Рефлекторная природа психики.

Отражательная деятельность человека основана на рефлекторной деятельности мозга. Основателем учения о рефлекторной природе психики является выдающийся русский физиолог И.Сеченов (1829-1905). В своих трудах он подчеркивал, что источником психических актов как отражательной деятельности являются внешние раздражители, которые действуют на организм. Эта деятельность возникает в процессе взаимодействия индивида с окружением благодаря рефлекторной деятельности мозга. В своем известном труде «Рефлексы головного мозга» (1863) И.Сеченов писал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения есть рефлексы», и что без внешнего чувственного раздражения психическая деятельность невозможна.

Учение И. Сеченов о рефлекторной природе психики развил И.П.Павлов (1849-1936) в своем учении о высшей нервной деятельности.

Основой относительно учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности является материалистическое понимание единства организма и среды.

В своих исследованиях И.П.Павлов доказал, что большие полушария головного мозга играют ведущую роль в жизнедеятельности всего организма. Кора больших полушарий головного мозга, обеспечивает потребности организма. Кора больших полушарий головного мозга, обеспечивает потребности организма, вместе с ближайшими к коре подкорковыми нервными центрами осуществляет сложную аналитико-синтетическую деятельность. В ней создаются наисложнейшие временные нервные связи, при помощи которых регулируются отношения между организмом и внешней средой, а также деятельность самого организма.

Эту деятельность больших полушарий головного мозга И.П.Павлов и называет высшей нервной деятельностью.

Поведение живого организма является определенной системой реакций или рефлексов на раздражители внешней и внутренней среды.

Рефлекс – это реакция организма на раздражение, которая осуществляется при помощи нервной системы. Рефлекторная деятельность – основная форма деятельности нервной системы.

Различают два вида рефлексов: безусловные, с которыми существо рождается, и условные, которые формируются у него в процессе жизни.

Безусловные рефлексывырабатываются в процессе длительного периода биологического развития живых существ. Они необходимы животным с первых дней жизни для обеспечения своего существования. Безусловные рефлексы являются врожденными, осуществляются при помощи нижележащих отделов центральной нервной системы и обеспечивают организму поиск пищи, избегание вредных влияний и др.

Безусловные рефлексы порождаются безусловными раздражителями, т.е. такими, которые действуют на соответствующие рецепторы – вкусовой, тактильный и др., вызывают соответствующие реакции организма. Безусловные рефлексы не исчезают и все время действуют при нормальном состоянии организм. Сложная система безусловных рефлексов создает деятельность, которую называют инстинктивной.

Безусловные рефлексы не могут удовлетворить потребности высших организма, которые живут в сложных условиях. Поскольку внешняя среда ежечасно изменяется, то приспособиться к ней при помощи одних только безусловных рефлексов невозможно. Необходимо дополнение их временными связями, которые образуются у животных и человека в процессе жизни.

Основным принципом работы больших полушарий головнго мозга, как доказал И.П.Павлов, является образование временных нервных связей, или условных рефлексов.

Проводя исследования, он заметил, что при определенных условиях у животных возникают рефлексы и при отсутствии безусловных раздражителей (например, иногда слюна у собаки начинает выделяться при появлении человека, который ее кормит, хотя в этот момент еды собаке не дают). Рефлексы в данном случае возникают под влиянием раздражителей, которые И.П.Павлов назвал условными. Он доказал, что когда на животное одновременно действуют два раздражителя: один – безусловный, например еда, а другой – условный, который сам по себе не вызывает рефлекс, например свет лампочки, то в головном мозге возникают два очага возбуждения – от еды и от света. Из-за того, что они действуют одновременно, между соответствующими нервными центрами, находящимися в состоянии возбуждения образуется замыкание, т.е. устанавливается временная нервная связь.


Рефлекторная природа психики. - student2.ru
Рефлекторная природа психики. - student2.ru
Рефлекторная природа психики. - student2.ru
Рефлекторная природа психики. - student2.ru
 

Рис. 3. Образование условного рефлекса у животных (по И.П.Павлову).


Принцип замыкания условных (временных) нервных связей(рис. 3). Он заключается в следующем. Еслипри достаточно сильном возбуждении участка коры под влиянием раздражителя, вызывающего врожденную реакцию (безусловный рефлекс) (Б), в другом участке коры создается возбуждение действием раздражителя (В), который сам но себе не вызывает определенного безусловного рефлекса (А), т. е. является нейтральным, то это второе возбуждение вступает в связь с первым. В результате при многократном повторении связи нейтральный раздражитель (например, звуки или свет) будет самостоятельно вызывать ту же реакцию (например, слюноотделение), которую до этого вызывал безусловный раздражитель (например, нища). Раздражитель, бывший до этого нейтральным, превращается теперь в условный раздражитель, а вызванный им рефлекс становится условным рефлексом (Г). Следовательно, в результате многократного повторения процедуры происходит замыкание новой нервной связи.

Благодаря этой связи условный раздражитель начинает вызывать рефлекторную реакцию, как и безусловный.

