Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности Управления по работе со СМИ ВГО по информированию населения о социально – экономических и культурных процессах
Можно добавить пункт анализ уровня информированности где будут схемы(выделенные серым + анкета) и главу 3 или 2.4 совершенствование деятельности
Для лучшего изучения уровняинформированности населения о социально – экономических и культурных процессах во ВГО, был осуществлен опрос жителей города Владивостока в возрасте от 18 до 70 лет.
Результаты опроса показали низкий уровень обращений населения в органы местного самоуправления: 49% опрошенных владивостокцев никогда не обращались в органы власти, 29% – обращались редко, 17% – иногда и лишь 5% – часто.
При взаимодействии с местными органами власти каждый второй респондент лично обращался к специализированному источнику информации или средству связи; каждый пятый реализовывал это взаимодействие в устной форме путем личного посещения чиновников (20,2%); примерно каждый седьмой – посредством письменного обращения (14,8%), 8,7% – путем обращения в средства массовой информации
На вопрос об уровне информационной открытости органов местного самоуправления для населения, а также уровне осведомленности (информированности) последнего о деятельности органов власти были получены такие ответы:часть населения, которая полностью удовлетворенасоставляет только 3%, 17% – удовлетворены в полной мере, 35% – «скорее нет, чем да». Настораживает тот факт, что «не удовлетворены» и «затруднились ответить» 45% опрошенных жителей.
Рис.. Распределение ответов на вопрос о степени удовлетворенности информационной открытостью органов местного самоуправления, %
По поводу осведомленности о деятельности органов местного самоуправления население г. Владивостокавысказалось неоднозначно. Так, 48% респондентов либо не информированы, либо информированы незначительно. Полностью информированными оказались лишь 10% граждан. Такой показатель можно объяснить пассивностью граждан, поскольку для того, чтобы быть информированным, нужно обладать интересом и намерением получить информацию, при том что разновидность источников получения таковой неизменно возрастает.
Рис.. Распределение ответов респондентов на вопрос о степени информированности населения о деятельности органов местного самоуправления, %
Основную информацию о деятельности органов власти респонденты получают: из местных телепередач – 67%, местного радио – 23%, бесед с родственниками, друзьями, соседями – 23%, материалов городских, областных газет – 43%, бесед с коллегами по работе, деловыми партнѐрами – 12%, Интернета – 20% (рис.)
Рис. Источники информации о деятельности органов мсу
Среди эффективных формы взаимодействия с органами местного самоуправления население обозначило такие, как муниципальные выборы, сходы и собрания граждан, а также обращения в органы местного самоуправления
Рис. Распределение ответов респондентов на вопрос обэффективных формах взаимодействия местных органов власти с населением,%.
На завершающем этапе исследования выявлялась степень готовности населения оказывать содействие органам власти в решении вопросов местного значения. Результаты опроса показали, что ()% населения готовы оказывать какое-либо содействие органам местного самоуправления. Этот факт свидетельствует о достаточно высокой гражданской ответственности населения ВГО, активности населения, а также желание, помимо участия в выборах и обращений в органы власти для решения личных проблем, сотрудничать с ними.
Стоит отметить, что во Владивостокском городском округе начала появляться тенденция неэффективного информационного взаимодействия органов местного самоуправления, которое носит чисто формальный характер, не провоцирующий обратную связь.
Вследствие чего сложилась ситуация явного несоответствия социальной активности местных сообществ,требованиям общественного развития.
Это проявляется в пассивном отношении населения ВГО к формированию органов местного самоуправления, в незнании текущих проблем, существующих на территории городского округа, в отсутствии у граждан представления о функциональных обязанностях органов местного самоуправления, низкой удовлетворенности людей проводимой работой органами местного самоуправления и другим.
Для решения этих и многих других проблем, связанных с информационным взаимодействием органов местного самоуправления и населения необходимо провести ряд мероприятий, направленных на совершенствование деятельности органов местного самоуправления по информированию населения.
Так,для привлечения как можно большего числа граждан к процессу информационного взаимодействия с органами местного самоуправления, необходимо предоставлять информацию гражданам в инициативном порядке, не дожидаясь их требований. Наиболее простой формой реализации данной идеи может стать адресное распространение муниципальных газет по почтовым ящикам.
Информационная деятельность органов власти – это не только пропаганда успехов администрации, но и форма диалога между органами власти и гражданами. Управление по работе со СМИ ВГО является связующим звеном между органами местного самоуправления и населением. Поэтому в эпоху компьютеризации процесса информационного взаимодействия муниципальной власти с населением необходимо на сайтах органов местного самоуправления организовать форумы. Главной целью таких форумов должен стать открытый диалог между должностными лицами местного самоуправления и местным сообществом по вопросам определения структуры органов местного самоуправления; их компетенции; проблем, существующих на территории муниципального образования; определения приоритетных направлений развития муниципалитета; обсуждение постановлений и распоряжений властей по вопросам местного значения, а также публичное обсуждение обращений граждан.
