исходе XX века. М., 2001. 496 с.
Калинин И.К. Восточно-финские народы в процессе модернизации. М.: Наука, 2000. 178 с.
Куликов К.И. Национально-государственное строительство восточно-финских народов в 1917-1937 гг. Ижевск, 1993. 280 с.
Куликов К.И. Удмуртия – субъект России (1980-е годы). Проблемы экономики, политики, национальных отношений: учебное пособие. Ижевск: УНИЯЛ УрО РАН, 1999, 280 с.
Маликов М.К. История суда Удмуртии (1917-1922 гг.). Учебное пособие. Ижевск,1977. 95 с.
Материалы к серии “Народы Советского Союза”. Вып. IV: Удмурты. М., 1990, 130 с.
Напольских В.В. Ведение в историческую уралистику. Ижевск, 1997. 268 с., ил.
Национально-государственное строительство в Удмуртии в 1917-1937 гг.: Сб. статей. Ижевск, 1991. 192 с.
Органы государственной власти и управления Удмуртской АССР (1918-1980 гг.): Справочник (по материалам госархивов). Устинов: Удмуртия, 1986. 340 с.
Очерки истории Удмуртской АССР. Ижевск: Удм. кн. изд-во. Т.1. 1958. Т. 2. 1962. .
Политика и экономика Удмуртии советского периода: Сб. статей. Ижевск, 1996. 152 с.
Рябухин Е. Из истории образования удмуртской автономии // Уч. зап. ГГПИ. Ижевск,1957. Вып.4.С.45-80.
Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды// На стыке континентов и цивилизаций: Из опыта образования и распада империй X-XVI вв. М.: Изд-во “ИНСАН”, 1996. С. 279-526.
Справочник по административно-территориальному делению Удмуртии. 1917-1991 гг. Ижевск: Удмуртия, 1995. 744 с.
Суханов А.И., Шумилов Е.Ф. История нашего края: Учебное пособие для 7-10 классов. Изд-е 3-е, доп. Ижевск: Удмуртия, 1988. 208 с.
Удмуртская Республика: Энциклопедия. Ижевск: Удмуртия, 2000. 800 с., ил.
Хрестоматия по истории Удмуртии. Ижевск: Удмуртия, 1973. 360 с.
Шкляев Г.К. Межэтнические отношения в Удмуртии. Опыт историко-психологического анализа. Ижевск, 1998. 211 с.
Шумилов Е.Ф. Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство. XVII- начало XX века. Ижевск: Изд. дом “Удмуртский университет”, 2001. 434 с.
Этническая мобилизация во внутренней периферии: Волго-Камский регион начала XXI века: Сб. докл. Ижевск, 2000. 178 с.
Образовательные технологии
При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных
умений по образцу:
- подчеркивание научности через достоверность фактов без упрощений;
- системность и последовательность материала, четкая формулировка темы лекции, ее задач и проблемности;
- формирование у студентов устойчивой структуры знаний;
- направленность лекции на развитие самостоятельности и активности студентов в процессе обучения, понимания сущности изучаемого предмета.
Использование традиционных технологий обеспечивает подчеркивание связи между приобретением знаний, умений и формированием личности, ориентирование на использование изучаемого материала в профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего.
При проведении практических занятий используются:
- «кейс-стади» - обучение с использованием конкретных ситуаций, применение моделирования професиональной деятельности в учебном процессе, выявление типовых производственных задач и их трансформация в учебно-производственные задачи, применяемые для обучения и для оценки качества подготовки;
- «рефлексия» - диагностическая и развивающая технология, обеспечивающая активное восприятие учебного материала за счет самопознания, самооценки, самоанализа;
- «тренинговые технологии»: тренинг деловой коммуникации; тренинг личностного развития; тренинг коммуникативных умений;
- «метод диалогового общения»: дискуссия; спор; диалог;
- «мозговой штурм»;
- «метод конкретной ситуации»;
- технология обучения с применением «метода проектов» включает шесть этапов: подготовка; планирование; исследование; обобщение результатов исследования; отчет, представление результатов; завершающий этап, оценка результатов.
Разбор ситуации – это изложение гипотетической ситуации, которое используется для анализа и обсуждения. Этот метод стимулирует дискуссии и обсуждения в группах, совместные поиски новых путей работы.
Метод используется для обсуждения различных проблем, с которыми в типовой ситуации сталкиваются практически все гражданские служащие и развивает навыки коллективной работы над разрешением и преодолением трудностей.
Этапы процесса: описание конкретной ситуации, детальное ознакомление с ситуацией; формулирование проблемы, которую надо разрешить и вопросов для обсуждения, подготовка к обсуждению и поиск путей решения проблемы; изложение подготовленных предложений или вариантов ответов на вопросы; обсуждение предложенных вариантов решений; обобщение результатов занятий и подведение итогов.
Презентация– это передача информации в виде изложения различных теорий, методологических подходов с использованием информационных ресурсов. Формы презентации различны и могут варьироваться от обычной лекции (доклада) до некоторого вовлечения аудитории в процесс через вопросы и участие в дискуссии. Презентация наиболее часто используется в практической деятельности государственных и муниципальных служащих.
Метод используется для обучения какому-либо конкретному аспекту теории или методологии и для моделирования постепенного подхода к решению задачи. Может быть использован при проведении семинара-дискуссии, выступлении с докладом, проведении ролевых и деловых игр, защите курсового проекта и т.п.