Условно-рефлекторная деятельность человека– необычайно сложная, разнообразная и тонкая система связей. Новые нервные связи образуются на основе не только безусловных, но и существующих, ранее образованных условных связей, которые приобрели соответствующую силу и устойчивость. Необходимыми условиями образования условных рефлексов является оптимальная сила раздражителя, активность коры больших полушарий головного мозга и подкрепление условных раздражителей безусловными. В обучении таким подкреплением является интерес к знаниям, пытливость, удивление новизной явлений.

Основные закономерности высшей нервной деятельности (ВНД)

Основными процессами нервной деятельности является возбуждение и торможение.

На кору больших полушарий головного мозга одновременно действуют много разных раздражителей, однако на значительное количество раздражителей организм не реагирует, поскольку возбуждение, вызванное ими, тормозиться.

Торможение происходит одновременно с возбуждением. Благодаря торможению целой цепи участков коры возбуждение направляется и сосредотачивается в определенном участке коры.

При определенных условиях возбуждение и торможение расширяются, иррадиируют по коре больших полушарий, вызывая возбуждение или торможение других участков коры, или снова сосредотачиваются в пункте своего возникновения.

Благодаря иррадиации условный рефлекс может проявляться и на сходный раздражитель, например, если зажечь вместо лампочки, фонарик. Иррадиация возбуждения в сознании вызывают различные ассоциации-образы, мысли, чувства, которые или усиливают, или тормозят выполняемую деятельность.

В случае концентрации возбуждения в определенном участке коры другие ее участки тормозятся.

Расширение или сосредоточение возбуждения и торможения осуществляется в соответствии с законом иррадиации и концентрации нервных процессов.

Возбуждение и торможение взаимодействуют. Возбуждение в определенных участках коры больших полушарий головного мозга вызывает торможение в других и наоборот: торможение в одних участках коры вызывают возбуждение в других. Такое явление происходит согласно закона взаимной индукциивозбуждения и торможения.

Различают индукцию положительную и отрицательную.

При положительной индукции торможение в определенном участке коры вызывает возбуждение в других ее участках.

При отрицательной индукции возбуждение в каком-либо участке коры вызывает торможение в тех ее участках, которые были до этого активными.

Торможение нервых процессов бывает безусловным, или внешним, и условным или внутренним.

Внешнее торможениевозникает вследствие действия достаточно сильного постороннего раздражителя. Образованный условный рефлекс, например выделение собакой слюны на зажигание электрической лампочки, прекращается, если начнет действовать сильный звук.

Внешнее торможение является проявлением действия отрицательной индукции. Оно проявляется еще и в виде запредельного торможения, которое возникает тогда, когда сила возбуждения превышает возможности нервной клетки. В этом случае сила раздражителя не только вызывает усиление реакции, а наоборот, реакция ослабевает или совсем тормозиться. Тормозные процессы, которые возникают в клетке из-за ее перенапряжения, охраняют ее от разрушения.

Внутреннее торможениетакже обусловлено внешними условиями. Одним из проявлений условного или внутреннего торможения является ослабление временных нервных связей. Оно возникает тогда, когда условный раздражитель (например, свет), на который вырабатывается условный рефлекс, время от времени не подкрепляется безусловным раздражителем (например, едой). Созданная связь в этом случае затормаживается, и рефлекс угасает. Если условный раздражитель снова подкрепить безусловным, то заторможенная временная связь легко восстанавливается, и условный раздражитель снова вызывает условный рефлекс. Торможение временных нервных связей лежит в основе забывания.

Важным проявлением внутреннего торможения является дифференциацияраздражителей и реакций. Если из условных раздражителей, на которые вырабатывался условный рефлекс, подкреплять безусловным раздражителем только некоторые, то условный рефлекс возникает на те условные раздражители, которые подкрепляются безусловным. А возбуждение от других раздражителей, которые не подкрепляются, тормозятся, и условный рефлекс на них не проявляется. Так, если сформирован условный рефлекс на звук, но подкрепляется звук только определенной высоты или интенсивности, то и условный рефлекс далее будет возникать только на звук той высоты или интенсивности, которая подкреплялась. Происходит дифференциация раздражителей. Исследованиями установлено, что собака, например, может дифференцировать звуковые раздражители с точностью до 1/8 тона. Дифференцированное раздражение способствует различению оправданных жизнью раздражителей от неоправданных. Это ярко проявляется в учебно-воспитательной деятельности.

Наряду с замыкательной функцией большие полушария головного мозга выполняют также аналитико-синтетические.

Взаимодействуя со средой организм отвечает не на все раздражители, которые достигают мозга, а только на те, которые служат удовлетворению ее потребностям.

Различая раздражители, мозг на одни из них отвечает, а на другие не отвечает. Так анализируются предметы внешнего мира. Одновременно с анализом большие полушария головного мозга осуществляют синтез, сущность которого заключается в замыкании нервных связей. Образуют целые цепи и системы временных связей. Процессы, которые в психологии называют ассоциациями, являются не чем иным как образованием временных связей, т.е. актами синтеза. Познавательные процессы, мышление – это сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга.

Наши рекомендации