Информационная деятельность органов государственной власти должна формировать доверие населения к государственным структурам, создавая условия для социальных дискуссий и сотрудничества. Поэтому, целесообразным будетразмещение на сайтах муниципальных образований подробных видеоотчетов депутатов муниципальных советов и руководителей структурных подразделений местной администрации.
Муниципальное управление немыслимо без профессионального и конструктивного информационного взаимодействия с населением, объектом управления, а также без эффективного управления таким взаимодействием. Однако взаимодействие с населением – это не столько одностороннее информирование, сколько двусторонняя связь. Она должна строиться на основе субъект-субъектных взаимоотношений и представлять собой диалоговую коммуникацию.Поэтому, в структуре местной администрации, а именно в Управлении по работе со СМИ, для действительно эффективного диалога местных властей и жителей, а также длястимулирования и поддержания гражданской активности необходимо создать отдел по связям с общественностью.
Само название Отдел по связям с общественностью говорит само за себя.Связи с общественностью в системе государственного управления – это целенаправленное взаимодействие структур государственного аппарата (органов, организаций, учреждений) с гражданами и общественными институтами, которое можно определить как реализуемую ими информационно-коммуникативную функцию публичной власти и управления, позволяющую оценивать отношения различных кругов общественности к тем или иным решениям и действиям, идентифицировать провозглашаемую и реально проводимую политику, соотносить реализуемые программы с общественными интересами, формировать массовыепредставления по каким-либо проблемам для обретения общественного понимания, поддержки принятия и выполнения соответствующих мер [1, с. 174]. (1. Государственное управление: основы теории и организации / Под ред. В.А.Козбаненко. - М.: Статус, 2011. – 379 с)
Основными задачами отдела будут являться: встреча с гражданами; обсуждение текущих проблем, существующих в муниципалитете; разъяснение нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления и многое другое.
Реальная польза от развития общественного участия граждан для органов местного самоуправления заключается в следующем:
‒ общественное участие создает более широкий диапазон мнений и возможные решения;
‒ общественное участие позволяет добиться наиболее открытого и прозрачного характера управления, в результате чего повышается доверие к органам местного самоуправления, население начинает относиться к принятым решениям с большим пониманием и ответ-ственностью;
‒ предотвращение конфликтов с местной общественностью, которые могут привести весьма к крайне нежелательным последствиям при разработке и принятии значимых для них решений [3]. (3.Киселѐв А.Г. Теория и практика массовой информации: общество – СМИ – власть: Учеб.пособие. – Юнити-Дана, 2010)
Так как реализация данных мер будет сопровождаться определенными финансовыми затратами, необходимо добавить в местный бюджет статью, связанную с информированием населения.
Делая вывод, необходимо отметить, что, несмотря на наличие некоторых негативных моментов, в целом уровень информированности населения Владивостокского городского округа на оптимальном уровне. Муниципальная власть в глаза жителей города Владивостока представляется, как вполне способная разрешать повседневные проблемы жизнедеятельности муниципального образования. Управление по работе со СМИ ВГО, в рамках имеющихся прав и полномочий, справляется в значительной мере со своими обязанностями, однако степень эффективности работы Управления может быть значительно выше.
- для наиболее массового информирования населения публиковать информацию о проводимых администрацией мероприятиях в многотиражных корпоративных газетах, выпускаемых общественными организациями, объединениями, на предприятиях и т.д.;
- выпускать информационные буклеты со справочной информацией о деятельности органов исполнительной власти (с перечнем оказываемых услуг, контактными данными подразделений, ведущих работу с обращениями граждан), а также с информацией о реализуемых социальных проектах и распространять их в местах массового пребывания людей – поликлиниках, больницах, социальных ярмарках, торговых точках;
- как можно чаще проводить опросы населения о характере принимаемых решений, приоритетных направлениях деятельности органов государственного и муниципального управления.
[1]Постановление Администрации г. Владивостока [Электронный ресурс]: от 23 мая 2014 г. N 5901 Об утверждении Положения об официальном сайте администрации города Владивостока–Электрон.дан.. – Режим доступа :http://base.garant.ru/30181342/#ixzz3wQWZ9yNR
[2]Постановление Администрации г. Владивостока [Электронный ресурс]: от 14.09.2012 г. №3241 Об утверждении долгосрочной целевой программы Повышение уровня информированности населения о социально-экономических, культурных и общественных процессах, происходящих на территории Владивостокского городского округа на 2013 год-2018 годы – Электрон.дан.. – Режим доступа : http://vlc.ru/docs/npa/51421/
[3]Постановление Администрации г. Владивостока [Электронный ресурс]: от 14.09.2012 г. №3241 Об утверждении долгосрочной целевой программы Повышение уровня информированности населения о социально-экономических, культурных и общественных процессах, происходящих на территории Владивостокского городского округа на 2013 год-2018 годы – Электрон.дан.. – Режим доступа : http://vlc.ru/docs/npa/51421/