Этапы процесса: определение содержания материала и цели презентации; составление примерного плана презентации; разработка системы наглядного материала, иллюстрирующего материал презентации; подведение итогов, изложение самых главных моментов представленного материала и его наглядных иллюстраций; обсуждение (вопросы – ответы); выявление достоинств и недостатков проведенной презентации.
Интерактивные образовательные технологии, используемые на аудиторных занятиях
Тема | Виды учебной работы | Используемые интерактивные технологии | Кол-во часов |
Тема 1. Предмет и задачи курса. Историография и источники. | Лекция Практическое занятие | Информационная лекция, проблемная лекция, Тестовые технологии | 0,5 |
Тема 2 . Становление и развитие государственности Удмуртии (1917-1930-е гг) | Лекция Практическое занятие | Информационная лекция | 0,5 |
Тема 3. Конституционно-правовое развитие Удмуртской АССР (1934-1940 гг.) | Лекция Практическое занятие | Информационная лекция, проблемная лекция, | |
Тема 4. Государственно-правовое развитие Удмуртии с начала 40-х-до конца 90-х годов 20 века. | Лекция Практическое занятие | Тестовые технологии Решение задач | |
Тема 5. Современное развитие Удмуртской Республики. | Лекция Практическое занятие | Информационная лекция Решение задач Дискуссия | |
Итого: 4 |
Все эти технологии в совокупности обеспечивают успешное освоение студентами учебного материала дисциплины.
7. Фонды оценочных средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации.
Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль, промежуточная аттестация в форме зачета.
Текущий контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материалов форме:
· - экспресс-контрольные во время проведения семинарских занятий;
· - проведение тестового контроля знаний студентов по темам курса;
· - оценка выполнения индивидуальных заданий;
· - проверка степени подготовленности студентов к ведению дискуссий по обсуждаемым на семинарах вопросам.
Для определения уровня сформированности компетенций проводится 2 рубежных контроля. Промежуточная аттестация: экзамен.
Перечень вопросов к экзамену:
1. Национальное движение удмуртского народа и образование Вотской автономной области.
2. Начало национально-политической консолидации удмуртского народа (февраль1917г.).
3. Возникновение Глазовского, Елабужского и Малмыжского культурно-просветительских обществ.
4. Подготовка проектов административно-территориальных границ удмуртской автономии и декрета об образовании ВАО. 4 ноября 1920 г. – Декрет ВЦИК и СНК РСФСР об образовании Вотской автономной области.
5. Развитие государственности Удмуртии в 1920-1930-е гг. Образование УАССР.
6. Первые проблемы новой государственности (конституционная, хлебная, кадровая, о центре и границах ВАО) зимой 1920-1921 гг.
7. Включение ВАО (УАО) в состав Нижегородского (Горьковского края) (1928-1934 гг.).
8. Аграрная политика Советского государства в Удмуртии после принятия Земельного кодекса 1922 г. Лудорвайское дело (июнь-декабрь 1928 г.) и его политическая подоплека.
9. Коллективизация в Удмуртии в 1929-1931 гг. и ее последствия.
10. Процессы унитаризации Советского Союза в конце 1920-х – первой половине 1930-х годов и их проявления в Удмуртии. Переименование ВАО в УАО (1 января 1932 г.).
11. Правовое положение Удмуртской АССР в составе РСФСР и Кировского края.
12. Включение ВАО (УАО) в состав Нижегородского (Горьковского края) (1928-1934 гг.).
13. Развитие правового статуса Удмуртской АССР после принятия Конституции СССР 1936 г.
14. Расширение территории Удмуртии в 1937 и 1939 гг.
15. Правовое положение Удмуртской АССР по конституционному законодательству 1977-1978 гг.
16. Формирование, полномочия и формы деятельности Верховного Совета Удмуртской АССР.
17. Президиум Верховного Совета Удмуртской АССР.
18. Совет Министров Удмуртской АССР.
19. Правовой статус автономной республики в ставе РФ в конце 80-х-начале 90-х гг.
20. Итоги перестройки СССР в 1985-1990 гг. 1990 – начало 1995 г. – становление новой власти в Удмуртии:
21. Декларация о государственном суверенитете Удмуртии (20 сентября 1990 г.). Формирование структуры органов государственной власти и местного самоуправления.
22. Разработка и принятие новой Конституции Удмуртской Республики (7 декабря 1994 г.).
23. 1995-1999 гг. – Удмуртия – парламентская республика.
24. Выборы 26 марта 1995 г. и деятельность нового органа государственной власти – Государственного Совета (Председатель – А.А. Волков).
25. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и УР (17 октября 1995 г.). Разработка законодательства по местному самоуправлению, его утверждение (апрель 1994 г.) и несовершенство.
26. Удмуртия – президентская республика.
27. Правовой статус Главы Удмуртской Республики
28. Правовой статус и полномочия Государственного Совета Удмуртской Республики.
29. Исполнительная власть в Удмуртской Республике.
30. Судебная власть и правоохранительные органы Удмуртской Республики.
Таблица перевода баллов в традиционную систему оценок
Баллы | Оценка | ||
Полная запись | Сокращенная запись | Числовой эквивалент | |
88 - 100 | Отлично | (отл.) | |
74 -87 | Хорошо | (хор.) | |
61 - 73 | Удовлетворительно | (удовл.) | |
0- 60 | Неудовлетворительно | (неуд.) | |
61-100 | зачтено |
Предлагаются следующие критерии экзаменационной оценки:
Оценка «отлично» ставится в случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.
Оценка «хорошо» ставится студенту, который твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос.
Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, который освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала.
Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, который не знает отдельных разделов программного материала, допускает существенные ошибки.